Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:01, курс лекций
Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.
Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка
1.1. Сущность и функции цен
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Тема 2. Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса
2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка
2.2. Эластичность спроса по цене
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары
2.4. Эластичность спроса по доходам
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен
Классификация методов изучения поведения покупателей
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках
3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей
Тема 4. Система цен в экономике
4.1. Виды цен
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации
4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне
4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени
Тема 5. Методы государственного регулирования цен
5.1. Цели и методы государственного регулирования цен
5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования
5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен
5.4. Субъекты государственного регулирования цен Российской Федерации
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации
6_1.1. Определение цены при заключении договора
6_1.2. Изменение цены после заключения договора
6_1.3. Цена в отдельных видах договоров
Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе
6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен
6_2.2. Роль налоговых органов в регулировании цен
6_2.3. Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж
6_2.4. Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом
Тема 7. Анализ безубыточности решений в ценообразовании
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования
7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ
7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара
Тема 8. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании
8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен
8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат
8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров
Тема 9. Методы затратного ценообразования
9.1. Сущность затратного ценообразования
9.2. Калькулирование по полным затратам
9.3. Калькулирование по сокращенным затратам
Тема 10. Методы рыночного ценообразования
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения
10.2. Методы параметрического ценообразования
Тема 11. Ценообразование на конкурсные проекты
11.1. Сущность и виды торгов
11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения
Тема 12. Стратегия ценообразования
12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы
12.2. Стратегии конкурентного ценообразования
12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования
12.4. Географические стратегии ценообразования
Тема 13. Тактика ценообразования
13.1. Классификация тактических приемов ценообразования
13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения
13.3. Психологические приемы тактики ценообразования
Тема 14. Ценообразование на рынке товаров
14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров
Тема 15. Ценообразование на рынке услуг
15.1. Состав и особенности сферы услуг
15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг
Тексты для чтения
p2x – конечный уровень цены товара х;
q1y – начальный уровень объема спроса на товар у;
q2y – конечный уровень объема спроса на товар у.
Взаимодополняющие товары – коэффициент перекрестной эластичности отрицательный.
Взаимозаменяющие товары – коэффициент перекрестной эластичности положительный.
Независимые товары – коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.
Учет перекрестной эластичности спроса по цене может существенно повлиять на принятие стратегических и тактических решений на конкурентном рынке.
2.4. Эластичность спроса по доходам
Эластичность спроса от дохода характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя. Принимая решение о цене товара, следует учитывать, что изменение доходов потребителей может по-разному сказаться на динамике спроса. Графическое изображение этой зависимости представлено кривыми Энгеля, а форма зависимости описывается уравнениями Тронквиста. Возможные ситуации:
коэффициент эластичности меньше нуля – с ростом дохода потребление снижается (при насыщении спроса на товары первой и не первой необходимости, при возможности переключения спроса на более дорогие товары);
коэффициент эластичности равен нулю – с увеличением доходов спрос остается стабильным;
коэффициент эластичности от нуля до единицы – по мере изменения дохода происходит незначительное однонаправленное изменение спроса (товары первой необходимости);
коэффициент эластичности больше единицы – темпы изменения спроса выше темпов изменения дохода.
Эластичность спроса по доходам существенно различается для разных категорий покупателей, поэтому коэффициентами эластичности следует пользоваться только в пределах одной доходной группы. Более точные модели учитывают различную эластичность спроса по доходам, выделяя различные категории по возрасту, полу, социальным характеристикам.
Нет четких границ для отнесения
товаров к товарам
По мере сближения степени
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен
Тип оцениваемых параметров |
Условия проведения эксперимента | |
Без контроля со стороны экспериментатора |
При контроле со стороны экспериментатора | |
Фактические покупки |
Исследование агрегированных данных о продажах |
Эксперименты в магазинах |
Изучение панельных данных |
Эксперименты в лабораторных условиях | |
Анализ данных, полученных при обследовании магазинов |
||
Предпочтения и намерения |
Прямой опрос покупателей |
Анализ имитационных покупок |
Исследование готовности совершить покупку |
||
Параметрическое позиционирование |
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках
Достоинством данной группы методов является простота сбора и достоверность информации.
