Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа
Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.
* Власть держится
* Экономика находится под
* Несмотря на жёсткий контроль
государством всех сфер
* Свойственны унитарные формы государства с жёсткой централизацией власти.
* Формально права национальных
меньшинств провозглашены, но
на деле значительно
Вопрос 19. Авторитарный режим и посткоммунистическая трансформация политических режимов.
Авторитаризм по своим характерных чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Характерные черты авторитаризма:
Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в её руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
* Политические
права и свободы граждан в
значительной степени
* Государство
едва терпит легальную
* В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вообще.
* Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.
* Полиция,
армия, спецслужбы выполняют
* В обществе доминирует
* Устойчивая поддержка власти
в обществе, которая основана
не только на насилии, но
и на разделяемой многими
* Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.
* Обширный государственный
* При полной регламентации всех
сфер общественной жизни в
обществе может процветать
* Свойственны унитарные формы
государства с жёсткой
* Права национальных меньшинств
существенно урезаются,
Вопрос 20. Признаки демократического политического режима.
* Власть разделена на
* Граждане обладают большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет прежде всего права личности. Главный принцип: “всё, что не запрещено - разрешено”.
* Легальная оппозиция
* Функционирует многопартийная
система, при которой одна
* Средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.
* Армия и спецслужбы - важные
опоры государства, выполняют
функции, обеспечивающие внутре
* В обществе отсутствует какая-
* Граждане открыто и свободно
выражают мысли и позиции.
И при всей критике действий
властей большинство общества
сознательно и убеждённо
* Возможен время от времени
раскол общества на остро
* Наряду с государственной
* В демократическом обществе
могут происходить многие
* Унитарные и федеративные (конфедеративные)
формы власти. Однако при унитарной
форме государственного
* Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило в полном объёме.
Вопрос 21. Президентская,
парламентская и смешанная
Президентская (дуалистическая) республика представляет собой такую республиканскую форму правления, которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной чертой президентской республики является отсутствие должности премьер-министра.
Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу.
Президентская республика отличается также следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента.
Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных Штатах Америки на основе конституции 1787 года.
Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости.
В настоящее время президентские республики существуют в США, Колумбии, Бразилии, Мексике, Панаме, Боливии и др.
Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.
В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства - президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике при соблюдении режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики.
Глава государства в парламентской республике избирается, как правило, парламентским путем, т. е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает практически никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и вето, может быть осуществлено лишь с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрассигнации их соответствующим министром, который и несет за них ответственность.
Парламентарная республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентарная республика существует в следующих странах: в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Исландии, Индии, Израиле, Ливане, Турции и некоторых других.
В практике государственного строительства зарубежных стран иногда встречаются такие формы правления, которые не укладываются в принятую в науке конституционного (государственного) права классификацию. Речь идет о смешанных формах правления, в которых сочетаются различные элементы, порою крайне противоречивые.
Существуют такие формы
Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом, с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, - с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.
В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.
Вопрос 22. Понятие и классификация групп интересов.
Группы интересов (ГИ) - это добровольные объединения граждан, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих политически значимых интересов во взаимоотношениях с гос-вом и другими политическими институтами. Наличие различных ГИ это первый шаг к формированию партий. Основанием для осуществления могут быть такие потребности: экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические. Функцииции ГИ: 1) Артикулирование - преобразован. эмоций, чувств, ожиданий граждан в опр. полит.. требования. 2) Агрегирование - согласован. частных потребн., установление между ними опр. иерархии и выработка на этой основе общегрупповых целей. Средства реализации этих 2-ух ф-ций: забастовки, лоббирование. 3) Информирование - донесение до органов власти сведений о той или иной проблеме в обществ. жизни. 4) Формирование политических элит, властных структур общества и базы для создания политических партий. Характерные особенности ГИ: 1) Не ставят целью завоеван. политической власти в гос-ве, а отстаив. интересы своих членов, оказывая влияние на властн. структуры. 2) Не ставят целью расширение социальной базы, а ограничиваются защитой частных интересов. Типы ГИ: 1) По характеру происхождения и степени организованности: а) атомические - стихийно возникает и также распадается; б) институциональные - формальные объединения с четко выраженной структурой, функциями и проф.. кадровым аппаратом. 2) По структуре: а) ассоциативные - высокий уровень специализации и организованности, официал. характер создания и добровольность объедининения, наличие устава; б) неассоциативные - после достижения цели распадаются, оказывают слабое влияние на власть. 3) По сферам жизнедеятельности: экономические (союзы промышленников, потребителей), политические (движения за мир), культурные (союз музыкантов, художников), сфера досуга и отдыха, социальные (инвалиды, афганцы).
Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии