Возникновение и основные этапы развития политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.

Работа содержит 1 файл

shpory_po_politologii.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

3. Еще одно  различие между политикой и  правом состоит в том, что  политика – более широкое явление,  чем право и государство. Она  характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит и в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.

Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой  и правом:

1. подчинение политикой права  (например, в силу «революционной»  или иной «политической целесообразности»);

2. абсолютизация права и приписывание  ему нереальных возможностей;

3. сохранение разумного взаимодействия  политики и права: совпадение  курса демократических реформ и задач формирования правового государства.

 

Вопрос 9. Взаимодействие политики и морали.

 

Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.

Мораль может так или иначе  характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Еще Н.И. Карамзин справедливо заметил, что «правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат Основанием истинной политики».

Общее между политикой и моралью  состоит в том, что они относятся  к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.

Выделяются следующие подходы  к взаимоотношению политики и морали:

* морализаторский подход – означает, что политика должна иметь  не только высоконравственные  цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах  не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность  к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства;

* ценностно-нейтральный подход  – игнорирование политикой нравственных  ценностей. Такой подход делает  ее аморальной. В некоторых работах  (Н. Макиавелли и др.) описаны  способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства»;

* компромиссный подход – преобладает  среди многих ученых и нравственных  политиков. Он исходит из признания  необходимости учета нравственных  норм в политике, учитывая специфику  последней.

В современном мире центральными направлениями  институализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических  принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества.

 

Вопрос 10. Теоретический  анализ сущности власти.

 

Власть — одно из основных начал  человеческого общежития как  общего жития, жизни людей. Там, где  есть общество, есть власть. И наоборот — где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть — не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.

Политическая власть: это есть система социально-политических отношений, выражающих возможность, способность и право кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение других людей и их групп, т.е. подчинять их, опираясь на свои волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу применения силы и наказания в случае неповиновения.

Структура власти. В политической науке под структурой власти понимаются ее компоненты и движущие силы: субъект  власти (актор), объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий все это  в движение для достижения определенной цели.

Субъект власти, или политический актор, воплощает ее активное, направляющее начало. Это человек или группа, подготавливающая и разрабатывающая  определенные политические проекты  и решения и воздействующая на процесс их принятия и осуществления в политической системе. В роли политического актора — субъекта действия выступают не только облеченные властью физические лица, но и сама власть в виде государства, правительства, парламента и других корпоративных образований.

Объект власти — пассивное начало во властных отношениях; это те лица или органы, на которые направлено действие вышестоящего политического актора. Иерархия власти, как правило, предполагает, что объект власти является таковым только по отношению к вышестоящему властному органу, но по отношению к нижестоящему он выступает как субъект власти.

По классификации типов   власти, введенной известным политологом  и социологом М. Вебером, власть может  быть:

—   традиционной,  использовать в своем осуществлении механизмы, традиции и ритуалы, которые очень медленно из меняются в течение времени или вообще остаются постоянными;

— легальной, опираться на законы, правила, нормы; управлсние здесь обусловлено  знанием и четким соблюдением  норм, регламентирующих властную деятельность, их активным использованием для достижения поставленных целей;

— харизматической, реализовываться  за счет наличия особой связи между  руководителем и его последователями, когда первый чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а последние убеждены в наличии у него исключительных качеств, способности преодолеть любые трудности, предвидеть на много лет вперед.

Особым аппаратом реализации политической власти служит государство, его органы, а также разнообразные инструменты  влияния на него (например, политические партии).

 

Вопрос 11. Субъект и  объект власти.

 

Субъект власти, или политический актор, воплощает ее активное, направляющее начало. Это человек или группа, подготавливающая и разрабатывающая  определенные политические проекты  и решения и воздействующая на процесс их принятия и осуществления в политической системе. В роли политического актора — субъекта действия выступают не только облеченные властью физические лица, но и сама власть в виде государства, правительства, парламента и других корпоративных образований.

Политическое действие определяется как всякое поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое  в рамках политической системы индивидом  или политической группой. Политическое действие может представлять собой  незапланированное, спонтанное поведение (в этих случаях говорят о “непредсказуемой” политике, “непредсказуемом” решении)или же оно может быть частью последовательного процесса принятия и осуществления решений. Ответ на действия называется реакцией.

Объект власти — пассивное начало во властных отношениях; это те лица или органы, на которые направлено действие вышестоящего политического актора. Иерархия власти, как правило, предполагает, что объект власти является таковым только по отношению к вышестоящему властному органу, но по отношению к нижестоящему он выступает как субъект власти. В реальной политической практике редко действует принцип феодальной нормы, согласно которой “вассал моего вассала — не мой вассал”.

Отношения между субъектом и  объектом власти не могут быть равноправными. Субъект власти отдает распоряжения и рассчитывает на их исполнение объектом власти, т.е. на подчинение последнего. Обычно отмечаются следующие основания для подчинения: страх, доверие и интерес. Это, безусловно, так. Но есть еще одно важное основание для подчинения одного человека воле другого — это чувство долга.

 

Вопрос 12. Ресурсы и  виды власти. Легитимность власти.

 

Под ресурсами власти в широком  смысле понимается все то, что индивид  или группа могут использовать для  влияния на других; в узком — все те средства, которые использует или может использовать субъект, чтобы достигнуть своих целей. Н. Макиавелли определял ресурсы власти как возможность государя в случае надобности отстоять себя собственными силами с помощью своих людей, войска, денег или прибегнуть к помощи со стороны3.

Ресурсы власти можно различать  по разным основаниям: материальные (финансовые рычаги воздействия) к нематериальные (воздействие с помощью средств  массовой информации), принудительные (меры административного наказания) и основанные на методах убеждения, "силовые" (с использованием военного аппарата) и политические (достижение цели путем переговоров и компромиссов) и т.д.

В своих действиях субъект власти может руководствоваться одним  из двух принципов. Первый: все средства хороши для достижения цели (следование этому принципу характерно для диктаторов и деспотов). Второй — праведные цели не могут быть достигнуты неправедными средствами (принцип демократических форм правления).

Легальность и легитимность власти. Термины “легальность” и “легитимность” имеют общий корень, который происходит от латинского слова “leg” (родительный падеж — legis), что означает “закон”. Видимо, потому эти понятия нередко считают тождественными. На самом деле понятия “легальность” и- “легитимность” далеко не тождественны, хотя в определенных условиях могут совпадать.

Легальность власти — это ее законность, понимаемая как действие через закон  и в соответствии с ним, т.е. ее юридически нормативная узаконенность. Антиподом легальной власти является нелегальная, т.е. незаконная, неузаконенная власть. Причем одна вполне может переходить в другую.

Легитимность власти показывает ее фактическую значимость для людей, степень ее престижа, ее “эмпирическую” узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря закону человеческой расположенности.

Типы легитимности власти. Макс Вебер различал три  главных типа легитимности власти как  ее “внутренних оправданий”:

1. Традиционная  легитимность. Она покоится на  авторитете нравов и обычаев, привычки ориентироваться на их соблюдение. Обычаи и традиции выполняют не только регулирующую роль в обществе, они обеспечивают преемственность поколений, непрерывность исторического процесса. Иногда думают, что монархия — это власть, которая сыграла свою роль, и сейчас ее можно отправить в музей древностей. Это не совсем так. Например, в современной Испании монархия обеспечила относительно плавный переход от диктаторского режима генерала Франко к демократии. Эсбер вообще считал, что для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха.

2. Харизматическая  легитимность. Харизма (от греч. charisma — милость, благодать, божий  дар) — особая, исключительная  одаренность, наделенность государственного  деятеля, политического лидера  такими качествами (мудрость, непогрешимость, пророчество, святость, а также бесстрашие, мужество и др.), которые резко выделяют его не только из общей массы людей, но и из состава политических “верхов”. Харизматическая власть — это власть, основанная на слепой преданности лидеру, которому приписывают некие высшие качества и почти мистические свойства. Если традиционная легитимность и соответствующая ей власть отличаются большой прочностью, то харизматическая власть живет, как правило, столько, сколько живет носитель харизмы.

3. Рационально-правовая  легитимность, согласно Веберу, характерна  для власти демократической. Ее  отличает понимание обязательности  выполнения своих обязанностей  всеми “государственными служащими”  — от рядовых до носителей  власти. Граждане доверяют не отдельной личности или группе лиц, находящихся у власти, а устройству государства, законам, согласно которым функционирует власть.

 

Вопрос 13. Понятие политической системы.

 

Политическая  система общества – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Политическая  система включает организацию политической власти, отношения между обществом  и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер участия в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство. Она взаимосвязывает политические институты (государство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует основные направления политической деятельности людей, развитие политических процессов.

Политическая  система общества как форма политической деятельности выступает организацией ее содержания, возникающей в результате взаимодействия субъектов политики. Данный результат, обусловленный соотношением социально-политических сил в поворотные моменты политической истории (революции, реформы), юридически фиксируется и конституируется в основополагающих структурах этой организации.

Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии