Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:01, курс лекций

Описание работы

Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Содержание

Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка
1.1. Сущность и функции цен
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Тема 2. Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса
2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка
2.2. Эластичность спроса по цене
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары
2.4. Эластичность спроса по доходам
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен
Классификация методов изучения поведения покупателей
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках
3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей
Тема 4. Система цен в экономике
4.1. Виды цен
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации
4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне
4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени
Тема 5. Методы государственного регулирования цен
5.1. Цели и методы государственного регулирования цен
5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования
5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен
5.4. Субъекты государственного регулирования цен Российской Федерации
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации
6_1.1. Определение цены при заключении договора
6_1.2. Изменение цены после заключения договора
6_1.3. Цена в отдельных видах договоров
Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе
6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен
6_2.2. Роль налоговых органов в регулировании цен
6_2.3. Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж
6_2.4. Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом
Тема 7. Анализ безубыточности решений в ценообразовании
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования
7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ
7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара
Тема 8. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании
8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен
8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат
8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров
Тема 9. Методы затратного ценообразования
9.1. Сущность затратного ценообразования
9.2. Калькулирование по полным затратам
9.3. Калькулирование по сокращенным затратам
Тема 10. Методы рыночного ценообразования
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения
10.2. Методы параметрического ценообразования
Тема 11. Ценообразование на конкурсные проекты
11.1. Сущность и виды торгов
11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения
Тема 12. Стратегия ценообразования
12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы
12.2. Стратегии конкурентного ценообразования
12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования
12.4. Географические стратегии ценообразования
Тема 13. Тактика ценообразования
13.1. Классификация тактических приемов ценообразования
13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения
13.3. Психологические приемы тактики ценообразования
Тема 14. Ценообразование на рынке товаров
14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров
Тема 15. Ценообразование на рынке услуг
15.1. Состав и особенности сферы услуг
15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг
Тексты для чтения

Работа содержит 1 файл

leccii-cenoobrazovanie.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

 

Усмотрение сторон в определении цены ограничено статьей 5 Закона о конкуренции, которая запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, использовать монопольно высокие и монопольно низкие цены. Применение таких цен рассматривается как запрещенная монополистическая деятельность. Статьей 6 Закона о конкуренции запрещены соглашения о ценах между хозяйствующими субъектами, чья совокупная доля на рынке определенных товаров превышает 35%.

 

Пунктом 2 ст. 485 определяется зависимость  цены от веса товара. Она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором купли-продажи

 

6_1.2. Изменение цены после заключения  договора

6_1.2. Изменение цены после заключения  договора

 

Пункт 2 ст. 424 – "Изменение цены после заключения договора допускается  в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке".

 

Из данного положения вытекает принцип стабильности, т.е. невозможности  изменения согласованной сторонами  цены, если в договор не были включены условия об ее изменении. По такому же принципу идет судебно-арбитражная практика. Суды отказывают в удовлетворении требований об увеличении или уменьшении обусловленной договором цены в случаях, когда в договоре отсутствует оговорка о возможности изменить цену. Также, на основании ст. 500 ГК не подлежит изменению цена товара длительного пользования, проданного гражданам в кредит по договору розничной купли-продажи.

 

Иной подход должен быть применен в случаях, когда произошли существенные изменения обстоятельств, имевших  место при заключении договора.

 

В соответствии со ст. 451 ГК стороны  могут в предусмотренных ею случаях  изменить цену своим соглашением, что  позволяет приспособить договор  к конъюнктуре рынка. При не достижении сторонами соглашения об изменении  цены заинтересованная при этом сторона вправе обратиться в суд.

 

Для удовлетворения судом требования одной из сторон об изменении цены необходима совокупность четырех условий, предусмотренных ст. 451 ГК:

В момент заключения договора стороны  исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет.

Изменение обстоятельств вызвано  причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после  их возникновения при той степени  заботливости и осмотрительности, какая  от нее требовалась по характеру  договора и условиям оборота.

Исполнение договора без изменения  его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение  имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она  в значительной степени лишилось бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Из обычаев делового оборота  или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств  несет заинтересованная сторона.