Недостатком – "исторический" характер информации, условность ее перенесения в будущее (в одну реку нельзя войти дважды).
Факторы, способные изменить спросовые реакции покупателей:
текущее количество конкурирующих фирм и торговых марок;
масштабы и дата самого недавнего изменения цен конкурентами;
масштабы и эффективность
макроэкономическая ситуация в стране.
Методы сбора информации:
Исследование агрегированных данных о продажах. Метод чрезвычайно прост в реализации. Заключается в анализе и обобщении отчетных данных предприятия. Существенно расширяются возможности и упрощаются процедуры при применении современных информационно-статистических программ. Соответственно использование данного метода организационно не сложно и не требует существенных дополнительных финансовых затрат. В то же время данному методу присущи следующие недостатки:
неоперативность представления информации, периодичность сбора информации и затраты времени на ее последующую обработку затрудняют принятие оперативных управленческих решений;
агрегированный характер информации: фирмы, предлагающие широкий ассортимент товаров, указывают в отчетности укрупненные, сводные показатели, на основе которых нельзя сделать вывод о эффективности применения тех или иных тактических приемов ценообразования;
отсутствие информации о реакции конечного потребителя: при организации сбора информации о предприятиях производителях или снабженческо-сбытовых организациях, которые реализуют свою продукцию через сеть посредников.
Анализ панельных данных. Панель
покупателей – это
возможная нерепрезентативность выборки, что может быть связано как с ошибками формирования выборки, так и с искажениями в поведении покупателей в условиях эксперимента по сравнению с обычными условиями;
трудностью поддержания
исторический характер наблюдений.
Эксперименты в магазинах, т.е. сбор информации в реальном торговом заведении с использованием не замечаемого покупателями управления условиями их покупок. Данный метод предполагает активное участие исследователя в эксперименте: исследователь может изменить цену товара, затраты на рекламу и т.п. и наблюдать за изменением поведения покупателей. При проведении эксперимента следует учитывать, что скорость реакции покупателей на изменение управляющих параметров различных товаров различна, кроме того, с течением времени поведение покупателей может изменяться под влиянием внешних факторов (сезонность, инфляция, изменение конъюнтуры рынка и т.п.). Поэтому для чистоты эксперимента рекомендуется проводить наблюдение одновременно в двух магазинах: экспериментальном и контрольном. В экспериментальном магазине – наблюдать за изменением объема продаж в ходе эксперимента, а в контрольном фиксировать объем продаж в это же время. Результаты, полученные в экспериментальном магазине, должны быть очищены от влияния внешних факторов с учетом информации, полученной в контрольном магазине. Основной недостаток метода – высокие затраты, связанные с его использованием, т.к. результаты эксперимента отражаются на прибыли предприятия. Метод не доступен для исследователей, не обладающих необходимыми полномочиями по принятию решений об изменениях цен.
Эксперименты в лабораторных условиях.
Исследователь может
3.3. Методы, основанные на выявлении
предпочтений и намерений
Потребность в сборе информации данными методами возникает в следующих случаях:
товар новый;
новый рынок;
существенно изменившаяся конъюнктура рынка;
существенно изменившиеся условия продаж;
дорогостоящий товар.
Достоинством данной группы методов является опережающий характер информации. Недостатком – субъективный характер оценок, которые в ряде случаев могут не совпадать с действительным поведением покупателей в будущем.
Методы сбора информации:
анкетирование;
анализ готовности совершить покупку;
декомпозиционный анализ.
Тема 4. Система цен в экономике goodstudents.ru
4.1. Виды цен
Многообразие цен и оснований для их классификации позволяет на практике объединять их в различные группы. Некоторые из наиболее часто используемых классификаций приведены в таблице.
Таблица 3
Основание для классификации |
Виды цен |
1. Стадия товародвижения (характер обслуживаемого |
1.1. Оптовые (отпускные) 1.2. Закупа 1.3. Розничные |
2. Государственное воздействие |
2.1. Свободные 2.2. Регулируемые |
3. Вид товара |
3.1. Цены товаров или услуг 3.2. Тарифы 3.3. Курсы валют или ценных бума |
4. Способ установления, фиксации |
4.1. Твердые 4.2. Подвижные 4.3. Скользящие |
5. Способ получения информации об уровне цены |
5.1. Публикуемые 5.2. Расчетные |
6. Фактор времени |
6.1. Текущие 6.2. Сопоставимые 6.3. Средние |
7. Вид рынка |
7.1. Цены товарных аукционов 7.2. Биржевые котировки 7.3. Цены торгов |
8. Территория действия |
8.1. Мировые 8.2. Единые по стране 8.3. Региональные (поясные, зональные, местные) 8.4. Трансфертные |
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара
Характеристика цен по стадиям движения товара приведена в Законе Алтайского края "Об основах ценообразования в крае", Глава 2 "Классификация и структура цен".
Отпускные (оптовые) цены на товары народного
потребления, продукцию производственно-
Оптовые и отпускные цены включают в себя расходы, связанные с производством и реализацией и налоги, предусмотренные налоговым законодательством, а также прибыль (убыток). Состав расходов, связанных с производством и реализацией, определяется в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации (Глава 25, ст. 252-272). Прибыль (убыток) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и расходами, связанными с производством и реализацией продукции (услуг).
Структура оптовой цены может быть представлена следующим образом:
Таблица 4
Расходы, связанные с производством и реализацией Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) НДС
Оптовая цена предприятия без НДС (цена производителя)
Отпускная цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)
Оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию включают в себя импортную стоимость (фактурную стоимость), указанную в счете поставщика и пересчитанную в рублях по курсу, установленному Центральным Банком России на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению с добавлением установленных сборов (платежей) за таможенное оформление товара, а по товарам, подлежащим обложению импортными пошлинами – на величину этих пошлин с добавлением всех расходов по закупке и доставке продукции, издержки импортера, связанные с транспортировкой, хранением и реализацией продукции на территории края и Российской Федерации, а также прибыли импортера.
Цены закупа (продажные цены оптового
посредника) применяются при расчетах
посредников с потребителями
товаров народного потребления,
продукции производственно-
При наличии нескольких оптовых посредников может увеличиться доля снабженческо-сбытовой надбавки в цене.
Розничные цены на продукцию (услуги) производственно-технического назначения и товары народного потребления применяются при расчетах изготовителей и импортеров, розничных торговых, иных предприятий и организаций с населением. Розничная цена включает в себя отпускную (оптовую) цену или цену закупа и торговую наценку. Цены на предприятиях общественного питания включают в себя отпускные (оптовые) цены или цены закупа и наценки. Торговая наценка (надбавка) включает в себя налоги, издержки обращения (себестоимость), в том числе транспортные и иные расходы продавца (кроме стоимости приобретенного товара), а также прибыль (убытки) продавца. Согласно Письму Министерства экономики РФ от 22.01.1999 г. "О порядке формирования розничных цен": "На товар, закупленный оптом за наличный расчет, по которому уплачен налог с продаж, розничные цены определяются исходя из цены закупки, торговой надбавки и налога с продаж"
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации
При подписании договора, контракта на поставку продукции или выполнение работ важным условием является распределение риска потерь от инфляции между поставщиком и потребителем продукции.
Твердые цены (постоянные) устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка "цена твердая, изменению не подлежит". Твердые цены применяются в сделках с немедленной поставкой или с поставкой в течение короткого срока. Если твердые цены применяют в договорах, предусматривающих длительные сроки поставки, то оговорка "цена твердая, изменению не подлежит" должна присутствовать в контракте обязательно.
Риск инфляционных потерь полностью берет на себя изготовитель, если же цены снижаются продавцу гарантирована продажа товара по стабильной цене.