Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, реферат
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.
1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность
Роль женщины в политике
зависит от господствующей в обществе
идеологии, а также социально-
Как и почти 90 лет назад,
сегодня актуально звучат слова
из петиции в
I Государственную думу: “Русская женщина
во всех областях труда и забот, в деле
развития и роста родины участвует наравне
с мужчиной: в труде крестьянском, ... в
работе фабричной, ... на поприще науки,
литературы и искусства, ... в несении великих
обязанностей воспитания будущих граждан.
Она платит налоги и подати наравне с мужчиной
и одинаково ответствует перед законом.
Женщина должна иметь право на защиту
своих интересов путем участия в законодательном
собрании, решения которого близко касаются
ее судьбы.
Избранники земли русской, внесите обновление
в жизнь женщин, признав за ними равные
права для участия в служении Родине”.
Взяв в 1917г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века. Нельзя отрицать также, что в первые годы советской власти был накоплен большой организационный опыт, позволивший в кратчайшие сроки решить многие принципиальные вопросы положения женщин.
В государственных, партийных
и общественных организациях той
поры существовал специальный
Можно сколько угодно иронизировать
по поводу слов В.И. Ленина о том, что
“каждая кухарка должна научиться
управлять государством”, но надо признать,
что в 20-е гг. задача привлечения
женщин к общественной жизни, участия
их в политической деятельности решалась
быстрыми темпами.
Предложения, высказанные женщинами на
делегатских собраниях, встречали идейную
поддержку и с целью реализации быстро
переводились в плоскость государственных
действий. Женщин не только призывали
к общественной деятельности, но и создавали
механизм, позволяющий включиться в нее.
В этом была большая заслуга и женотделов.
С 1930 г. “женский вопрос”
стал считаться решенным, и он исчез
из политики партии, ее организационных
структур и из научных дискуссий.
Забота о “политической роли женщины
в обществе” проявлялась в
системе квот участия женщин в
представительных органах власти. В
1980-1985 гг. доля женщин в
Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном
Совете СССР – 32,8%; в
Верховных советах союзных республик
– 36,2%; автономных республик – 40,3%.
Эти квоты не отражали истинное положение женщин в политической жизни страны, хотя нельзя не признать, что на низовом, локальном уровне женщины были достаточно активны и их представительство в местных органах власти было высоким. Это общемировая тенденция. Некоторые западные политические аналитики даже полагают, что женщины имеют стремление считать местный уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне решаются конкретные практические задачи, связанные с жизненными интересами женщин региона, а также более ясно видны результаты работы "депутаток".
Первые выборы без квот
в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили
миф о решении “женского
Женщины полностью проиграли выборы. Это
произошло прежде всего по причине их
низкой политической активности и организованности,
но и показало отношение общества к женщине-политику.
В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9%.
Симптоматична оценка результатов
этих выборов. Как свидетельствуют
итоги социологического исследования,
проведенного Институтом социологии АН
СССР, 53,6% опрошенных москвичей высказали
отрицательное отношение к факту сокращения
молодежи; 36,2% – рабочих; 42,4% – беспартийных.
В тоже время к сокращению числа женщин
в высшем органе власти большинство опрошенных
отнеслись как к факту, по их мнению, малозначащему.
Итоги выборов в Федеральное
собрание в декабре 1993 г. несколько
улучшили картину: в Федеральном
собрании 11,4% депутатов – женщины
(в
Совете Федерации – 5,6%, в Государственной
Думе – 13,6%).
Значительно меньше женщин в
правительственных структурах. В
аппарате органов управления доля женщин
в общей численности работающих составляла
67%, но в Федеральном правительстве была
лишь одна женщина-министр возглавлявшая
Министерство социальной защиты населения,
две женщины руководили комитетами при
правительстве. На региональном уровне
среди руководителей исполнительной власти
женщины представлены лишь в 24 регионах
из 89. На международной арене только 2 женщины
(1,4%) представляют Россию
[c.573, Политология. уч. пособие /под общей
редакцией В.И. Жукова, Б.И.
Краснова.] в качестве послов. Чем выше
пирамида власти, тем меньше в ней женщин.
Что касается руководства хозяйственной деятельностью, то, составляя среди занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов руководителей промышленных предприятий, 8% – сельского хозяйства, 10% – связи, 0,7% – строительных организаций.
Таким образом представительство женщин в высших эшелонах власти является низким. Кроме того высшие властные структуры являются как бы элементом декора, мужской уловкой, уступкой перед “натиском” женской общественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны, так и за рубежом.
2. Причины низкой политической активности женщин
Прежде всего следует ответить
на вопрос, в какой мере низкая степень
участия женщин на уровне принятия решений
в масштабах общества является наследием
прошлого и в какой – ее истоки следует
искать в нынешней непростой действительности.