 

В том случае, когда в договоре предусмотрена возможность изменения цены, но способ не определен, Гражданским кодексом установлен порядок ее изменения (пересмотра) цены.

 

Например, согласно п. 3 ст. 485 ГК в случае изменения показателей, учитывавшихся  при определении цены в договоре купли-продажи в момент заключения договора (себестоимость, затраты, стоимость комплектующих изделий и др.), новая цена при передаче товара устанавливается сторонами исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. При изменении арендной платы порядок изменения установлен п. 3 ст. 614 ГК.

 

Ряд норм второй части ГК устанавливает  правила применения цены в случае нарушения договорных обязательств, в том числе при исчислении размера убытков, а также неустойки (штрафа, пени).

 

Согласно п. 1 ст. 485 ГК "Цена товара" покупатель обязан совершить за свой счет действия (в соответствии с законом), которые необходимы для осуществления платежа. Это положение ГК аналогично предписаниям Венской конвенции 1980. При этом совершение таких действий, как направление в банк поручения об открытии аккредитива, не рассматривается в качестве осуществления платежа. Также не является платежом поручение банку о переводе продавцу цены товара, если такое поручение не было исполнено.

 

На основании ст. 316 ГК местом исполнения денежного обязательства по общему правилу признается место нахождения (жительства – в отношении граждан) кредитора в момент возникновения обязательства.

 

Пункт 3 ст. 485 предусматривает, если цена товара подлежит изменению в зависимости  от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. При просрочке продавцом исполнения обязанности передать товар цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара, предусмотренный договором

 

6_1.3. Цена в отдельных видах  договоров

 

6_1.3. Цена в отдельных видах  договоров

 

Цена в договоре продажи недвижимости:

 

Следующее существенное значение при  заключении договора продажи имеет  ст. 555 – "цена в договоре продажи  недвижимости". Пункт 1 ст. 555 предусматривает, что договор продажи недвижимости обязательно должен содержать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости, договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные статьей 424 ГК РФ, не применяются (например, правило о цене на аналогичные здания, сооружения и иную недвижимость.)

 

Если стороны самостоятельное  не могут определить цену недвижимости, то они могут поручить данный процесс  специализированным коммерческим организациям – оценщикам.

 

При продаже здания, сооружения или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, договор должен включать цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее, например, если участок передается на праве аренды, то в цену недвижимости включается только цена этого права.

 

В случаях, когда цена в договоре на недвижимое имущество определена не за объект в целом, а за единицу  площади или иного показателя размера, то при определении общей  цены учитывается фактический размер продаваемого покупателю имущества.

 

Иной порядок определения цены может быть предусмотрен законом  или договором продажи недвижимости.

 

Цена в договоре подряда:

 

Ст. 709 – "цена работы" и ст. 735 – "цена и оплата работы" предусматривает  определение цены в договоре подряда.

 

Согласно пп. 1-3 ст. 709 цена подряда, включающая издержки подрядчика и его  вознаграждение, т.е. прибыль, может  определяться по-разному:

цена может быть обозначена в  тексте договора, что практикуется при небольшом объеме подрядных работ;

в договоре может быть указан способ определения цены (например, котировки  определенного рынка или биржи), что на практике бывает редко;

цена определяется сметой, которая  содержит постатейный перечень затрат по выполнению работ, прилагается к  договору и является его частью;

в бытовом подряде цены могут  регулироваться соответствующими государственными органами, в этих случаях они указываются  в обязательных для сторон прейскурантах;

при заключении договора подряда на основании конкурса цена определяется с учетом объявленных условий конкурса и результатов его проведения.

 

В случае, когда работа выполняется  в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает  силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения  ее заказчиком. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

 

К цене по договору подряда сторонами  могут согласовываться, с учетом результатов выполнения работ, скидки (при несвоевременном выполнении работ и их ненадлежащем качестве) и доплаты (за досрочное выполнение работ и их высокое качество).

 

При существенном возрастании стоимости  материалов и оборудования, предоставленных  подрядчиком, а также оказываемых  ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.

