Возникновение и основные этапы развития политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.

Работа содержит 1 файл

shpory_po_politologii.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

Попытки объяснить этот феномен  какой-либо одной или “главной” причиной малопродуктивны. Так, согласно психологической теории возникновение государства связывается с гениальной идеей, озарившей вдруг разум какого-то одного человека. Близка к исходным позициям такого объяснения известная теория “общественного договора”, смысл которой заключается в следующем: люди, принадлежавшие к разным общинам, постоянно враждовали между собой, совершали набеги, захватывали и убивали чужаков. И когда они, наконец, осознали опасность этого, то договорились учредить государство как некий надобщинный орган власти и управления, передав ему часть своих “естественных прав” в обмен на защиту общих и индивидуальных интересов. В таком объяснении есть рациональное зерно, однако не ясно по крайней мере одно: почему люди не могли договориться об этом много раньше?

Немало сторонников было и есть у классовой теории возникновения  государства, разработанной марксизмом: “Государство возникает там, тогда  и постольку, где, когда и поскольку  возникают классы с противоположными, непримиримыми интересами” (В.И. Ленин). И для того чтобы эти классы не “пожрали” друг друга и общество в бесплодной борьбе, возникает государство – как сила, стоящая над обществом, если не примиряющая классовые противоречия, то во всяком случае умеряющая их, т.е. ставящая их в границы определенного порядка (Ф. Энгельс).

Политическая характеристика государства. На языке политической науки государстве  можно определить как особый тип  социальных связей и явлении, который (тип) характеризуется следующими существенными  чертами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением7.

 

Вопрос 32. Понятие и  сущность гражданского общества.

 

Понятие «гражданское общество» означает уход государства из важных областей человеческой жизни и превращение  «политики» в одну из многих сфер жизни, таких, как экономическая, социальная, семейная и личностная. Во время  посткоммунистических преобразований конца 1980-х – начала 1990-х гг. лозунг «гражданского общества» обобщал требования о прекращении слияния всех аспектов жизни в единое целое, т.е. разделял государство и общество. Эта задача остается одной из важнейших на современном этапе реформирования российского общества. В этом смысле гражданское общество — тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление.

В политологической литературе, нет  однозначного понимания гражданского общества. Но в целом преобладает  мнение, что гражданское общество — это неполитические отношения  в обществе, проявляющиеся через  ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства.

Разнообразные формы самоорганизации  граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России. Гражданское  общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Государство должно не "управлять" добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия в государственных делах.

В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. Достойное существование человека - это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способности. Государство - лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл его существования в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям. Основной принцип такого общества: государство для человека, а не человек для государства.

По мнению Д.Ловелла перед посткоммунизмом  стоит задача легитимировать вновь  созданные институты, как политические, так и гражданские. Именно альтернативные способы легитимации новых институтов и принимаемых ими решений  делают необходимым доверие. Оно создает основу широкого общественного сотрудничества, на которой затем возникают добровольные ассоциации и идет экономическое развитие в рамках правового государства. Возможная альтернатива - это попытка обосновать легитимность с помощью этнической или националистической принадлежности. Такое решение не является долговременным, но оно привлекает некоторых политиков, желающих переложить бремя ответственности за собственные политические промахи на чужие плечи.

Укрепление доверия способно консолидировать либеральную демократию и подлинно гражданское общество. Для этого необходимо формировать и отстаивать общественный интерес. Граждан необходимо информировать о новой форме и роли политики, а государственных служащих - относительно природы и важности общественного интереса. Прозрачная и подконтрольная система управления способна решительнее противодействовать злоупотреблениям в экономической и других сферах жизнедеятельности. Однако ввести доверие простым указом невозможно. Оно возникает как привычка и требует постоянной практики.

Гражданское общество, в отличие  от политического с его вертикальными  структурами иерархических взаимоотношений, с не­обходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых  является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества.

Функции гражданского общества выполняются  его структурными элементами— самодеятельными  и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность.

Гражданское общество невозможно без  признания свободы в качестве абсолютной ценности в жизни человека. Только свободное государство может  обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан и получить перспективу динамичного развития в XXI веке. Свобода не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости. Такое общество обречено на раскол между теми, чья свобода подкреплена материальным благополучием, и теми, для кого она - синоним изнурительной бедности. Исходом этого раскола могут стать либо социальные потрясения, либо диктатура привилегированного меньшинства. Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен.

 

Вопрос 33. Экономические, политические, социальные и правовые основы гражданского общества.

 

Личные права и свободы человека и гражданина

•право на жизнь, достоинство личности,

•право на свободу и личную неприкосновенность,

•право на неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени,

•право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых. телеграфных  и иных сообщений,

•неприкосновенность жилища,

•право каждого определять и  указывать свою национальную принадлежность,

•право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества,

•право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право свободно выезжать за пределы РФ и право беспрепятственно возвращаться в РФ,

•свобода совести,

•свобода вероисповедания.

•Свобода мысли и слова,

•право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом

Политические права и свободы  граждан

•право на объединение, включая  право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов,

•право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и  демонстрации, шествия и пикетирования,

•право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме,

•право равного доступа к  государственной и муниципальной  службе,

•право участвовать в отправлении  правосудия, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления.

Экономические:

•право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимат. и иной не запрещенной  з-ном экон. деят.,

•право ч /с, право иметь имущество  в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, право наследования,

•право ч /с на землю,

•право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, свобода  труда, право на индивид. и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Социальные права и свободы:

•право на отдых, право на социальное обеспечение,

•право на жилище.

•право на охрану здоровья и медицинскую  помощь.

•право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением,

•право на образование 

Культурные права и свободы:

•свобода литературного, музыкального, научного, технического ( и других видов творчества, преподавания,

•право на интеллектуальную собственность,

•право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

 

Вопрос 34. Условия формирования гражданского общества в России. Роль СМИ в становлении гражданского общества в России.

 

Свободное общество может быть построено  только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность  государства - в создании условий  для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс ее получить. В этом - отличие современного - социального - либерализма от его радикальной версии 19-го века. Социальный либерализм XXI века ориентирован на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства.  Пересмотр вульгарных подходов к реформам необходим, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития России, угрожающие в будущем ее единству. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост.

Гражданское общество - это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки.

Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок - не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать.

Гражданское общество завоевало свое право на физическое существование и политическую значимость благодаря определенной системе гарантий со стороны государства. В этом заключается взаимообусловленность и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством.

Для того, чтобы  создать в России демократическое  правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:

* не обеспечивается  равенство перед законом и судом - через избирательное применение закона в политических целях, а также в силу зависимости суда от исполнительной власти;

* нарушаются  избирательные права граждан  - через использование административного  ресурса;

* ставится  под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;

* используются  попытки управления объединениями  и ассоциациями;

* свобода  предпринимательства только декларируется,  а реально не осуществляется  властью из-за насилия коррумпированного чиновничьего аппарата;

* отсутствует  свобода перемещений по причине  существования тоталитарного института  прописки;

* сохраняется  неравные условия доступа к  образованию, здравоохранению и  культуре, что ограничивает свободу развития личности;

* не соблюдаются  гарантии местного самоуправления  в связи с финансовой зависимостью  и административным давлением  региональных органов государственной  власти.

Правовое  государство возможно только в том  случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти.

Укрепление законности в государстве  необходимо не только по отношению  к политическим и административным вопросам, но и для того, чтобы экономические субъекты, ведущие себя нечестно, знали: такое поведение противозаконно, за него их будут преследовать и неукоснительно карать. Важно также демонтировать гигантский аппарат внутреннего надзора и создать правоохранительные органы, позволяющие соблюдать законность и порядок, вмешиваясь в политику только для предотвращения насильственных действий.

Так как правовое регулирование  свободных рыночных отношений имеет  своими целями социальные результаты, то правовое государство становится социальным по содержанию. Это предполагает максимально возможный доступ к благам, распределяемым рыночным путем, а также гарантии достойного существования - в случае невозможности такого доступа. Социальный рынок - это система, при которой государство создает институты, регулирующие игру рыночных сил, не диктуя им свою волю. Эта европейская экономическая модель предполагает проведение государственной политики по следующим направлениям: гарантии частной собственности, защита экономической свободы, ликвидация бюрократических барьеров для предпринимателей, защита малого и среднего бизнеса; создание благоприятных условий для любых инвестиций; активная борьба с монополизмом, поддержание конкурентной среды, жесткий контроль за тарифами естественных монополий; выравнивание наиболее резких разрывов в доходах населения путем создания надежных систем обязательного государственного страхования; борьба с бедностью, сокращение резкого социального расслоения; создание рабочих мест, повышение доходов населения; работа по улучшению качества и расширению доступности образования и медицины.

Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии