Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, реферат
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.
Конструктивным событием
стало также принятие Конвенции
о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин (3). Она определила
в международно-правовой форме принципы
и меры, направленные на обеспечение
равных прав для всех женщин. Она
призвала “...государства принять
национальные законодательные меры,
запрещающие дискриминацию
Существенную роль сыграли
“Перспективные стратегии деятельности
в области улучшения положения
женщин на период с 1986 по 2000 год”(5). В
Стратегиях выдвинуты три цели – равенство,
развитие и мир. При этом равенство рассматривается
не только как правовое понятие, но и как
равенство прав, обязанностей и возможностей
женщин участвовать в процессе развития
в качестве активной действующей силы,
непосредственно связывается с задачей
всестороннего социально-экономического
развития и берется за основу для достижения
прогресса всех обществ. В названных документах
было зафиксировано стремление Мирового
сообщества ликвидировать к 2000г. дискриминацию
женщин. Они стимулировали в странах разработку
концептуальных подходов, стратегии и
тактики государственной политики, создание
национальных механизмов, мониторингов
реализации принимаемых текущих и долгосрочных
программ.
В 70-е и 80-е гг. были приняты
законы о равенстве прав женщин и
мужчин во Франции (1993 г.), ФРГ (1980 г.), Англии
(1975 г.), Австрии (1979 г.),
Дании (1978 г.), Норвегии (1978 г.), Швеции (1978
г.) и т.д. Эти законы включают нормы, регламентирующие
равенство возможностей при найме и увольнении,
вознаграждении труда, профессиональной
подготовке, продвижении по службе, распределении
семейных обязанностей между супругами
и т.д.
Характерно, что реформирование или создание вновь правовой основы улучшения положения женщин, институирование социальной феминологии имеет принципиально важное значение и неразрывно связано с созданием и разработкой технологий функционирования национальных механизмов, действием организационных структур, направленных на решение женского вопроса. В 90 странах мира существуют национальные механизмы на государственном уровне, в пяти странах их возглавляют премьер-министры. Проведенный анализ деятельности таких государственных органов позволяет сделать вывод о том, что в разных странах существуют разные подходы и типы организационных структур – министерства, комитеты по делам женщин. Но одна общая тенденция, бесспорно, при этом прослеживается: политика, направленная на принятие системы мер по обеспечению их равноправия, разрабатывается, и ее претворение в жизнь контролируется на государственном, а не только на общественном уровне. Показательно, что организационные структуры функционируют как в крупных, так и в небольших государствах. Процесс их формирования продолжается.
Как правило, к компетенции
этих структур относятся следующие
направления: реализация принципа равенства
полов в рамках разрабатываемых
программ; реагирование на конкретные
случаи дискриминации; информационная
деятельность по защите политических,
экономических и социальных прав
женщин; организация и инициирование
соответствующих научных
Для Запада в 70-80-е годы характерен
процесс концептуального
На основе принципов правового
регулирования в рамках стран
Европейского сообщества разработаны
две долгосрочные программы действий
по реализации равных возможностей на
период 1982-1985 гг., 1986-1990 гг.
Вступила в силу третья программа, действующая
и сейчас.
Симптоматично, что в странах многопартийной системы массовая работа среди женщин выдвигается в качестве особой задачи. Привлечение их на сторону партии означает для нее или победу, или поражение.
Исследование программных документов социалистов, социал-демократов в отношении женщин, механизмов их вовлечения в орбиту политической деятельности, в управленческие структуры своих стран свидетельствует о том, что партии в этот период гибко меняют свою тактику.
В новых условиях многие политические партии пересмотрели систему своих отношений с женской частью населения, от которой наполовину, а при определенных демографических условиях и еще больше, зависит исход выборов в органы власти.
Во французской
Среди всех парламентов мира
мужчины составляют 89%, женщины –
11%.
Однако представительство женщин в парламентах
различных стран вариабельно.
Это определяется экономикой, уровнем
развития, культурой, религией и политической
системой. Так, в таких странах, как США,
Бразилия,
Великобритания, Франция, Тунис, Кения,
Индия, Япония, Таиланд и Австралия, женщины
составляют до 10% парламентариев. Следующая
большая группа стран – это страны, где
представительство женщин в парламентах
составляет от 10 до
20%. В их числе Канада, Испания, Италия,
Польша, Ангола, Ирак и Новая
Зеландия. В группе, состоящей из 5 стран,
женщины в парламенте составляют от 20
до 30%. Это Китай, Исландия, Нидерланды,
Австрия и Германия. Наконец, к последней
группе, где 30-40% женщин в парламенте, относятся
Швеция,
Финляндия, Норвегия, Дания, Куба и Гвинея
(7).
Норвежская рабочая партия
и Социал-демократическая
Норвежской партии стортинг (парламент)
в конце 80-х годов утвердил закон, который
вменяет обязанность иметь в своем составе
не менее 40% женщин.
Среди 18 министерских постов восемь занимают
женщины. В стране существует социальная
“программа равноправия”, в аппарате
правительства – уполномоченный по соблюдению
закона и реализации программы.
Важным элементом вовлечения
женщин в политическую деятельность,
наряду с системой организационных
мер, является социальная политика, направленная
на облегчение условий быта, воспитания
детей, способствующая реальному женскому
равноправию. Заботу о фактическом
равенстве обоих полов
Характерно, что и партии,
и правительства
Так, на конференции министров ЕС (Страсбург,
1986 г.) была, в частности, принята резолюция
“О политике и стратегии достижения равенства
женщин в политической жизни, их участии
в процессе разработки и принятии решений”.
Как показывает анализ государственной
политики стран ЕС, сегодня наиболее
значительные изменения в подходах
к решению проблем женщин, повышения
их роли в делах общества связаны
с процессами коллективного социального
планирования для того, чтобы: а) защитить
общественные инициативы от деструктивного
влияния бюрократии Совету Министров
ЕС рекомендовано: обеспечить условия
для справедливого
ЕС; б) гарантировать эффективность реализации
программ действий ЕС на национальном
и местном уровне через локальные институты,
которые могли бы обеспечить участие на
равной основе женщин и мужчин в процессе
социальной трансформации. От правительств-членов
ЕС ожидают в этой области конструктивного
сотрудничества; в) обеспечить такие условия,
чтобы политические решения и изменения
были согласованы с интересами всех граждан,
без какой-либо дискриминации по мотивам
пола.
Конференция призвала политические партии, государственные и общественные организации, профсоюзы и другие заинтересованные группы разработать меры позитивного характера, содействующие выдвижению, назначению и избранию большого числа женщин на руководящие посты, повышению их роли в принятии решений на всех уровнях.
Анализ деятельности ведущих
политических партий развитых стран
дает основание выявить наметившуюся
в последние два десятилетия
общую для многих из них тенденцию
– повышенное внимание к ангажированию
женщин в политику.
Оно проявляется не только на декларативном
уровне, но и подкрепляется созданием
специального механизма продвижения женщин
в структуры принятия решений. Таким результативным
инструментом для этих партий и государств
является система квотирования, применяемая
как временная специальная мера.
Можно сделать и следующий вывод: существовавшая
в СССР система квот выдвижения женщин
получила за рубежом признание и нормативный
статус, как национальный, так и международный.
Статья 4 (часть первая) Конвенции о ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин
гласит: “принятие государствами-участниками
временных специальных мер, направленных
на ускорение установления фактического
равенства между мужчинами и женщинами,
не считается, как это определяется настоящей
Конвенцией, дискриминационным, однако
оно ни в коей мере не должно влечь за собой
сохранение неравноправных или дифференцированных
стандартов; эти меры должны быть отменены,
когда будут достигнуты цели равенства
возможностей и равноправного отношения”.
Расширение участия женщин
в политических процессах развитых
стран – существенная примета
времени. Квотирование мест для женщин
в партии и парламенте на Западе
не относят к разряду ущемления
демократии.
Недемократичным принято считать то общество,
где женщины отстранены от участия в принятии
решений.
К ранее изложенному следует
добавить еще ряд факторов, которые,
могли бы демпфировать, а в дальнейшем
переломить негативную тенденцию
“вытеснения” женщин из властных структур:
критическое осмысление собственного
исторического и зарубежного опыта в этом
направлении; развитие и консолидация
женского движения как социальной базы,
выразителя интересов женщин; осознание
политическими партиями необходимости
определенной стратегии и тактики в продвижении
женщин. В будущем, когда пройдет политический
шок у населения, на выборах победит та
партия, которая наиболее точно, социально
привлекательнее сформулирует свою политику,
за которую электорат – женщины в нем
преобладают – отдаст свои голоса.
Важным инструментом привлечения внимания мировой общественности к положению женщин было проведение Организацией Объединенных Наций четырех всемирных конференций.
Заключение.
За весь ХХ век в мире можно насчитать всего около 30 женщин, которые были избраны президентами или главами правительств. Но уже в конце века, например, на президентских выборах 1998 года в Исландии все кандидаты были женского пола. Исключение? Тенденция? Закономерность?
В России в системе исполнительной
власти число женщин, конечно, оставляет
желать лучшего, но, тем не менее, с
каждым годом их количество всё увеличивается.
Например, губернатором Санкт-Петербурга
на выборах 2003 г. стала женщина. Или
давно укрепившаяся в системе
российской исполнительной власти Ирина
Хакамада, представляющая партию "Союз
Правых
Сил". Можно так же упомянуть лидера
движения за гражданское достоинство
Эллу Памфилову, которая балатировалась
на выборах в должность президента РФ
в 2000г. непримиримого борца с коммунистическим
движением - Б.Э.
Новодворскую, а так же Депутата Госдумы
от Ямала Наталью Комарову
(приложение 1).
Рядом с мужчинами и у семейного очага, и у руля государства, конечно же, должны быть женщины. Но это не самоцель, это просто нормальный принцип существования государства, где должности занимаются на основании личных качеств, способностей и профессионализма.
Начало всех кризисов (политических,
социальных, экономических) - в кризисе
духовном, нравственном. Поэтому первостепенный
вопрос сейчас - не
"кто руководит?", а "как руководит?".
Как воскресить личность? А тогда - мужчины
или женщины будут руководить обществом
- это уже вопрос второстепенный. Если
руководить им будут личности, половая
принадлежность руководителей отойдет
на второй план.
Список использованной литературы.
1. Амфитеатpов А.А. Женщина в
общественных движениях России. СПб., 1907.
Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. М., 1995.
2. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины
прогресса человеческого разума.
М., 1936. С.246.
3. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.
С.89.
4. Шинелева Л.Т. Путь в XXI век. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. (Пекин, 1995 г.). М., 1995.
5. Конвенция о ликвидации
всех форм дискриминации в
отношении женщин:
Принята Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных наций 18 дек. 1979 г. (Нью-Йорк),
1980.
6. ООН. Всемирная конференция
для обзора и оценки
А/СО/116/28.
7. Политология: Учебное
пособие. / Под общей редакцией
В.И. Жукова, Б.И.
Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997.
– 992 с.
8. Айвазова С. Женщины и политика в Западном
обществе // Соц. исследования.
1999. №5
9. Бакунин М.А. Советская идеология и роль
женщины // Кризис идеологии с точки зрения
советологов. Философия, социология, политика.
М., 2000г.
10. Баталов Э.Я. Политическое - "слишком
человеческое" // Полис. 1995. №5.
11. Биографии политических лидеров. // информационный
ресурс «Санкт-
Петербург. Ру.», 6 января 2004, 21:51
12. Геннадий Литвинцев. Слово Россия - женского
рода... //Российская газета (Черноземье)
28.11.2003
13. Наталья Шергина. Стодневка Матвиенко//
Российская газета, центральный выпуск.
16.10.2003.
14. Наталья Шергина. Губернатор на шпильках//
Российская газета, центральный выпуск,
16.10.2003
Приложение 1. В Государственную думу в
2003г. избрано на 10 женщин больше, чем в
предшествующую. Теперь в составе Государственной
думы 45 женщин.