Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, реферат
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.
Помимо прочего, недостаточное представительство женщин в государственных органах дает основание для постановки вопроса о том, насколько легитимны соответствующие политические структуры, является ли демократическим политический строй данного государства.
По количеству женщин-парламентариев лидируют страны Скандинавии (от 33 до 40% депутатов). Примерно на этом же уровне находится в этих странах представительство женщин в органах муниципальной власти и парламентов провинций. В Европейский парламент от 12 стран ЕС избрано 28% женщин-депутатов.
«Равноправие у нас только в балете…»
К сожалению, в России и странах СНГ представительство женщин в парламентах существенно снизилось. В Российской Государственной Думе третьего созыва из 450 депутатов только 34 – женщины. В первом созыве было 58 женщин, во втором – 46. Как выразился один из политиков: «Равноправие у нас только в балете. Там есть мужская и женская партии».
В классификации
Выборы в Курганскую областную Думу третьего созыва подтвердили общую тенденцию. В Думе первого созыва из 25 избранных депутатов было 2 женщины (8%), во второй созыв избрали 6 женщин из 33 (18,2%), а в третьем созыве избирают только четверых – 12,1%. Более лояльны к женскому началу – представительные собрания районов. Из 328 депутатов районного уровня 107 женщин, что составляют 32,6%. Представительные собрания райцентров еще более доступны для женщины, из 188 депутатов – 89 мандатов или 47,3% имеют женщины. А два поселковых представительных собрания райцентров представлены исключительно одними женщинами в том и другом по пять депутатов.
При провозглашенном равноправии
в России всего 1,3% женщин занимают высшие
должности государственной
Женщины прежде всего объекты государственной политики
Сложилась ситуация, когда женщины, являясь объектами, а не субъектами государственной политики, за годы «реформ» потеряли даже многое из того, что имели раньше. В то же время они многое и приобрели, и прежде всего печальный урок того, что передоверять отстаивание своих интересов другим – нельзя.
Факторы, способствующие сокращению детской смертности
В России вопрос о слабом представительстве женщин на уровне принятия решений в управлении и в народном хозяйстве особенно обострился в конце 80-х годов и остается таковым на сегодня. Среди глав правительств республик, администраций, губернаторов нет женщин, за исключением губернатора Корякского автономного округа. Менее чем в 30 субъектах из 88 женщины являются заместителями названных выше первых лиц. Даже в органах местного самоуправления женщины в основном лишь «замещают» руководителей мужчин. Среди женщин политиков уже бытует шутка: «Главная должность женщины – быть заместителем мужчины».
Начало XXI века: сознание женщины
Начало XXI века свидетельствует о значительных изменениях в сознании женщин.
Реальность такова: значительная часть женщин, получивших высшее образование, «открыты» к карьере и осознают характер «двойных культурных» и системных трудностей, которые им придется преодолеть. Это в первую очередь относится к женщинам лидерам. Женский успех для них означает сбалансированный успех по всем (сначала в семье, затем – в карьере), в то время как для мужчины достаточно успеха в работе.
По утверждению специалистов, женщины не только догнали мужчин в овладении технологиями успешного менеджмента, но и выработали собственные технологии, адекватные неопределенным условиям, в которых существует современный бизнес.
Результаты исследований,
проведенных международным
Целесообразность поддержки предпринимательства женщины
Целесообразность поддержки женского предпринимательства со стороны органов власти можно аргументировать следующими положениями.
Женское самосознание
Проблема женского предпринимательства актуальна и важна – она значима для женского самосознания. К сожалению, эта категория женщин составляет лишь около 20%. Как правило, это женщины, успешные во всем. Наиболее же распространен тип «домашних» женщин (41%), которые ориентированы на то, чтобы иметь надежных друзей, чтобы честно прожить свою жизнь, заслужить уважение окружающих, иметь хороших детей. Они либо уже добились этого, либо уверены, что этого добиваются. Другой тип – это женщины-труженицы, которые плюс к этим установкам стремятся иметь хорошее образование, заниматься любимым делом, иметь престижную работу и делают то, что может привести их к поставленной цели. Среди женщин есть сегодня и те, кто считает вышеназванные цели значимыми, но недостижимыми. Это категории отчаявшихся, более всего нуждающихся в психологической, моральной и материальной поддержке. Эта особенность характерна для женщин с неполным средним образованием, проживающих в сельской местности. И надо сказать, что помощи или какого-то амортизирующего фактора со стороны государства они не замечают.
Все женщины обеспокоены проблемами детей и семьи
Несмотря на различие материального, социального, семейного положения, возраста все женщины обеспокоены не столько собственной судьбой, сколько проблемами детей и семьи. И эти проблемы нарастают год от года. Это доступность и качество образования, решение проблем с жильем, алкоголизм и наркомания, насилие в семье и другие.
Потребность в психологической поддержке
Кроме реальных проблем, есть
еще и страхи, которые сильно действуют
на психологическое состояние
В деле приобщения женщин к
процессу принятия политических решений,
в том числе в сфере экономики,
принципиальное значение имеют контакты
государственных органов с
Дальнейшие перспективы
роста роли женщин в принятии политических
решений будут в немалой
Концепция паритетной демократии
Выстраданная женским движением в развитых странах идея равных прав и возможностей для женщин и мужчин воплотилась в концепцию паритетной демократии. В основе этой концепции лежит постулат о том, что мужчины и женщины обладают равным гражданским достоинством. И те и другие вносят равноценный вклад в развитие общества. Такое паритетное участие способствует, во-первых, реализации идеи равных прав и равных возможностей, а во-вторых, развитию самой демократии.
Достижение равных возможностей
для женщин и мужчин предполагает
трансформацию общественного
Введение…………………………………………………………
1. Женщина и политика
в России: иллюзии и реальность………….………
2. Причины низкой политической активности женщин……………….……стр. 7
3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика…….…стр. 9
4. Женщины-депутаты Федерального Собрания ………………………… стр. 12
5. Новые моменты в политике
ряда государств и
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………. стр. 26
Приложение 1. ……………………………………………………………….. стр. 27
Введение.
Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: “Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятствует” (2).
Вторая половина XX века явила
миру новый феномен политической
жизни – своего рода прорыв женщин
в высшие эшелоны власти. В ряде
стран Западной
Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской
Америки они взяли власть в свои руки.
Процесс притока женщин в политику основательно
поколебал сложившийся стереотип: политика
– для мужчин, а семья, дети – для женщин.
Но этот стереотип еще не сломлен. В целом,
доля женщин на уровне принятия решений
в большинстве стран остается низкой и
далеко не соответствует их доле в населении
и рабочей силе.
В настоящее время в России на каждые 100 работающих приходится 51 женщина; в том числе в промышленности - 45, в сельском хозяйстве - 38, торговле и общественном питании - 81, науке - 52, культуре - 73, в аппарате органов управления - 69. На каждые 100 студентов - 53 девушки; причем в вузах по экономике и праву - 65, медицинских - 65, педагогических - 71. Из этих статистических данных можно сделать вывод, что страна не лишена перспективы управления государством в XXI веке женщинами. Следует, однако, подчеркнуть, что здесь многое зависит от доктрины федеральной и муниципальной государственной службы, а также от желания прежде всего самой женщины использовать свои реальные возможности участия во властных структурах.