Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:01, курс лекций
Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.
Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка
1.1. Сущность и функции цен
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Тема 2. Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса
2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка
2.2. Эластичность спроса по цене
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары
2.4. Эластичность спроса по доходам
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен
Классификация методов изучения поведения покупателей
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках
3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей
Тема 4. Система цен в экономике
4.1. Виды цен
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации
4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне
4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени
Тема 5. Методы государственного регулирования цен
5.1. Цели и методы государственного регулирования цен
5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования
5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен
5.4. Субъекты государственного регулирования цен Российской Федерации
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации
6_1.1. Определение цены при заключении договора
6_1.2. Изменение цены после заключения договора
6_1.3. Цена в отдельных видах договоров
Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе
6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен
6_2.2. Роль налоговых органов в регулировании цен
6_2.3. Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж
6_2.4. Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом
Тема 7. Анализ безубыточности решений в ценообразовании
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования
7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ
7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара
Тема 8. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании
8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен
8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат
8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров
Тема 9. Методы затратного ценообразования
9.1. Сущность затратного ценообразования
9.2. Калькулирование по полным затратам
9.3. Калькулирование по сокращенным затратам
Тема 10. Методы рыночного ценообразования
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения
10.2. Методы параметрического ценообразования
Тема 11. Ценообразование на конкурсные проекты
11.1. Сущность и виды торгов
11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения
Тема 12. Стратегия ценообразования
12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы
12.2. Стратегии конкурентного ценообразования
12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования
12.4. Географические стратегии ценообразования
Тема 13. Тактика ценообразования
13.1. Классификация тактических приемов ценообразования
13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения
13.3. Психологические приемы тактики ценообразования
Тема 14. Ценообразование на рынке товаров
14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров
Тема 15. Ценообразование на рынке услуг
15.1. Состав и особенности сферы услуг
15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг
Тексты для чтения
Само по себе отклонение цены, указанной сторонами сделки, от рыночной не может повлечь за собой доначисление налога и пеней. Для того чтобы доначислить их, налоговый орган должен иметь основания для проверки цен. Такими основаниями могут быть только следующие обстоятельства:
стороны являются взаимозависимыми лицами;
сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции;
цена сделки в пределах непродолжительного периода времени отклоняется от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), более чем на 20 процентов;
сделка является внешнеторговой.
Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных признаков, налоговый орган не вправе проверить правильность применения цен.
Согласно пункту 2 статьи 50 Конституции РФ, если такая проверка была произведена налоговым органом, ее результаты не могут обосновывать доначисление налога и пеней, поскольку они получены с нарушением федерального законодательства.
Взаимозависимые лица – это граждане
и организации, отношения между
которыми могут оказывать влияние
на условия и экономические
Признание лиц взаимозависимыми возможно по закону либо по суду.
Согласно ст. 20 Налогового кодекса РФ взаимозависимость возникает в тех случаях, когда:
одна организация
одна организация косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя или опекаемого.
Первые два основания
Пример.
Непосредственное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО Предприятия Б в размере 25% от уставного капитала. В этом случае все сделки, совершаемые между данными предприятиями, подлежат контролю со стороны налогового органа. Если доля такого участия составляет, например 18%, то цены по сделкам по указанному основанию контролю не подлежат.
Косвенное участие. Предприятие А
владеет акциями ОАО
Товарообменные (бартерные) операции – это операции, совершаемые на основе договоров мены и товарообмена.
Договор мены регулируется гл. 31 Гражданского
кодекса РФ. Понятие "договор товарообмена"
не установлено ни в налоговом, ни
в гражданском
Внешнеторговые сделки – это сделки, заключаемые в процессе осуществления внешнеторговой деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 13.10.95 г. № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изм. и доп.) под внешнеторговой деятельностью понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Самым распространенным видом внешнеторговых
сделок являются экспортные договоры.
Под экспортом в соответствии
с вышеназванным Законом
6_2.3. Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж
На практике наибольшие трудности
возникают с определением, в каких
случаях нужно проверять
(10)
где – уровень цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам;
gudi – количество реализованных идентичных товаров;
pudi – цена реализации идентичных товаров.
После этого могут быть проверены те сделки, цены по которым отклоняются более чем на 20 процентов. Если цена по этим сделкам отклоняется более чем на 20 процентов не только от уровня цен, но и от рыночной цены, то их результаты могут быть пересчитаны исходя из рыночных цен.
При проверке налоговыми органами цен организация вправе требовать от них соблюдения следующего алгоритма:
проверяется, были ли у организации
бартерные или
определяется рыночная цена на реализованные по этим сделкам товары, работы или услуги;
определяется отрицательная
результаты сделки пересчитываются для целей налогообложения по рыночным ценам, если полученная разница превышает 20 процентов;
определяется сумма
на сумму недоплаченного налога начисляются пени.
Пример.
В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган установил, что налогоплательщик реализовывал идентичные товары по разным ценам:
500 единиц товаров – по цене 300 руб.;
100 единиц товаров – по цене 400 руб.;
200 единиц товаров – по цене 250 руб.
Определим уровень применяемых налогоплательщиком цен (среднюю цену реализации товаров):
Отклонение на 20 процентов от уровня цен составляет 60 руб. (300 руб. х 20% : 100%).
При реализации товаров за 300 руб. отклонений от уровня цен не было.
Поэтому эта сделка не может быть проверена налоговым органом.
При реализации товаров за 250 руб. отклонения от уровня цен не превысили 20 процентов:
300 руб. - 250 руб. = 50 руб.;
50 руб. < 60 руб.
Поскольку отклонение от уровня применяемых цен не превысило 20 процентов, цена сделки не может быть проверена налоговым органом.
При реализации товаров за 400 руб. отклонения от уровня цен превысили 20 процентов:
400 руб. - 300 руб. = 100 руб.;
100 руб. > 60 руб.
Так как цена по данной сделке отклоняется от уровня применяемых цен более чем на 20 процентов, налоговый орган вправе проверить цены, применяемые по этой сделке.
В ходе проверки было установлено, что рыночная цена на идентичные товары в проверяемом периоде не менялась и составила 500 руб.
В результате были доначислены налоги, исчисление которых зависит от цены реализации:
налог на добавленную стоимость – 10 000 руб. х 20% = 2000 руб.;
налог на пользователей автомобильных дорог – 10 000 руб. х 2,5% = 250 руб.;
налог на содержание жилфонда – 10 000 руб. х 1,5% = 150 руб.;
налог на прибыль – (10 000 руб. - 250 руб. - 150 руб.) х 30% = 2880 руб.
На сумму недоплаченных
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ доначисление налогов, исходя из рыночных цен, является прерогативой налогового органа. Это значит, что налогоплательщик самостоятельно не корректирует налоговую базу по рыночным ценам.
Нормы статьи 40 Налогового кодекса РФ, определяющие порядок пересчета цен для целей налогообложения, установлены для налогового органа, а не для организации-налогоплательщика. Поэтому организация исчисляет налог по ценам, указанным в договоре.
6_2.4. Способы определения рыночной
цены. Определение рыночных цен
методом цены последующей
Согласно пункту 4 статьи 40 Налогового кодекса РФ, рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Рынком товара, согласно данному
документу, считается ближайшая
по отношению к покупателю (продавцу)
территория Российской Федерации или
за ее пределами, на которой покупатель
может реально и без
В Налоговом Кодексе не конкретизируются возможности использования тех или иных границ рынка и особенности расчетов при выборе в качестве базы для сравнения мировых цен. Однако в принятых ранее "Временных методических рекомендациях по выявлению монопольных цен" (ГКАП РФ, 21 апреля 1994 г., № ВБ/2053) говорилось, что при выборе в качестве базы для сравнения цены на мировом рынке, конкурентная цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по официальному биржевому курсу американского доллара. Если цена на внутреннем рынке находится значительно ниже мировых цен, базовая цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по паритету покупательной способности рубля и доллара США на дату продажи, а не только по официальному биржевому курсу доллара. При этом должны быть учтены различия в системах налогообложения, экспортные и импортные пошлины и т.д. В случае несогласия с трактовкой налоговым органом границ рынка на конкретную продукцию предприятие должно доказать, что покупатели либо не имеют реального доступа на этот рынок, либо приобретение товара на данном рынке вызовет значительные дополнительные затраты покупателя, связанные с транспортировкой и страхованием товара.
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми. Так как и идентичные и однородные товары не являются абсолютной копией оцениваемого товара, их цена может быть использована только в качестве базы для расчета конкурентной цены.
Условия сделок признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок. Корректировка базовой цены на несопоставимость условий может потребоваться при отличиях в объеме поставляемых товаров, в сроках исполнения обязательств, в наличие дополнительного сервисного обслуживания, в сроках гарантии, постоянстве взаимосвязей (программы преданных клиентов), в учете в цене транспортных или иных расходов.
При определении и признании рыночной цены используются официальные источники информации. На территории Алтайского края официальным органом (источником), определяющим рыночные цены товаров (продукции) считается Главное управление экономики и инвестиций администрации края.
Самым сложным для практического применения данного основания является порядок определения непродолжительного периода времени. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает такого понятия. Непродолжительный период времени в целях осуществления контроля за ценами должен определяться исходя из определенного периода (30 дней, 90 дней, 180 дней и т.д.). При этом определение непродолжительности периода времени должно зависеть от состояния экономики в стране. Чем стабильнее экономика, тем дольше данный период.
Для состояния сегодняшней
На соответствующем рынке
При этом рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.