Несомненно, что здесь действует комплекс
разных по своему характеру, источникам
и времени происхождения факторов.
Рассмотрим главные из них.
1. Реформирование политической
системы со всей очевидностью
выявило
“двойной стандарт” отношения общества
к женщине: в законодательных актах и в
реалиях социальной практики. Юридическое
равенство прав женщин и мужчин оказалось
нетождественным равенству возможностей.
Выявился большой разрыв между юридическими
нормами и официальной риторикой, с одной
стороны, и повседневным жизненным опытом,
с другой. Оказалось, что женщинам необходимо
вновь завоевывать свое право на участие
в политической деятельности, начиная
практически с нуля.
2. Опыт прошлого политического
участия также может быть
3. Обнажился и развился
консервативно-патриархальный
М.Горбачева о “возвращении женщин к их
естественному предназначению” нередко
подхватывался политиками-популистами.
Он присутствует и по сей день в средствах
массовой информации, имеет своих сторонников
и среди некоторой части самих женщин,
и среди парламентариев, и среди членов
правительства.
Патриархатный подход к женщине
проявляется сегодня буквально во всем.
Это и отмена системы квот на представительство
женщин в высших органах власти; ограничение
возможностей сочетать работу с домашними
обязанностями из-за сокращения численности
и финансирования детских учреждений
и сферы услуг; и новое законодательство
о семье, ориентирующее женщину скорее
на семью, чем на работу, и изменения в
культурной политике, приводящие к росту
проституции, порнографии и коммерческого
использования женского тела. Это, наконец,
и усиление роли церкви, возрождение фундаментализма
и национализма.
4. Важной причиной “отторжения”
женщины от верховных этажей
власти явился неадекватный
Сейчас вопрос стоит так – в состоянии ли сами женщины сформулировать свою политическую задачу самостоятельно или они и дальше будут продолжать оставаться объектом, а не субъектом политического процесса.
5. Важным фактором, бесспорно
отразившимся на продвижении
женщин, стала проводимая партиями
политика. При всем многоликом
разнообразии, плюрализме ныне существующих
политических партий они
3 Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика
В общественном сознании существует глубокая асимметрия в критериях оценки женщин и мужчин как руководителей, политических деятелей. С одной стороны, как правило, с трудом воспринимается способность женщин к лидерству, самостоятельности, объективности, масштабности мышления, политическому манёвру. Эти качества считаются мужскими.
С другой стороны, сложившаяся
модель руководителя налагает свой отпечаток
на образ женщины-лидера. Он формируется
на основе некоего
“мужского” стандарта. В соответствии
с ним одежда, поведение, манера обращения
женщины претерпевают своеобразные изменения.
Налицо своего рода
“маскулинизация”, влекущая за собой
поведенческую жёсткость, самоуверенность.
В результате компрометируется сама идея
женщины- руководителя. И происходит все
это в немалой степени “с благословения”
и для “удобства” мужчин, занимающих
руководящие должности и не желающих поступиться
традиционно выработанными нормами, привычным
поведенческим ритуалом.
Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно зафиксированных, в России нет. В тоже время есть ряд косвенных актов, которые путем предоставления различных трудовых льгот, связанных прежде всего с родительством, и сориентированных только на одного родителя – мать, предписывают именно женщине, совмещать семейные функции с работой в общественном производстве. В силу этого женщина рассматривается как работник, имеющий массу “льгот”, следовательно, “ненадежный” кандидат для продвижения в структурах управления.
Помимо социально-
Я разделяю мысли И.Кона о том, что “характер” общественных взаимоотношений между полами зависит не только и не столько от самого полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания престижности мужских и женских занятий” (3).
Глубинные причины живучести
традиционного отношения к
В целях преодоления процесса отторжения женщин от реальных структур управления важно учитывать следующие факторы: профессиональный рост и профессиональную компетентность, конкурентоспособность индивида, качество структуры социально-бытовой сферы.
Принятие решений – особый вид деятельности, отличающийся высокой ответственностью и требующий не только полной отдачи творческих сил, а нередко и рабочего дня сверх установленных его границ. Поэтому достижение качественно нового уровня участия женщин в принятии решений зависит и от кардинальных преобразований быта с той целью, чтобы он не ограничивал реализацию способностей и индивидуальных устремлений женщин.
Дискуссионным нередко является вопрос: зачем женщине высокие руководящие посты? Выдвигается альтернатива: или руководство, или любовь, семья, дети, счастье. В последние годы российские средства массовой информации все настойчивее обвиняют женщину в том, что она предпочитает работу, общественную деятельность семейным заботам, материнству, обслуживанию мужа и детей. Такая альтернатива, по моему мнению, некорректна: любовь, семья, дети требуют партнерства, равного участия женщины и мужчины, в противном случае происходит процесс “инвалидизации”, гипертрофии доли ответственности одного из родителей.