Женщина и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.

Работа содержит 1 файл

жен и политика.docx

— 86.92 Кб (Скачать)

Как свидетельствует исторический опыт, всякое продвижение женщины  к освоению новой социальной роли всегда сопровождалось разной степенью неодобрения со стороны консервативно  настроенной части общества, которая  усматривает в этом посягательства на свои права и опасается утратить свои привычные привилегии. Так было, когда женщина добивалась и права  на образование, и права на труд, и политического равноправия. То же самое происходит и когда она  приблизилась к рычагам управления. Проведенные различными международными центрами и институтами исследования свидетельствуют: участие женщин в  управлении на всех уровнях – фактор стабилизирующий. Там, где женщины  составляют 30-40% в структурах власти, общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано. 
Российские женщины-лидеры, женские организации должны приложить максимум усилий, чтобы эту истину осознали и российские политические партии, и мужчины-политики, и общество в целом. [c.578 Политология. уч. пособие /под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова.]

4. Женщины-депутаты Федерального  Собрания

Ликвидация монополии  коммунистической партии, отмена цензуры, плюрализация политики, обнажив недостатки и противоречия в положении российских женщин, открыли в тоже время перед ними возможности для организации и защиты своих прав. На общенациональных выборах (1993г.) женщины ими воспользовались. Впервые в истории в Государственной Думе 
(нижняя палата Федерального собрания) работала депутатская фракция “Женщины 
России”.

Большая заслуга в этом принадлежит организованному в  октябре 1993 г. политическому движению “Женщины России”, одна из целей которого – повышение социально-политической активности женщин и выдвижение их в органы власти на уровне принятия решений. На вторых выборах в Федеральное  собрание в декабре 
1993 г. это движение получило 21 депутатский мандат. Всего в Федеральное собрание РФ было избрано 69 женщин (11,4 % всех депутатов). Конкретно выдвинутая женщинами предвыборная программа затрагивала интересы если не большинства, то очень многих избирателей: в области здравоохранения, образования, сохранения инфраструктуры дошкольных учреждений, личной безопасности граждан, равных прав и равных возможностей женщин.

Социальный состав и возрастная структура женщин-депутатов и  их электората не соответствуют друг другу. Женщин-предпринимательниц в  парламенте больше чем в жизни, велика среди депутатов доля бывших государственных  чиновниц. Да и в возрастной структуре  преобладают женщины пенсионного  и предпенсионного возраста. Трудно ожидать появления в таком составе женского депутатского корпуса яркого общенационального лидера.

Тем не менее, женщины в  нижней палате Федерального Собрания активно работают. В январе 1994 года был образован Комитет по делам  женщин, семьи и молодежи. Работа Комитета сосредоточена по нескольким направлениям. Главные из них –  инвентаризация, анализ содержания государственно-правовых актов, касающихся положения женщин, семьи, охраны материнства и детства; обновление форм и принятие нового законодательства, адекватного современным  экономическим и политическим реалиям.

Особое внимание Комитет  уделяет экспертизе вносимых в парламент  законопроектов и других правовых актов, затрагивающих интересы женщин, детей, семьи. Оценивая их соответствие международным  Конвенциям и другим правовым актам  по правам женщин, ребенка, ратифицированным в России, 
Комитет систематически вносит поправки, конкретные предложения и замечания в законопроекты. Они направлены на предотвращение ущемления или ухудшения прав женщин.

С декабря 1993 г. по инициативе депутатов комитетом разработаны, приняты и вступили в силу следующие  законы: “О внесении изменений и  дополнений в Закон Российской Федерации  “О приватизации пенсионного фонда  в 
Российской Федерации”; “О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР”; Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс 
РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”. Принятие этих законов позволило обеспечить условия защиты несовершеннолетних при приватизации пенсионного фонда, регулировать алиментные отношения в условиях перехода к рынку, корректировать вопросы внутреннего и международного усыновления.

Комитетом подготовлены законопроекты  Семейного кодекса Российской 
Федерации, федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющих детей”, “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” и др.

