Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:35, реферат
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания:
природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа
развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и
явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие
ребенка. Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факторов.
Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное
накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть
приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания
человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.
Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный
оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая,
слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.
Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом
возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был
физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить
свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от
ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого
повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает
необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными
последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен
опекать наставник.
стороны, утопичность и неправильность такого взгляда, приводившего Руссо в
конечном итоге к педоцентризму.
Нам бы хотелось в связи с этим выяснить по возможности те истоки, которые
питали взгляды Руссо на природу человека, на природу ребенка.
Философская,
психологическая и
разрешением загадки человеческого бытия, человеческого поведения. Педагогика
была кровно заинтересована в этом, так как только изучив человека (в том
числе и ребенка), можно научиться управлять и руководить им, т.е.
воспитывать.
Прогрессивные поиски в этом направлении были нацелены как против реакционных
и религиозно-мистических концепций, так и на обоснование и защиту позитивных
взглядов на человека, его развитие и поведение.
Сокрушительные
удары передовые мыслители
просветители) наносили по религиозной догматике, проповедовавшей бренность
всего земного, греховность мирских желаний и помыслов, умерщвление плоти и
смирение духа. Именно на этих догмах было построено все религиозное
воспитание.
Этим
религиозно-мистическим
просветителями была противопоставлена вера в человека, в его природные
задатки и способности, вера в могущество воспитания. Однако как только речь
заходила о конкретных исследованиях природы этого человека, о конкретных
взглядах на душевную деятельность его, сразу же выявлялись различные точки
зрения даже прогрессивных деятелей того времени. Нам нет
необходимости рассматривать весь ход и атмосферу идейной борьбы того
периода. Мы кратко, в самых общих чертах, рассмотрим взгляды по отдельным
вопросам лишь тех мыслителей, которые оказали или могли оказать то или другое
влияние на формирование мировоззрения Руссо.
Влияние
взглядов мыслителей на формирование
творчества Руссо
Исследователями установлено, что еще в юности молодой Руссо зачитывается
сочинениями Монтеня и Рабле, изучает "философский словарь" Бейля, штудирует
труды Декарта и Лейбница, читает "«Философские письма" уже знаменитого тогда
Вольтера, с интересом знакомится с сочинениями Локка. Со временем круг его
интересов значительно расширяется. В более зрелые годы Руссо, переехав в
Париж, не только пополняет свои знания в области философии, социологии,
эстетики и т.д., но и лично знакомится со многими из французских философов-
материалистов. Все это не могло не отразиться на духовном развитии Руссо.
Однако наибольшее влияние на него, пожалуй, оказали Декарт и Локк. В.Ф.Асмус
отмечает, что "материалистические положения Руссо - только "половина" его
воззрения. В философии Руссо не материалистический монист, а дуалист
декартовского типа. Наряду с материалам дается нам или природою, или людьми,
или вещами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть
воспитание, получаемое от природы".
Поскольку воспитание от природы есть, таким образом, процесс спонтанный,
самопроизвольный, определяемый активностью самой души и естественным ростом
тела, постольку именно этим и определяется роль и влияние воспитателя на
воспитанника. Эта роль сводится не к подавлению природы, личности ребенка, не
к насилию над ней, что приводит в конечном итоге к вырождению человека, а к
созданию условий для развития и проявления природных задатков и свойств
воспитанника.
Какие же условия требуются, по Руссо, для того, чтобы не мешать природе,
не искажать ее естественный ход, а тонко помогать ей, следуя за ее
развитием? К таким условиям в первую очередь относится естественное состояние
человека. "Естественный человек", "естественное общество", "естественное
право", "естественные потребности и наклонности" - эти понятия занимают
центральное место в социологии Руссо, без чего нельзя понять и его
педагогики. Именно из этих понятий, как их трактует Руссо, вытекает и его
понятие "естественного воспитания". В естественном состоянии природа человека
совершенна - вот основной тезис Руссо, проливающий свет на все его
рассуждения о воспитании, которое должно быть естественным, т.е.
соответствовать природе человека, а не противоречить ей, как это было в
условиях феодального воспитания. Как же понимает Руссо естественное состояние
человека? Естественный человек, по Руссо, это прежде всего созданный
природой человек с его естественными физическими и нравственными
потребностями и желаниями. Этот естественный человек с его непосредственными
чувствами
противопоставляется Руссо
нравами "гражданского" общества. Естественный человек отличается природной
добротой, отзывчивостью, состраданием к ближнему, цельностью характера.
Это, можно сказать, в известном смысле единый, гармоничный человек,
лишенный страстей и неутолимых желаний. Такой "идеальный" человек был,
разумеется, лишён у Руссо конкретно-исторического содержания и использовался
им скорее опять-таки как орудие полемики, орудие противопоставления
"природы" в "цивилизации", всего естественного и искусственного. В
воображении Руссо такой человек рисовался то в образе "дикаря" доисторической
эпохи, то становился символом простого народа с его душевной чистотой. Как
отмечает И.Верцман, влечение к простоте и естественности принимает у Руссо
форму целого мировоззрения. Именно, исходя из этого мировоззрения, Руссо на
первых порах отрицает цивилизацию вообще, книжную культуру, искусство и
другие ценности, созданные цивилизованным обществом. Однако и здесь, как и во
многих других вопросах, Руссо впадает в глубокое противоречие. Он как
выдающийся мыслитель не мог не видеть общественного прогресса, значения
его для развития как человечества в целом, так и отдельного человека в
частности. Вот почему в "Общественном договоре" Руссо, в отличие от двух
своих первых трактатов, пишет следующее: "Хотя в состоянии общественном
человек и лишается многих преимуществ, которыми он обладает в естественном
состоянии, но зато он приобретает гораздо большие преимущества - его
способности упражняются и развиваются, мысль его расширяется, чувства его
облагораживаются и вся его душа возвышается до такой степени, что, если бы
злоупотребления новыми условиями . жизни не низводили его часто до состояния
более низкого, чей то, из которого он вышел, он должен был бы беспрестанно
благословлять счастливый момент, вырвавший его навсегда из прежнего
состояния и превративший его из тупого и ограниченного животного в существо
мыслящее, в человека".
Преимущество "естественного" общества перед "гражданским" Руссо видел прежде
всего в том, что там все люди были равны, свободны. Все бедствия
человеческие, утверждает Руссо, начинались с неравенства, которое возникает
в гражданском обществе и приводит к вырождению человеческой личности. Таким
образом, возникновение гражданского общества, основанного на частной
собственности, Руссо характеризовал как шаг вперед в сравнении с первобытным
"естественным состоянием" и одновременно как шаг назад ввиду появления
неравенства, нищеты, всевозможных болезней и нравственного одичания. Как же
мыслит себе разрешить это противоречие Руссо? Какой вывод предлагает он?
Разумеется, позитивной программы, основанной на научных началах, у Руссо в
условиях того времени не было и не могло быть. И здесь ему присущи
противоречия. Однако многие мысли Руссо по этим вопросам, несмотря на
противоречия и известный утопизм, отличается ярко выраженным демократизмом: в
области социально-политической он решительно выступает за демократическую
республику; в области экономической - за равенство; в области педагогической
- за
последовательно
принципе свободы.
Понятие "свобода" как в плане социальном, так и педагогическом у Руссо
выступает не однозначно, и претерпевало известные изменения в разные периоды
жизни в связи с общей эволюцией его мировоззрения. Первоначально, когда Руссо
ратовал за естественное состояние человека в условиях дикости, когда
идеальный человек выступал у него в виде свободного, не зависимого ни от
кого "дикаря", свобода понималась Руссо как безграничное проявление
свободного духа, свободы воли, как отсутствие каких-либо обязанностей перед
людьми. В тот период, думал Руссо, человек должен самостоятельно, без помощи
других, добывать средства для существования, приобретая тем самым полную
независимость от людей. Позднее свобода человека ограничивается в трактовке
Руссо, законами природы, необходимости, законами возможного и невозможного
и, следовательно, понимается им уже как добровольное подчинение
человека разумным законам общества или (если речь идет о ребенке) разумной