Возникновение и основные этапы развития политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.

Работа содержит 1 файл

shpory_po_politologii.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

 

Вопрос 27. Взаимодействие политики и экономики.

 

Согласно политологической энциклопедии политика – это организационная  и регулятивно - контрольная сфера  общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Существует еще не один десяток определений политики, раскрывающих ее суть с различных углов зрения. Но ясно одно, что для понимания природы политики необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества.

Наиболее тесно политика переплетается  с экономикой. Общеизвестно, что  политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Политика глубоко опосредована экономической  сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно.

Вопрос о взаимосвязи экономики  и политики глубоко проанализирован  в известной работе К.Поппера «Открытое общество и его враги». Согласно позиции К.Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т. д. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля — самое главное в жизни общества.

Известно, что рынок далеко не идеальный механизм функционирования экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо. Нестабильность экономической жизни сегодняшней Молдовы имеет своей первопричиной отсутствие  четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны.

Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной  науке традиционно уделяется  главное внимание, это отнюдь не означает, что взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна с научной точки зрения или имеет меньшее значение в реальной жизни общества.

 

Вопрос 28. Формы национальной и межнациональной государственности.

 

Унитарное государство. Унитаризм (фр. unitarism от лат. unitas – единство) – единое, слитное, простое государство, все части которого или большинство их не имеют статуса государственных образований. Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов государственной власти; оно делится только на административно-территориальные единицы, не знающие каких-либо признаков суверенитета. Составные части унитарного государства (области, районы и др.) управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена общегосударственным законом без согласования с местными органами и местным населением.

Но бывают и исключения – когда  в составе унитарного государства  имеются автономные национально-государственные  образования, обладающие ограниченным суверенитетом. Обычно их немного или даже одно – как, например, Республика Крым в составе унитарной Украины.

Существуют две разновидности  унитарных государств: централизованные и децентрализованные. В первых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц из центра (Нидерланды, Узбекистан, Казахстан). Во вторых региональные органы формируются независимо от центра, центральных органов, но действуют в соответствии с общегосударственным законодательством (Франция, Испания, Италия, Япония, Новая Зеландия).

Федеративное государство. Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio объединение, союз) – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью12. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются: а) федерация на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика); б) федерация на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и в) федерация на смешанной национально-территориальной основе (Россия, Канада, Швейцария). В настоящее время федеративную форму имеют двадцать государств.

Можно выделить пять исходных принципов  федерации, на которых базируются все  федеративные государства: 1) верховенство федерального законодательства; 2) единство основ государственного строя; 3) свободное  передвижение людей, товаров и т.п. на всей территории федерации, основанное на том обстоятельстве, что внутренние границы между субъектами федерации не являются государственными; 4) запрет на одностороннее изменение статуса субъекта федерации, что так как иначе задевает интересы остальных субъектов; 5) запрет на отделение (сецессию) субъекта от федерации, что гарантирует государству территориальную целостность.

Конфедерация (от лат. confoederatio – союз, объединение) – форма союза государств, при которой государства-члены сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Она преследует главным образом достижение внешнеполитических и военно-оборонных целей, связанных с поддержанием политического существования и территориальной целостности каждого члена союза. Что касается внутренних проблем, то конфедерация обычно ограничивается установлением таможенных тарифов, единой почтовой связи и некоторых других второстепенных структур.

В конфедерации нет общих для  всего союза Органов законодательной  и исполнительной власти. Правда, для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создают, как правило, определенные органы и должностные посты, но они не обладают прямой властью над субъектами конфедерации. Решения конфедеративных органов и лиц, принимаемые на основании консенсуса, т.е. согласия, вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти субъектов конфедерации. Последние сохраняют право нуллификации, т.е. отмены, решений конфедеративных органов и должностных лиц.

Все вышесказанное отражает в основном исторический опыт конфедераций, которые прекратили свое существование: США (1781–1789), Швейцарии (1815–1848), Швеции и Норвегии (до 1905 г.), Австро– Венгрии (до 1918 г.), Египта и Сирии – Объединенной Арабской Республики (1958–1961), Гамбии и Сенегала (1982–1989). Конфедерации прекращали свое существование вследствие: а) противоречий между их участниками; б) решения тех задач, ради которых они создавались; в) перерастания конфедеративного союза в федеративный (США и Швейцарии).

В настоящее время существует только одна конфедерация – Европейское  сообщество, которая вносит немало нового в практику конфедеративных  отношений. 1 июля 1997 г. окончились британские полномочия в Гонконге. И хотя Китай  рассматривает Гонконг – один из важнейших финансовых центров Азиатско-Тихоокеанского региона – в качестве своей неотъемлемой части, он собирается установить и отработать с Гонконгом своеобразные конфедеративные или даже федеративно-конфедеративные отношения на основе принципа, никем и нигде пока не апробированного, – “одно государство – два строя”, имея такие же виды и на Тайвань.

 

Вопрос 29. Причины и  формы межнациональных конфликтов в России и СНГ.

 

Заметное влияние на социальные конфликты в современной России оказывают противоречия в межнациональных и межэтнических отношениях. В их основе лежит борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Анализ межнациональных конфликтов в пределах Российской Федерации позволяет сгруппировать их в три основные типа:

Во-первых, это конституционные конфликты. Три республики приняли конституции, которые противоречат прошлой и теперешней конституциям Российской Федерации: Саха (Якутия), Тыва, Татарстан. А Башкортостан провел референдум и, судя по готовящейся конституции, здесь тоже будут противоречия. Первое противоречие заключается в том, что в конституциях говорится о главенстве законов республики над федеральными, второе связано с контролем над использованием природных ресурсов, третье - с непосредственным выходом на международную арену.

Ряд республик проводит политику, которая близка к экономическому национализму. Они не хотят выйти из Российской Федерации, но желают иметь право выхода на международную арену. Еще одно обстоятельство связано с тем, что Федеральный договор, как известно, полностью в конституцию не вошел. Но он написан федеральной властью и субъектами Федерации. Борьба будет развертываться вокруг конкретных пунктов договора, не включенных в Конституцию.

В некоторых  субъектах России ставится вопрос о  выходе из России и полной государственной самостоятельности. Здесь наиболее ярким примером является чеченский кризис. Подобные тенденции имели место и в Татарстане до заключения договора о разграничении полномочий между федеральными и республиканскими властями, несмотря на отсутствие у Татарстана каких-либо внешних границ.

Вплоть  до принятия в 1993 г. новой Конституции  Российской Федерации почти все  регионы боролись за повышение статуса: автономные области стремились превратиться в республики, республики декларировали  свой суверенитет и независимость.

Притязание на повышение статуса  становится политической реальностью. Конфликт этого типа может быть прямо  не связан с национальными интересами каких-либо этнических образований. Национальный аспект такого рода конфликтов раскрывается лишь в отношении проблемы целостности России и признания или непризнания авторитета Российского государства. Примером подобных конфликтов может служить провозглашение Уральской республики, признанное не-правомочным последовавшим за этой акцией Указом Президента.

Во-вторых, -  территориальные конфликты. Спорных зон сейчас в России 180. Вокруг некоторых уже идут локальные  военные действия. Вполне возможен их выход на межгосударственный уровень. Доминирующую роль здесь играют территориальные  притязания. Они касаются соседствующих народов и этнических групп и могут приобретать весьма острый характер. Примером конфликта этого типа  может служить осетино-ингушский и дагестано-чеченский конфликты.

В-третьих, - межгрупповые конфликты. Социальная нестабильность,  политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты. Напряжение существует и в отношениях чеченцев и казаков, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев, в молодежных группах в Якутии, Тыве.

Вполне возможны два стратегических подхода к решению как этнических и национальных проблем, так и связанных с ними социальных конфликтов. Один подход продемонстрирован президентской командой в форме территориального разделения России на семь округов. Суть этого подхода  состоит в том, чтобы сблизить республики с областями России и как-то погасить национализм. Рассчитывать на спокойное решение вопроса при тако м подходе все же нельзя.

Вместе с тем, российское право  плохо приспособлено к их разрешению из-за неразвитости процедур разрешения юридических споров и вообще процессуальных норм и институтов.

Формирование общей процессуальной отрасли "коллизийное право" с  более широким объемом и содержанием  позволит охватить принципы и нормы  восстановления нарушенных связей внутри правовой системы. И здесь уместно обратить внимание на необходимость интенсивного развития и использования согласительных процедур. Это могут быть как стабильные, признанные Конституцией и законом процедуры (например, предусмотренные статьями 78, 85, 105 Конституции РФ), так и процедуры, создаваемые для конкретной конфликтной ситуации Паритетное представительство и согласование решений делает их действенным способом разрешения юридических конфликтов.

 

Вопрос 30. Государство  – главный институт политической системы общества.

 

Государство — это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных интересов

(классовых, общечеловеческих, религиозных,  национальных и т.п.) в пределах  определенной территории.

Государство представляет собой универсальную территориальную форму организации политической власти в социально неоднородном обществе. Государство — своего рода стержень институционального оформления политической власти.

Понятия “государство” и “политическая  система общества” соотносятся  как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев.

Всеобщее значение велений государственных  органов обусловлена самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Именно в этом качестве государство  играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками:

* выступает в качестве единственного  официального представителя всего  народа, объединяемого в пределах  его территориальных границ по  признаку гражданства;

* интегрирует общество, придает ему качества единого социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;

* является носителем государственного  суверенитета;

* располагает специальным аппаратом  (публичной властью), Предназначенным  для управления обществом;

* обладает “силовыми” структурами  (вооруженными силами, милицией, службой  безопасности и т.п.);

* имеет, как правило, монополию  на правотворчество;

* владеет специфическим набором  материальных ценностей (государственной  собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).

 

 

Вопрос 31. Происхождение, признаки и  формы государства.

 

Понятие “государство” введено  в политико-правовой обиход сравнительно недавно. Вплоть до эпохи Возрождения  для обозначения государства  пользовались более конкретными  понятиями: княжество, королевство, тирания, республика. Платон известной работой “Государство” не опровергает сказанного, ибо более точный перевод ее названия на русский язык соответствует понятию “Конституция” или “Город-государство”. Специальный обобщающий термин “государство” (от итал. – stato), применимый к любой его конкретной форме, ввел Н. Макиавелли. Из итальянского это слово перешло во все европейские языки: (англ. stаtе, нем. к stааt, фр. etat, исп. estadо).

Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии