Женщина и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.

Работа содержит 1 файл

жен и политика.docx

— 86.92 Кб (Скачать)

Конструктивным событием стало также принятие Конвенции  о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин (3). Она определила в международно-правовой форме принципы и меры, направленные на обеспечение  равных прав для всех женщин. Она  призвала “...государства принять  национальные законодательные меры, запрещающие дискриминацию женщин”, рекомендовала им “...принять временные  специальные [c.582] меры, направленные на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и  женщинами, а также меры для изменения социальных и культурных моделей, способствующих сохранению дискриминации” (4).

Существенную роль сыграли  “Перспективные стратегии деятельности в области улучшения положения  женщин на период с 1986 по 2000 год”(5). В 
Стратегиях выдвинуты три цели – равенство, развитие и мир. При этом равенство рассматривается не только как правовое понятие, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей женщин участвовать в процессе развития в качестве активной действующей силы, непосредственно связывается с задачей всестороннего социально-экономического развития и берется за основу для достижения прогресса всех обществ. В названных документах было зафиксировано стремление Мирового сообщества ликвидировать к 2000г. дискриминацию женщин. Они стимулировали в странах разработку концептуальных подходов, стратегии и тактики государственной политики, создание национальных механизмов, мониторингов реализации принимаемых текущих и долгосрочных программ.

В 70-е и 80-е гг. были приняты  законы о равенстве прав женщин и  мужчин во Франции (1993 г.), ФРГ (1980 г.), Англии (1975 г.), Австрии (1979 г.), 
Дании (1978 г.), Норвегии (1978 г.), Швеции (1978 г.) и т.д. Эти законы включают нормы, регламентирующие равенство возможностей при найме и увольнении, вознаграждении труда, профессиональной подготовке, продвижении по службе, распределении семейных обязанностей между супругами и т.д.

Характерно, что реформирование или создание вновь правовой основы улучшения положения женщин, институирование социальной феминологии имеет принципиально важное значение и неразрывно связано с созданием и разработкой технологий функционирования национальных механизмов, действием организационных структур, направленных на решение женского вопроса. В 90 странах мира существуют национальные механизмы на государственном уровне, в пяти странах их возглавляют премьер-министры. Проведенный анализ деятельности таких государственных органов позволяет сделать вывод о том, что в разных странах существуют разные подходы и типы организационных структур – министерства, комитеты по делам женщин. Но одна общая тенденция, бесспорно, при этом прослеживается: политика, направленная на принятие системы мер по обеспечению их равноправия, разрабатывается, и ее претворение в жизнь контролируется на государственном, а не только на общественном уровне. Показательно, что организационные структуры функционируют как в крупных, так и в небольших государствах. Процесс их формирования продолжается.

Как правило, к компетенции  этих структур относятся следующие  направления: реализация принципа равенства  полов в рамках разрабатываемых  программ; реагирование на конкретные случаи дискриминации; информационная деятельность по защите политических, экономических и социальных прав женщин; организация и инициирование  соответствующих научных исследований; изучение опыта других стран.

Для Запада в 70-80-е годы характерен процесс концептуального осмысления социальной реальности, неудовлетворенность  подходами к решению женского вопроса, положению женщин в обществе. В этих странах предпринимают  попытки к переходу от осмысления к конкретным, скоординированным, долгосрочным, этапно-обозначенным мерам по превращению  принципа равенства полов в реальность жизни.

На основе принципов правового  регулирования в рамках стран 
Европейского сообщества разработаны две долгосрочные программы действий по реализации равных возможностей на период 1982-1985 гг., 1986-1990 гг. 
Вступила в силу третья программа, действующая и сейчас.

Симптоматично, что в странах  многопартийной системы массовая работа среди женщин выдвигается в качестве особой задачи. Привлечение их на сторону  партии означает для нее или победу, или поражение.

Исследование программных  документов социалистов, социал-демократов в отношении женщин, механизмов их вовлечения в орбиту политической деятельности, в управленческие структуры своих  стран свидетельствует о том, что партии в этот период гибко  меняют свою тактику.

В новых условиях многие политические партии пересмотрели систему своих  отношений с женской частью населения, от которой наполовину, а при определенных демографических условиях и еще  больше, зависит исход выборов  в органы власти.

Во французской социалистической партии действуют 20%-ная квота для  женщин при выборах в партийный  аппарат, 30%-ная квота – при  выдвижении кандидатов в депутаты местных  органов власти. Фракция СДПГ в Бундестаге имеет 16% женщин, и партия ставит перед собой задачу к середине 90-х годов увеличить эту квоту до 40%. Итальянская коммунистическая партия, насчитывающая в своих рядах 38% женщин, на парламентских выборах 1987 года внесла в списки своих кандидатов в депутаты в среднем 30% женщин, а в некоторых округах до 50%. Таким образом, левые партии становятся одним из основных каналов, по которым женщины выходят в большую политику (6).

Среди всех парламентов мира мужчины составляют 89%, женщины – 11%. 
Однако представительство женщин в парламентах различных стран вариабельно. 
Это определяется экономикой, уровнем развития, культурой, религией и политической системой. Так, в таких странах, как США, Бразилия, 
Великобритания, Франция, Тунис, Кения, Индия, Япония, Таиланд и Австралия, женщины составляют до 10% парламентариев. Следующая большая группа стран – это страны, где представительство женщин в парламентах составляет от 10 до 
20%. В их числе Канада, Испания, Италия, Польша, Ангола, Ирак и Новая 
Зеландия. В группе, состоящей из 5 стран, женщины в парламенте составляют от 20 до 30%. Это Китай, Исландия, Нидерланды, Австрия и Германия. Наконец, к последней группе, где 30-40% женщин в парламенте, относятся Швеция, 
Финляндия, Норвегия, Дания, Куба и Гвинея (7).

Норвежская рабочая партия и Социал-демократическая партии Дании используют квотную систему, в соответствии с которой 40% всех кандидатов партии на выборах должны быть женщины. По инициативе правительства 
Норвежской партии стортинг (парламент) в конце 80-х годов утвердил закон, который вменяет обязанность иметь в своем составе не менее 40% женщин. 
Среди 18 министерских постов восемь занимают женщины. В стране существует социальная “программа равноправия”, в аппарате правительства – уполномоченный по соблюдению закона и реализации программы.

Важным элементом вовлечения женщин в политическую деятельность, наряду с системой организационных  мер, является социальная политика, направленная на облегчение условий быта, воспитания детей, способствующая реальному женскому равноправию. Заботу о фактическом  равенстве обоих полов последовательно  проводят социал-демократы скандинавских  стран. В Швеции, к примеру, создана  развитая система общественной помощи семье, позволяющая поровну разделить  семейные обязанности между обоими родителями.

Характерно, что и партии, и правительства целенаправленно  осуществляют политику продвижения  женщин, координируя ее на межправительственном уровне. 
Так, на конференции министров ЕС (Страсбург, 1986 г.) была, в частности, принята резолюция “О политике и стратегии достижения равенства женщин в политической жизни, их участии в процессе разработки и принятии решений”.

Как показывает анализ государственной  политики стран ЕС, сегодня наиболее значительные изменения в подходах к решению проблем женщин, повышения  их роли в делах общества связаны  с процессами коллективного социального  планирования для того, чтобы: а) защитить общественные инициативы от деструктивного влияния бюрократии Совету Министров  ЕС рекомендовано: обеспечить условия  для справедливого распределения  между женщинами и мужчинами  руководящих постов во всех структурах ЕС, в частности в Европейском парламенте, Секретариате 
ЕС; б) гарантировать эффективность реализации программ действий ЕС на национальном и местном уровне через локальные институты, которые могли бы обеспечить участие на равной основе женщин и мужчин в процессе социальной трансформации. От правительств-членов ЕС ожидают в этой области конструктивного сотрудничества; в) обеспечить такие условия, чтобы политические решения и изменения были согласованы с интересами всех граждан, без какой-либо дискриминации по мотивам пола.

Конференция призвала политические партии, государственные и общественные организации, профсоюзы и другие заинтересованные группы разработать  меры позитивного характера, содействующие  выдвижению, назначению и избранию большого числа женщин на руководящие  посты, повышению их роли в принятии решений на всех уровнях.

Анализ деятельности ведущих  политических партий развитых стран  дает основание выявить наметившуюся в последние два десятилетия  общую для многих из них тенденцию  – повышенное внимание к ангажированию  женщин в политику. 
Оно проявляется не только на декларативном уровне, но и подкрепляется созданием специального механизма продвижения женщин в структуры принятия решений. Таким результативным инструментом для этих партий и государств является система квотирования, применяемая как временная специальная мера. 
Можно сделать и следующий вывод: существовавшая в СССР система квот выдвижения женщин получила за рубежом признание и нормативный статус, как национальный, так и международный. Статья 4 (часть первая) Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин гласит: “принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается, как это определяется настоящей Конвенцией, дискриминационным, однако оно ни в коей мере не должно влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов; эти меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения”.

Расширение участия женщин в политических процессах развитых стран – существенная примета  времени. Квотирование мест для женщин в партии и парламенте на Западе не относят к разряду ущемления  демократии. 
Недемократичным принято считать то общество, где женщины отстранены от участия в принятии решений.

К ранее изложенному следует  добавить еще ряд факторов, которые, могли бы демпфировать, а в дальнейшем переломить негативную тенденцию 
“вытеснения” женщин из властных структур: критическое осмысление собственного исторического и зарубежного опыта в этом направлении; развитие и консолидация женского движения как социальной базы, выразителя интересов женщин; осознание политическими партиями необходимости определенной стратегии и тактики в продвижении женщин. В будущем, когда пройдет политический шок у населения, на выборах победит та партия, которая наиболее точно, социально привлекательнее сформулирует свою политику, за которую электорат – женщины в нем преобладают – отдаст свои голоса.

Важным инструментом привлечения  внимания мировой общественности к  положению женщин было проведение Организацией Объединенных Наций четырех всемирных  конференций.

Заключение.

За весь ХХ век в мире можно насчитать всего около 30 женщин, которые были избраны президентами или главами правительств. Но уже  в конце века, например, на президентских  выборах 1998 года в Исландии все кандидаты  были женского пола. Исключение? Тенденция? Закономерность?

В России в системе исполнительной власти число женщин, конечно, оставляет  желать лучшего, но, тем не менее, с  каждым годом их количество всё увеличивается. Например, губернатором Санкт-Петербурга на выборах 2003 г. стала женщина. Или  давно укрепившаяся в системе  российской исполнительной власти Ирина  Хакамада, представляющая партию "Союз Правых 
Сил". Можно так же упомянуть лидера движения за гражданское достоинство 
Эллу Памфилову, которая балатировалась на выборах в должность президента РФ в 2000г. непримиримого борца с коммунистическим движением - Б.Э. 
Новодворскую, а так же Депутата Госдумы от Ямала Наталью Комарову 
(приложение 1).

Рядом с мужчинами и  у семейного очага, и у руля государства, конечно же, должны быть женщины. Но это не самоцель, это  просто нормальный принцип существования  государства, где должности занимаются на основании личных качеств, способностей и профессионализма.

Начало всех кризисов (политических, социальных, экономических) - в кризисе  духовном, нравственном. Поэтому первостепенный вопрос сейчас - не 
"кто руководит?", а "как руководит?". Как воскресить личность? А тогда - мужчины или женщины будут руководить обществом - это уже вопрос второстепенный. Если руководить им будут личности, половая принадлежность руководителей отойдет на второй план.

Список использованной литературы.

1. Амфитеатpов А.А. Женщина в общественных движениях России. СПб., 1907. 
Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. М., 1995. 
2. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. 
М., 1936. С.246. 
3. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988. С.89.

4. Шинелева Л.Т. Путь в XXI век. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. (Пекин, 1995 г.). М., 1995.

5. Конвенция о ликвидации  всех форм дискриминации в  отношении женщин: 
Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 18 дек. 1979 г. (Нью-Йорк), 1980.

6. ООН. Всемирная конференция  для обзора и оценки достижений  “Десятилетие женщины” // ООН: равенство,  развитие и мир. Найроби, Кения, 1985. 
А/СО/116/28.

7. Политология: Учебное  пособие. / Под общей редакцией  В.И. Жукова, Б.И. 
Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с. 
8. Айвазова С. Женщины и политика в Западном обществе // Соц. исследования. 
1999. №5 
9. Бакунин М.А. Советская идеология и роль женщины // Кризис идеологии с точки зрения советологов. Философия, социология, политика. М., 2000г. 
10. Баталов Э.Я. Политическое - "слишком человеческое" // Полис. 1995. №5. 
11. Биографии политических лидеров. // информационный ресурс «Санкт- 
Петербург. Ру.», 6 января 2004, 21:51 
12. Геннадий Литвинцев. Слово Россия - женского рода... //Российская газета (Черноземье) 28.11.2003 
13. Наталья Шергина. Стодневка Матвиенко// Российская газета, центральный выпуск. 16.10.2003. 
14. Наталья Шергина. Губернатор на шпильках// Российская газета, центральный выпуск, 16.10.2003 
Приложение 1. В Государственную думу в 2003г. избрано на 10 женщин больше, чем в предшествующую. Теперь в составе Государственной думы 45 женщин.

Информация о работе Женщина и политика