 

Ст. 735 определяет цену работы в договоре бытового подряда. На основании данной статьи выполненные подрядчиком работы оплачиваются по цене, определяемой соглашением сторон.

 

Если цена на работу устанавливается  или регулируется уполномоченными  на то государственными органами, то она не может быть увеличена.

 

Работа оплачивается заказчиком после  ее окончательной сдачи подрядчиком. С согласия заказчика работа может  быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.

 

Гражданское законодательство уделяет большое внимание вопросам ценообразования, но регулирует в общих чертах порядок установления цен в договоре, не касается вопросов уровня цены, представляя субъектам ценообразования значительную свободу действий.

 

Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе

 

6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен

 

Взаимосвязь налогов и цен обусловлена  ролью этих двух экономических категорий  в воспроизводственном процессе. Если цена отражает стоимость всех произведенных товаров, выполненных  работ и оказанных услуг, то налог – часть этой стоимости, один из элементов ее перераспределения. По сути, налог является одной из основных частей цены, величина которой зависит от законодательно установленных норм и правил перераспределения составных частей валового общественного продукта.

 

Воздействие налогов на уровень цен проявляется  в их включении в состав затрат по производству товаров (работ и  услуг), в отнесении на финансовый результат налогоплательщика. Природа  налогового влияния на цены зависит  от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя посредством включения в цену.

 

Но налог  – это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен  проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при  определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг). По НДС, некоторым акцизам, налогам, поступающим в дорожные фонды, налоговая база определяется как стоимость продукции, исчисленная исходя из цены реализации. По налогу на прибыль налоговая база определяется как валовая прибыль, представляющая собой разность между выручкой, исчисляемой исходя из тех же цен реализации, и затрат на производство реализованной продукции.

 

Общая величина налоговой базы находится в прямой зависимости от уровня цен и в идеальной модели является функцией "рыночной цены" реализованных товаров (работ, услуг). При этом речь не случайно идет о рыночной цене. В условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, определяемым при взаимодействии спроса и предложения. Каждый продавец или покупатель ориентируется на общий уровень цен, присущий данному рынку, тем самым, создавая этот рынок.

 

Любая налоговая  система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен

 

6_2.2. Роль  налоговых органов в регулировании цен

 

Налоговые органы в законодательном порядке  должны иметь возможность воспользоваться  всем спектром косвенных методов  определения цены реализованной  продукции с целью исчисления налогов исходя из реальной величины налоговой базы.

 

Действующим налоговым законодательством  в Российской Федерации предусмотрен порядок, регламентирующий последовательность определения цены реализованной  продукции для целей налогообложения. Статья 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определяет, что в целях налогообложения применяется установленная сторонами цена товаров (работ, услуг), пока не доказано ее несоответствие уровню рыночных цен идентичных (однородных) товаров с учетом сопоставимости условий.

 

Практика реализации предлагаемого  ст. 40 НК РФ механизма определения цены товаров (работ и услуг) неоднозначна. С одной стороны, процесс демократизации этой сферы налоговых отношений в направлении создания наиболее благоприятных условий для налогоплательщика, способствующих проведению более гибкой политики продвижения своей продукции на рынке, принес положительные результаты. Это, в частности, относится к конкурентным рынкам, на которых цены формируются при взаимодействии спроса и предложения. Сопоставление деятельности значительного количества хозяйствующих субъектов позволяет налоговым органам провести сравнение и доказать несоответствие применяемых цен рыночным. Для этих целей в качестве базовой цены для сравнения можно выбрать средневзвешенную рыночную цену за отчетный период.

 

С другой стороны, наличие большого количества оценочных категорий и практически полное отсутствие информационной базы, обеспечивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют налоговым органам проведение эффективного контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами. Более сложные и запутанные отношения, складывающиеся на рынке между хозяйствующими субъектами, делают прописанные в ст. 40 НК РФ нормы неэффективными.

 

Налоговому органу необходимо решить вопрос о возможности пересчета  результатов сделки для целей налогообложения по рыночной цене.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике