Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:35, реферат
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания:
природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа
развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и
явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие
ребенка. Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факторов.
Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное
накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть
приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания
человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.
Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный
оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая,
слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.
Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом
возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был
физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить
свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от
ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого
повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает
необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными
последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен
опекать наставник.
В первый период жизни наряду с уходом (т.е. питанием, заботой о здоровье,
обереганием от болезней и пр.) большое значение приобретает приучение
ребенка к невзгодам и лишениям. Руссо решительно выступает против "нежного"
воспитания, он ратует за формирование человека здорового и крепкого.
"Приучайте,
советует педагог , -детей к
невзгодам, которые им
временем выносить. Приучайте тело их к суровостям времен года, климатов,
стихий, к голоду, жажде, усталости. Пока тело не приобрело привычки, его без
опасности можно приучить к чему хочешь; но раз оно в полном развитии, всякая
перемена становится для него гибелью". В этом отношении Руссо согласен с
Локком и неоднократно ссылается на его высказывания.
Приучение, таким образом, наряду с уходом выполняет важную функцию в
воспитании детей со стороны взрослых. И та и другая жизненно необходимы для
ребенка, но в плане воздействия на него, в плане руководства последняя
функция (т.е. приучение) выполняет более активную роль в процессе воспитания.
Вместе с тем и приучение, и уход в их органическом единстве способствуют
самосохранению ребенка. А это (т.е. самосохранение), по Руссо,- первый закон
природы.
И, обосновывая необходимость
своему излюбленному приему доказательства, ссылаясь на природу. "Наблюдайте
природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно
упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с
ранних пор учит их, что такое труд и боль". Следующую функцию воспитания,
как ее понимает Руссо, можно сформулировать так: это помощь ребенку в
преодолении трудностей роста и развития, в удовлетворении первичных
потребностей, содействие ему в накоплении первого чувственного опыта. Этой
функции Руссо придает так же, как и первым двум, исключительное значение.
Дело в том, что современное ему воспитание, как доказывает Руссо, все делает
для того, чтобы сковать, помешать естественному росту и развитию ребенка
(например, посредством пеленания). "... Импульс внутренних частей тела,
стремящегося к росту, встречает непреодолимое препятствие для потребных ему
движений. Дети непрерывно делают бесполезные усилия, которые истощают его или
замедляют их развитие... Воздействие, принужденное состояние, в котором
держат члены ребенка, только стесняют обращение крови и соков, мешает ребенку
крепнуть
и расти и уродует его
страницах своего педагогического романа, показывая первые шаги ребенка в
жизни, Руссо в полный голос, в противоположность воспитанию авторитарному,
заговорил о естественных, жизненных потребностях ребенка, во многих случаях
психологически тонко и верно. И заговорил не в порядке бесстрастной
проповеди, а в духе страстного призыва к удовлетворению законных потребностей
и стремлений маленького человека, заговорил о правах этого человека на
внимание со стороны взрослых. Дети испытывают потребность не только в
питания, но не в меньшей степени и потребность в беспрерывных движениях, а
затеи и в деятельности, - эту мысль доказывает Руссо не только логикой своих
рассуждений, но и ссылками на авторитетные источники.
Мы видим, что на первом этапе все названные функции воспитания (уход,
приучение, помощь и содействие в развитии тела и накоплении опыта) сливаются
у Руссо в единое целое, дополняя друг друга. Все они вытекают у него из
природы ребенка и подчинены этой природе, подчинены по существу
саморазвитию, естественному ходу, как любил говорить Руссо, самих вещей.
Какова же роль в этих условиях самого воспитателя? И каковы его
взаимоотношения с воспитанником? Много вдохновенных и возвышенных слов
посвящает Руссо воспитателю, его поистине великой миссии в жизни ребенка. Он
на протяжении
всего трактата как бы спорит с
известным тезисом
богослова Фомы Аквинского, оплота всего феодального мировоззрения,
утверждавшего, что младший существует для блага старшего. Не буквально,
разумеется, но всем ходом и логикой своего романа Руссо как бы говорит
читателю прямо противоположное: старший существует для блага младшего.
"Воспитатель! - какая возвышенная нужна тут душа... Поистине, чтобы создавать
человека, нужно самому быть или отцом или больше, чем человеком". Руссо
говорит о человечности как о первом и главном качестве всех людей, всех
воспитателей, говорит о гуманном отношении к детям. Гуманизмом пронизана
буквально каждая строка "Эмиля". "Люди, будьте человечны! Это ваш первый
долг. Будьте такими по отношению ко всякому состоянию, всякому возрасту,
во всем, что только не чуждо человеку! Разве есть какая-нибудь мудрость для
вас вне человечности? Любите детство, будьте внимательны к его играм и
забавам, к его милому инстинкту! "
Руссо видит в воспитателе то учителя, то наставника, то руководителя,
органически сливая все его задачи в единое целое. С особой настойчивостью
подчеркивает он неделимость обучения и воспитания, выдвигая на первый план в
процессе воспитания руководство ребенком в соответствии с его природой.
Полемизируя
с господствующими тогда
восклицает: "Вы отличаете учителя от воспитателя,- новая нелепость! Разве вы
отличаете ученика от воспитанника? Одну лишь науку предстоит преподавать
детям - науку об обязанностях человека. Наука эта - едина..., она неделима.
Впрочем, преподавателя этой науки я назвал бы скорее воспитателем, чем
учителем, так как ему надлежит больше руководить, чем обучать. Он не должен
давать правил: он должен заставлять находить их". Уже здесь мы видим не
только определение Руссо основных обязанностей воспитателя, но и
принципиальный его подход к делу руководства детьми: не заставлять их
выучивать правила, истины и следовать слепо авторитету старших, а самим
открывать истины, накапливая собственный опыт. В дальнейшем, на последующих
этапах воспитания Эмиля, Руссо разовьет эти общие исходные положения в
цельную
систему руководства ребенком. Однако
уже здесь Руссо четко
главное требование к воспитателю? не разрушать того, что делает природа
изнутри, т.е. больше всего заботиться о саморазвитии ребенка и не мешать
этому процессу. Это важнее, чем все остальные качества наставника, его
молодость, здоровье, знания, талант и др. «...Ребенок уже при рождении
бывает учеником не воспитателя, а природы, воспитатель только и делает, что
изучает, под руководством этого первого учителя, и не допускает, чтоб заботы
последнего встречали помеху"... Эти положения Руссо о следовании во всем
природе ребенка, естественному ходу вещей, являются основой его учения о
естественном воспитании. Они определяют функции воспитания, определяют
характер и сущность воспитания как содействия и руководства саморазвитием
ребенка, характер отношений между воспитателем и воспитанником.
Второй
период жизни ребенка - возраст от
2 до 12 лет.
Этому периоду Руссо посвящает вторую книгу своего "Эмиля". В ней находят
конкретизацию
и детализацию высказанные
воспитании, раскрывается сущность свободного воспитания.
И по объему, и по значению вторая книга занимает одно из ведущих мест в
романе. И это не случайно. Вот как объясняет значение этого периода в жизни
ребенка сам Руссо: "Самый опасный промежуток человеческой жизни это - от
рождения до двенадцатилетнего возраста. Это - время, когда зарождается
заблуждения и пороки"... Это, по мнению Руссо, "Сон разума". И будить
разум своего Эмиля Руссо пока не собирается, опять-таки сообразуясь с
естественный ходом вещей, т.е. исходя из теории естественного воспитания.
Руссо полагает, что природа ребенка такова, что разум, не созревший и не
"проснувшийся", не в состоянии пока в этом возрасте контролировать и
направлять чувства. Ввиду этого надо оставить душу в целом (а под душой в то
время обычно понимали разум, чувствования и волю) в покое, сохранить ее
неприкосновенность, пока она не будет иметь всех своих способностей и не
созреет окончательно. Основные же усилия в этот период должны быть направлены
на "телесное" воспитание, однако несколько в ином плане, чем раньше. Уход за
телом ребенка принимает характер не только я не столько укрепления и
закаливания его, но, прежде всего характер заботы о развитии органов внешних
чувств. В этом смысле данный период можно назвать своеобразный
подготовительным периодом для следующего, т.е. для периода обучения и
умственного развития Эмиля.
Если в плане умственного развития - это период, как мы сказали,
подготовительный, период накопления внешних впечатлений, наблюдений, одним
словом, как говорит сам Руссо, период чувственного познания, то в плане
нравственного развития ребенка - это, если можно так сказать, стадия
"предохранительная", основная цель которой - предохранить, уберечь ребенка от