Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, реферат
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.
Введение
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.
Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе постоянно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.
Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а одевшись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира.
Французский философ-просветитель
Ж.А.Кондорсе писал: «Одним из наиболее
важных для общего счастья результатов
прогресса человеческого
И вот вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни - своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип: политика - для мужчин, а семья, дети - для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе.
Какое же положение
занимают российские женщины на политической
арене в настоящее время? Нужна
ли населению их политическая активность,
или мужчины и без них
История политической жизни женщин в России
В погоне «за европейским
ходом вещей» модернизация стала
центральной проблемой России на
протяжении всего XIX века, вплоть до 1914
года. Необходимость реформирования
хозяйственного уклада и общественного
устройства, вызванные неудачей реформ
Александра I, мятежом 1825 года и позором
Крымской войны, втянула женщин в
общественное производство. На первых
порах речь зашла о «дворянском»
и «разночинном» женском
Одна из них, М. Цебрикова -- сотрудница радикальных «Отечественных записок», получила всемирную известность благодаря публикации «Открытого письма» к императору Александру III. Письмо было написано настрадавшейся от безнадежной тоски и полного нравственного банкротства тогда уже немолодой женщиной. Она писала: «Мои личные мотивы -- это право раба протестовать... и в Древней Руси были единичные протестанты... XIX век принес одно новое, что протестовала женщина». Но даже не это было для автора письма главным. Ее страшило предчувствие, что слепое неприятие общественного мнения, общественного стремления к переменам толкает Россию к гибели, к революции: «Я прямо говорю,-- заявляла Цебрикова,-- я боюсь революции, боюсь крови. Я могу умереть, но не помогать смерти. Наше правительство делает для ее вызывания гораздо больше, чем все красные вместе взятые». Письмо датировано 19 января 1890 года. Оно потрясает точностью предчувствия. Но это еще и показательный документ по истории русского женского движения, русского феминизма.
Монарх, до которого письмо дошло, задал лишь один недоуменный вопрос: «Ей-то что за дело?». Перед нами реакция абсолютного монарха, который не может усомниться в том, что подданные почитают его, как Бога. В те времена в патриархальной России не было места, где могла бы формироваться независимая, самостоятельная личность.
Так, с начала XIX
века потребность освобождения от этого
явления породило освободительное
движение, в которое женщины шли
потоком и потому, что оно обещало
им их личное, женское освобождение,
и потому, что оно обещало освобождение
России. Уже в 70-е годы XIX века женщины,
по самым приблизительным
Первый период развития женского движения в России - период становления на ноги - от реформы 1861 года до революции 1905 года. Тогда решались самые насущные вопросы женского труда, образования. Вопрос об их гражданских и политических правах не вставал потому, что этих прав в России не имел никто.
Революция 1905 года совершенно изменила эту ситуацию. Мужская часть населения страны после публикации Манифеста 17 октября 1905 г. получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его.
С этого момента наступает второй период в развитии женского движения в России. Это пора его зрелости, правда, недолгая -- с 1906 по 1917 год. Женское движение крепнет, появляется настоящий женский пролетариат. Появляются такие женские организации, как «Русское женское взаимно-благотворительное общество», радикальный «Союз равноправности женщин», «Женская прогрессивная партия», «Российская Лига равноправия женщин». Однако цель у всех его потоков одна -- уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами перед лицом закона. Знаменателен 1-й Всероссийский женский съезд.
Взяв в 1917г. власть,
большевики провозгласили освобождение
женщин и подвели под этот лозунг
соответствующую юридическую
В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов.
Можно сколько угодно
иронизировать по поводу слов В.И. Ленина
о том, что «каждая кухарка
должна научиться управлять
С 1930 г. «женский вопрос» стал считаться решенным, и он исчез из по-литики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о «политической роли женщины в обществе» проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР - 32,8%; в Верховных советах союзных республик - 36,2%; автономных республик - 40,3%.
Эти квоты не отражали истинное положение женщин в политической жизни страны, хотя нельзя не признать, что на низовом, локальном уровне женщины были достаточно активны, и их представительство в местных органах власти было высоким. Это общемировая тенденция. Некоторые запад-ные политические аналитики даже полагают, что женщины имеют стремление считать местный уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне решаются конкретные практические задачи, связанные с жиз-ненными интересами женщин региона, а также более ясно видны результаты работы «депутаток».
Первые выборы без
квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили
миф о решении «женского
В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета - 8,9%.
Симптоматична оценка результатов этих выборов. Как свидетельствуют итоги социологического исследования, проведенного Институтом социологии АН СССР, 53,6% опрошенных москвичей высказали отрицательное отношение к факту сокращения молодежи; 36,2% - рабочих; 42,4% - беспартийных. В тоже время к сокращению числа женщин в высшем органе власти большинство опрошенных отнеслись как к факту, по их мнению, малозначащему.
Итоги выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г. несколько улучшили картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов - женщины (в Совете Федерации - 5,6%, в Государственной Думе - 13,6%).
Значительно меньше
женщин в правительственных
Что касается руководства хозяйственной деятельностью, то, составляя среди занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов руково-дителей промышленных предприятий, 8% - сельского хозяйства, 10% - связи, 0,7% - строительных организаций.
Таким образом, представительство женщин в высших эшелонах власти является низким. Кроме того, высшие властные структуры являются как бы элементом декора, мужской уловкой, уступкой перед «натиском» женской об-щественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны, так и за рубежом.
Мужчина и женщина в политике. Нужны ли женщины в политике?
Отличается ли и чем женщина-политик от мужчины-политика?
Женщины чаще всего
выдвигают законодательные
Женщина-политик осознанно отождествляет себя с интересами, которые и традиционно, и по жизни принято считать специфическими «женскими интересами» или, по крайней мере, более близкими, понятными и насущными для женщин. Например, проблемы продвижения женщин на уровень принятия решений, защита прав женщин, вопросы образования, медицинского обслуживания, планирования семьи, детских учреждений, абортов и т.д..
И здесь можно наблюдать такой парадокс: если женщина-политик (женщина - законодатель) заявляет, что в политике она - не женщина, то это означает, что она не отождествляет себя (осознанно, а скорее не понимая всего этого) с интересами, объединяющими все женское население, что она, как бы, отрекается от своей самости, полностью принимая стиль, созданный по мужским правилам, в рамках которого заставляют действовать и жить женщину.
Женщина мечтает о гармонии между личной и общественной жизнью, между профессиональной карьерой и домашним очагом. Это означает, что она не хочет и не должна играть по мужским правилам, а законно считает, что эти правила должны быть созданы ею самой. Правила же для совместного поля игры должны быть созданы партнерами - мужчиной и женщиной.
Женщина-лидер - это сочетание слагаемых, слившихся воедино в нужный и благоприятный момент для раскрытия личности. Эти слагаемые создают такой «коктейль» личности, в котором необходим именно женский склад ума, т.е. мудрость, позволяющая нестандартно мыслить и побуждающая к творчеству, образованность - основа профессионализма, приверженность идее больше, чем концентрация на эгоизме, общественный темперамент, требующий быть нравственной и помогающий быть смелой, и крепкое здоровье, данное природой. Если женщина понимает и принимает как нравственный долг служение общественному идеалу, и если таковая женщина обладает соответствующими знаниями и политическим чутьем и опытом, то ей надо работать в эшелонах власти, стремясь не только приспособиться в них самой, но и их приспособить к себе. В одиночку этого не сделаешь. Если она не приводит за собой других женщин - значит в этой работе, по большому счету, объективно, она предает и свою самость как женщина-личность, и не помогает другим женщинам.
Мужской и женский
словарь в политике, как установлено,
сильно отличаются друг от друга. Мужчины
чаще всего говорят о процентных
ставках, акцизах, о НАТО, о технологиях...
А женщины в своих выступлениях
больше употребляют такие слова,
как забота, уход, детский сад, дом.
Словом, мужские вопросы - «тяжелые»,
женские - «мягкие». А для принятия
хороших решений необходим
Мужчины в мире политики строят свои отношения в рамках: нападение - оборона. Когда в этот мир приходят женщины, отношения строятся по-другому, появляется больше шансов на диалог и сотрудничество.
Мужчины и женщины в политике говорят на очень разных языках. У мужчин это официальный язык, в нем преобладает логика и аргументация, много технических и экономических терминов, но недостает слов, выражающих чувства. Язык политики и язык бюрократии являются видами языка власти - слова проходят сквозь нас, не достигая нашего сознания.
Женщины считают: мы не должны пользоваться типично мужскими речевыми оборотами и традиционной политической культурой. Мы должны создавать свой язык, отражающий нашу жизнь и наш опыт, наши желания и цели. В политике необходимо женское мышление, женское начало.
Традиционный лидер в политике отличается авторитаризмом. Но это не модель для женщины. Ей лучше использовать свои природные качества - коммуникативность, умение слушать и распознавать важность чувств, способность на компромисс, ориентированность на результат.
Способность женщин рассматривать поступки в широком контексте, связывая один с другим, есть ни что иное, как проявление мудрости, суть которой в вычленении не только одной логической цепочки вещей и явлений, а способность увидеть взаимодействие по закону причинно-следственной связи многих логических цепочек. Именно этим и отличается женщина как особь человеческого рода. Таким талантом, конечно, обладают и некоторые мужчины. Тем не менее, как замечательно подметила Кэрол Гиллиган, профессор психологии (Гарвардский университет, США): «Женщины обладают большей нравственной силой, у них более высокие этические нормы и особая способность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми, т.е. все качества настоящего политического деятеля».