Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:01, курс лекций
Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.
Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка
1.1. Сущность и функции цен
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Тема 2. Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса
2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка
2.2. Эластичность спроса по цене
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары
2.4. Эластичность спроса по доходам
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен
Классификация методов изучения поведения покупателей
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках
3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей
Тема 4. Система цен в экономике
4.1. Виды цен
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации
4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне
4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени
Тема 5. Методы государственного регулирования цен
5.1. Цели и методы государственного регулирования цен
5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования
5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен
5.4. Субъекты государственного регулирования цен Российской Федерации
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации
6_1.1. Определение цены при заключении договора
6_1.2. Изменение цены после заключения договора
6_1.3. Цена в отдельных видах договоров
Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе
6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен
6_2.2. Роль налоговых органов в регулировании цен
6_2.3. Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж
6_2.4. Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом
Тема 7. Анализ безубыточности решений в ценообразовании
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования
7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ
7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара
Тема 8. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании
8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен
8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат
8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров
Тема 9. Методы затратного ценообразования
9.1. Сущность затратного ценообразования
9.2. Калькулирование по полным затратам
9.3. Калькулирование по сокращенным затратам
Тема 10. Методы рыночного ценообразования
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения
10.2. Методы параметрического ценообразования
Тема 11. Ценообразование на конкурсные проекты
11.1. Сущность и виды торгов
11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения
Тема 12. Стратегия ценообразования
12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы
12.2. Стратегии конкурентного ценообразования
12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования
12.4. Географические стратегии ценообразования
Тема 13. Тактика ценообразования
13.1. Классификация тактических приемов ценообразования
13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения
13.3. Психологические приемы тактики ценообразования
Тема 14. Ценообразование на рынке товаров
14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров
Тема 15. Ценообразование на рынке услуг
15.1. Состав и особенности сферы услуг
15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг
Тексты для чтения
Цена рассматривается
Неразрывность спроса и предложения определяет локальный характер рынка услуг и наличие в ряде случаев естественной монополии. При наличии естественной монополии возникает необходимость государственного регулирования рынка соответствующих услуг. Естественная монополия может возникнуть и в связи с ограниченностью рынка, когда экономически невыгодно создавать дополнительные предприятия. Данная характеристика не носит всеобщий характер и значительно изменяется в последние десятилетия. Либерализация дает мощный импульс развитию мобильных средств связи, прогрессу на авиатранспорте и т.д. Только за первые три года после демонополизации телекоммуникаций цены на эти услуги в США снизились на 12%, Австралии – на 15%, Японии – на 30%, Англии – на 42%.
Виды цен в сфере услуг
По стадиям движения товара – являясь по структуре оптовой ценой, она выполняет функции оптовой и розничной.
По степени свободы в ценообразовании – а) свободные тарифы, регулируемые чисто рыночными механизмами (бытовые услуги, услуги коммерческих банков, коммерческие образовательные и медицинские услуги), б) тарифы формально саморегулируемые участниками рынка (регулирование различными объединениями или соглашениями участников рынка, например на авиаперевозки) и в) тарифы, регулируемые государством. Государство осуществляет прямое регулирование тарифов на услуги транспорта, связи (в рамках регулирования естественных монополий) или дает возможность бесплатного получения услуг (здравоохранение, образование).
По способу расчета –
на единицу потребляемой услуги (билет в музей, в кино, театр).
интегральные как сумма цен на различные виды работ, необходимых для оказания данной услуги (ремонт жилья, бытовой техники, стоматология).
комплексные при реализации взаимодополняющих услуг (лечение в стационаре, туристско-экскурсионное обслуживание, банковское обслуживание, обслуживание покупателей программных продуктов).
цена по принципу абонемента – дает право пользования услугой в течение определенного периода без ограничения объема (проездной в общественном транспорте, водоснабжение).
Логика ценообразования на набор услуг – комплекс благ должен стоить для покупателя меньше, чем при покупке каждого из благ в отдельности. Набор услуг может быть неразбиваемым, если входящие в его состав услуги нельзя купить по отдельности (обычно используется фирмами предлагающими уникальную услугу в сочетании с традиционными), разбиваемым, если услуги можно приобрести как по отдельности так и в комплекте, причем цена комплекта ниже, чем сумма услуг при изолированном их приобретении).
Стратегии ценообразования:
широко распространено дифференцированное ценообразование;
двухчастные цены – установление цены на услугу, потребление одной части которой связано с необходимостью дополнительной оплаты другой части (парк атракционов).