Образована думская фракция  “Женщины России”. Идеологией созданной  фракции является политика равных возможностей. Но, как заявляет ее руководитель: мы ставим не только чисто женские проблемы, нас волнует положение дел  во всех сферах, непосредственно связанных  с человеком.

Основные задачи, которые  решает фракция “Женщины России”:

– развитие системы законодательства, направленной на соблюдение прав человека и совершенствование национального  механизма их защиты;

– контроль за реализацией Конвенции о правах ребенка и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

– усиление семейной направленности государственной социальной политики.

По инициативе депутатов  фракции и членов Комитета организован  и проведен ряд Парламентских  слушаний, тематика которых свидетельствует  о направлении деятельности и  интересов депутатов: в 1994 г. – 
“Демографическая ситуация и проблемы семьи в Российской Федерации”; “Право на жизнь: безопасность потребительских товаров и услуг”, “О действии правительства Российской Федерации по активизации социальной политики в интересах детей”; по проекту Семейного кодекса Российской Федерации; “О реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации”.

Депутаты фракции политического  движения “Женщины России”, члены 
Комитета работают с представителями законодательных и исполнительных органов власти в субъектах РФ.

Однако на выборах в 1995 году в Государственную Думу движение “Женщины 
России” не попало. В настоящее время в России идет процесс оформления национального механизма по обеспечению равных прав и возможностей, ликвидации дискриминации в отношении женщин. Некоторые элементы национального механизма уже действуют.

Можно привести множество  примеров успешной политической карьеры  женщин: так в 2003 году на пост губернатора  Санкт-Петербурга была выбрана 
Валентина Матвиенко, которая до избрания занимала не менее значимую в коридорах власти должность – полномочного представителя президента в Северо- 
Западном федеральном округе.

В политической жизни страны она участвовала с 1989г. (была председателем  Комитета Верховного Совета СССР по делам  женщин, охраны семьи, материнства и  детства). С октября 1997 г. она была назначена 
Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Греческой республике.

24 сентября 1998 года Указом  Президента РФ была назначена  заместителем 
Председателя Правительства Российской Федерации. В правительстве Евгения 
Примакова Валентине Матвиенко поручено курировать блок социальных вопросов. 
5 февраля 1999г. стала первой женщиной - обладательницей диплома, медали и мантии РВМА. После отставки правительства Примакова в мае 1999г. она стала и.о. заместителя Председателя Правительства РФ.

В 1999г. Указом Президента РФ назначена заместителем Председателя 
Правительства РФ. После отставки правительства Сергея Степашина в августе 
1999г. - и.о. вице-премьера. 19 августа 1999г. назначена вице-премьером в правительстве Владимира Путина.

В марте 2000 года Валентина  Матвиенко заявила о своем  решении баллотироваться на пост губернатора Санкт-Петербурга, однако через месяц отказалась от участия  в избирательной кампании. В марте 2003 года назначена полпредом президента РФ в Северо-Западный федеральный  округ.

Она награждена орденами "За заслуги перед Отечеством" третьей  степени, 
Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и медалью Почетный доктор 
Российской военно-медицинской академии (РВМА). Имеет дипломатический ранг 
Чрезвычайного и Полномочного Посла. Владеет немецким и английским языками.

В 1995 году журнал Time назвал Ирину Хакамаду политиком 21 века. Эта фамилия уже давно на слуху у политических обозревателей. На парламентских выборах в 1993 году Хакамада вошла в список кандидатов в Госдуму от блока 
"Август", созданного на основе ПЭС и Партии конституционных демократов. 
Блок не собрал необходимого количества подписей, но, несмотря на это, 
Хакамада прошла в Думу по Каширскому избирательному округу Москвы. В парламенте первого созыва была заместителем председателя группы "Либерально- демократический союз 12 декабря" и входила в Комитет по экономической политике.

В 1995 году она стала руководителем "внепартийного политического  объединения "Общее дело". На выборах "Общее дело" в Думу не прошло, но 
Хакамада вновь стала депутатом, выиграв в одномандатном округе. В Госдуме второго созыва была членом депутатской группы "Российские регионы" и входила в Комитет по бюджету, налогам и финансам. В 1997 г. президентским указом Хакамада была назначена председателем Госкомитета по поддержке и развитию малого предпринимательства, который годом позже был упразднен.

Ей предложили пост замминистра  по антимонопольной политике, но она  отказалась, не захотев работать с  коммунистом Геннадием Ходыревым.

После учреждения блока "Союз правых сил" в августе 99-го вместе с 
С.Кириенко и Б.Немцовым вошла в первую тройку федерального списка. А в декабре стала депутатом Госдумы в третий раз. 31 мая 2000 года вместо 
Немцова, сменившего на посту главы фракции Кириенко, стала вице-спикером 
Госдумы. 26 мая 2001 года на учредительном съезде партии СПС вошла в состав сопредседателей.

Так же радуют и успехи Любови Слиска, которая вошла в государственную  думу как член партии «Единая Россия», а теперь является первым вице- спикером Госдумы. В Думе четвертого созыва Слиска продолжает занимать эту должность. Перед избранием в Госдуму  третьего созыва в 1999 году она - заместитель  губернатора, заместитель председателя правительства Саратовской области. В 1999 г. являлась постоянным представителем губернатора и правительства  Саратовской области в областной  думе и представительных органах  местного самоуправления Саратовской  области. В 1999 - 2003 гг. она 
- депутат Госдумы третьего созыва, первый заместитель председателя Госдумы, член фракции "Единство". В декабре 2003 года избрана депутатом Госдумы четвертого созыва от политической партии "Единая Россия". Она награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Ещё одна яркая представительница  женщин в системе власти - Галина 
Карелова вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам. Активная позиция Кареловой дала новый импульс развитию системы учреждений социального обслуживания семьи, женщин и пожилых людей. Особое внимание она уделяет материальному оснащению, подготовке кадров и внедрению новых социальных технологий в реабилитационных центрах для детей-инвалидов и приютах для беспризорных и безнадзорных детей. При ней практически восстановлена система организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Вопросам социальной защиты пожилых людей, ветеранов войны, военнослужащих, уволенных в запас она уделяет самое пристальное внимание.

С 1994 г. по 2003 г. - президент  Конфедерации деловых женщин России, с 
1997 по 2003 гг. - заместитель Председателя межведомственной комиссии при 
Правительстве РФ по улучшению положения женщин. Г. Карелова активно сотрудничает с неправительственными организациями, занимающимися проблемами детей и женщин, благотворительностью. 24 апреля 2003 г. Галина Николаевна 
Карелова назначена заместителем Председателя Правительства Российской 
Федерации. Она награждена медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный труд", орденом почета.

Этот список можно долго  продолжать, пополняя не менее выдающимися  представительницами российской власти. И это говорит о доверии  населения и к возможности  перспективного управления именно женщиной-политиком.

5. Новые моменты в политике  ряда государств и политических  партий в отношении женщин

На пороге XXI века деятельность в защиту прав женщин активизировалась и обрела мощный глобальный импульс. На протяжении 20 лет, прошедших после первой Конференции Объединенных Наций по положению женщин, в рамках кампании деятельности за достижение равенства между женщинами и мужчинами произошли важные изменения и имели место несомненные достижения: число женщин на рынке труда увеличивается небывалыми темпами, и женщины добиваются более значительной роли на всех уровнях общественной жизни.

В 70-х и 80-х годах тема равных возможностей для женщин и  мужчин стала одной из доминантных  в политической жизни многих стран. Важным фактором, инициирующим активность в решении женского вопроса, стало  Десятилетие женщин ООН, объявленное  на период 1976-1985 гг. под девизом: “равенство, развитие, мир”.

В сентябре 1995 г. в Пекине состоялась Четвертая Всемирная  Конференция по положению женщин: действия в интересах равенства, развития и мира. 
Конференция ставила целью установить приоритеты, которых необходимо придерживаться в 1996-2000 годах для осуществления стратегий в рамках системы ООН (2).

Информация о работе Женщина и политика