Возникновение и основные этапы развития политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.

Работа содержит 1 файл

shpory_po_politologii.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

Вопрос 1. Возникновение  и основные этапы развития политологии.

 

Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная  предпосылка превращения политологии  в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США. В 1903г. создано американская ассоциация политических наук, насчитывалось более 16 тысяч членов. Особенно быстро политология стала развиваться после 2-й мировой войны. 1948г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО был проведен международный коллоквиум по вопросам политических наук, на котором был принят документ, утвердивший основные проблемы политологии: - политическая теория с включением истории политических идей. – политические институты (государство и его органы). – партии групп общественного мнения. – международные отношения. Таким образом произошло становление политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

Политика непосредственно затрагивает  важнейшие сферы человеческой жизни, влияет на интересы, цели, судьбы людей. Это порождает стремление к осмыслению политических явлений в целях  их объяснения, понимания, предсказания и контроля. Постепенно это осмысление приобретает теоретическую форму.

1этап – философский

2этап – эмпирический

3этап – рефлексивный или  теоретико-эмпирический.

1этап. Возникла политология в  5-4 в.до н.э. Аристотель и Платон. Этот период длился до 60х гг.19в.

2этап.С 1860-1945гг. Возникли новые методы изучения политики, которые базировались на анализе, математике.

3этап.Начался в связи с кризисом  науки. Политологи не смогли  предсказать колоссальных изменений  с миром в политики, политология  потерпела крах. Данный этап появился в связи с тем что был рефлекс на кризис науки. Появилась Международная Ассоциация Политической науки.

 

 

Вопрос 2. Предмет и методы политологии.

 

Объект – это часть реальности, которая изучает наука. В данном случае – политика.

Предмет политической науки – логическое описание той части реальности которая изучает данная наука.

Существуют различные мнения:

1) Не существует единого предмета  у политической науки, так как  нет единой науки, а есть  множество дисциплин, изучающих  политику: политэкономия, политическая социология, политическая география….

2) Политическая наука – это  синоним политической социологии. Политическая социология изучает  взаимодействие политики со всеми  сферами жизни общества.

3) Политология – это комплексная  политическая наука, которая использует основные результаты, полученные частными политическими науками.

Методы:

1. Теоретические ( субстанциональный,  социологический, исторический)

2. Эмпирические ( конкретно-социологический,  эмпирический, психоанализа, математического  моделирования).

Используются и общие методы:

- исторический метод

- обще-социологический метод

- сравнительный метод

- обще-научные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция)

Методы политологии:

- Диалектический: позволяет рассматривать  предмет в развитии;

- Метод формализации: дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования.

- Методы эмпирического познания (описание, анкетирование и т.д.): для выявления общественного  мнения об определенных политических явлениях;

- Статистические методы (моделирование,  и т.п.): с их помощью производится  накопление и систематизированное  обобщение разнообразных эмпирических  данных;

- Методы семиотики: наука о  знаковых данных;

- Метод контент – анализа:  выявление особенностей содержания используемых в политике видов речевой информации – документы, речи, программы, декларации.

- Метод герменевтики: поиск заложенного  смысла.

Значение:

1. Знания политики необходимы  при работе в государственных  органах власти.

2. Также в судах

3. И для работы юристами в  избирательных компаниях.

 

 

Вопрос 3. Политология как теоретическая  и эмпирическая наука.

 

Теоретическая политология изучает  сущность политики, ее природу, значение для человека и общества, политические взаимоотношения между классами, нациями и государствами, а также между личностью, обществом и государством. Она выявляет и исследует закономерности, обуславливающие развитие политической жизни общества, отдельных политических процессов, явлений, событий. Прикладная политология исследует частные политические проблемы, формирует знания, направление на расширение каждодневных практических задач политической жизни общества, на анализ складывающих задач политической  ситуации. На основе знаний вырабатываются практические советы и рекомендации участникам политических событий относительно того, какие действия предпринять в сложившейся ситуации. Рекомендации прикладной политологии нередко направлены на повышение эффективности деятельности конкретных властных структур.

 

Вопрос 4. Структура и функции политологии.

 

Структура политической науки

1 раздел – политическая философия  (история политической мысли)

2 раздел – сравнительная политология  ( политические системы различных  стран, избирательные системы  различных стран)

3 раздел – политическая психология ( поведение людей в политики, поведение лидеров, граждан)

4 раздел – внутренняя и внешняя  политика в России

5 раздел – прикладная политология  ( эмпирические методы изучения  политики)

Социальную роль политологии в  общественной жизни и образовании реализуют ее функции:

* познавательная, которая осуществляется  в ходе создания точного образа  политики, выявления основных закономерностей,  тенденций изменения, формирования  представлений о ее основных  компонентах;

* прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;

* практическая. Представления о  смысле, назначении и возможностях  политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;

* идеологическая. Политология служит  средством идейного обоснования  важнейших целей и идеалов  политической деятельности, оказывает  воздействие на выработку программ  участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;

* культурная. Политология обогащает  представления людей о средствах  достижения политических целей,  формирует образы наиболее желаемых  состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;

* воспитательная, в ходе реализации  которой складываются необходимые  в демократическом обществе предпосылки  и навыки участия граждан в  политическом процессе, что невозможно  без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.

Образование — это наиболее эффективный  и быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.

 

Вопрос 5. Значение политологии  для подготовки юридических кадров.

 

Для юриста в свою очередь полезно  ориентироваться в мире политики, знать закономерности развития политических процессов, участия (или неучастия) людей в политике, искусство политического лидерства, принципы и методы политического руководства и т.д. Можно сказать, что чем больше политология использует право, тем более основательно она изучает политику, и чем лучше юристы знают науку о политике, тем шире их политический кругозор и культура.

 

Вопрос 6. Политология и правоведческие науки.

 

Общее то, что объектом изучения является политические институты: государство, парламент, политические партии, избирательная система – общий объект изучения.

Политический институт – совокупность общих правил, регулирующих деятельность субъектов политики.

Главное в политологии – изучение поведения субъектов политики в  рамках существующего права.

Для правовых дисциплин – ведущим методом является институциональный метод, а для политологии – бихевиористский (поведенческий) метод.

Политология есть наука о политике в особой сфере жизнедеятельности  людей.

* политическая философия (целостные  аспекты властных отношений).

* Политическая социология (влияние гражданского общества на власть).

* Политическая история (изменения  политических институтов в процессе  эволюции общества).

* Теория государства и права  (история и законы возникновения  государства и права).

* Геополитика (влияние природных факторов на политическую жизнь).

* Политическая антропология (влияние  родовых качеств личности на  политическое поведение).

* Политическая астрономия (влияние  космоса на политическую жизнь).

* Политическая психология (субъективные  мотивы политического поведения).

* История политических учений (становление  политической науки, основные  понятия и теории).

 

Вопрос 7. Сущность и происхождение  политики.

 

Политология есть наука о политике в особой сфере жизненной деятельности людей связанных: - распределение властных полномочий, - политические организации общества, - правовыми нормами, обеспечивающими его нормальное функционирование. Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Характерные черты политики:

* связь частного и общего, интереса  личности и интереса социальной  целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

* любой тип политики связан  с решением проблем существования и функционирования государства — такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

* связь  с действиями и интересами  больших масс людей;

* целенаправленная  деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

* властный  характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

 

Вопрос 8. Политика и право.

 

Право –  одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и  поведение, функционирование объединений  и государственных органов. Право (др.-славянское правь – закон) – 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства; 2) наука, изучающая юридические нормы и правил, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение).

Право характеризуется  общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, Поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но и в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права. Пока они не изменены в установленном порядке.

Право и  политика – две взаимосвязанные  сферы общественной жизни. Взаимоотношения  права и политического государства  двусторонни: с одной стороны, государство  санкционирует и констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.

Общим между  политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные регулятивные системы:

1. Важное  различие между политикой и  правом проистекает из разницы  между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других средств и мер (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

2. Другое  отличие между политикой и  правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а политика более изменчива и непостоянна. У разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. Политика является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии