Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа
Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.
Результатами политики социального государства являются государство всеобщего благосостояния, близкого по своим параметрам к европейским образцам; мощный средний класс; системы социальной поддержки европейского типа; система образования, отвечающей требованиям и вызовам XXI века; вхождение России в число экономически развитых стран мира.
Вопрос 35. Понятие политической культуры и механизм ее формирования.
Политическая культура – это система исторически, сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, ориентации и моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом, его основным элементам и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.
Политическая культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную с политикой. Она выражается в достигнутом качестве и направленности политической жизни общества, в характере политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения. Результат и мера политической культуры – политический человек, качество политической жизни общества в целом.
Политическая культура включает: ценностные характеристики и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов; характер участия людей в политике; уровень и характер теоретических знаний о политике, степень развития политических наук и культуру реализации их достижений; оценки политических явлений, политические ориентации людей по отношению к власти, собственной политической позиции и поведения; эмоционально-волевую сторону политических позиций (любовь, неприязнь, интерес, воля); образцы политического поведения, стиля, которые определяют как можно и должно поступать; характер и ценности политической социализации; религиозно-политические ориентации и оценки.
Вопрос 36. Структура политической культуры.
В структуре политической культуры
целесообразно выделять познавательные,
нравственно-оценочные и
* Познавательные элементы
* Ценностные элементы
* Поведенческие элементы
Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества.
В своем реальном движении политическая культура, существует в двух основных деятельных формах: а) в духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, ориентации, установки и символы, проявление чувств в политике; б) в предметно-функциональной (определенные способы, формы, образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, материализующей достижения политологической мысли, характер политического процесса). Обе формы тесно взаимосвязаны, воплощены или воплощаются в политических процессах и политической жизни общества.
Вопрос 37. Особенности политической культуры в современной России.
Целесообразно проанализировать наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян, исходя из евразийских культурно-цивилизационных приоритетов и особенностей развития России.
* это особое значение
* это особая роль общины и
традиций взаимоустройства, взаимопомощи
и сопереживания, на основе
которых воспроизводятся
* это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего современное общество остро воспринимает проблемы справедливости и порядка.
* это особое положение личности
на обширных российских
* вследствие известных
* в различных республиках,
* высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике.
* возрастает политическая роль
бюрократии и плутократии,
* характерно отсутствие
Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората.
Вопрос 38. Политическая социализация. Неполитические и политические институты социализации.
Политическая социализация – процесс
усвоения определенных политических знаний,
ценностей и норм, передачи и приобретения
политического опыта, накопленного
предшествующими поколениями
Под политической социализацией следует
понимать всю совокупность процессов
становления политического
В результате процесса политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию и позицию. Изменения в модели политической культуры также осуществляются посредством политической социализации.
Типы и модели политической социализации:
гармонический тип политической
социализации характеризуется психологически
нормальными отношениями
Вопрос 39. Взаимодействие политики и религии.
Традиционные формы
1. Воздействие религии на
Разумеется, воздействие это тем сильнее, чем глубже вера приверженцев данной религии, чем больше их готовность следовать ее нормам в повседневной жизни.
Это наблюдалось на протяжении всей истории, особенно наглядно при бурных социальных и национальных выступлениях. То же имеет место и сегодня.
2. Среди элементов религиозного
комплекса, оказывающих
На деле же, как правило, определенную политику осуществляют не только собственно религиозные учреждения, но и примыкающие к ним специфические общественно-политические институты, в первую очередь, различные созданные по конфессиональному признаку движения и структуры.
Формы осуществления политики во многом определяются организационными и догматическими особенностями конфессиональных объединений России. Так, по протестантскому вероучению важнейшим условием спасения души является индивидуальная вера в Иисуса Христа, что ослабляет роль духовенст-ва как особого посредника между Богом и человеком, тем самым ослабляется общественный авторитет духовенства, а стало быть его политические возможности.
3. Взаимодействие политики и
религии осуществляется и
При этом применяются различные средства:
* предоставление материальных привилегий,
* определенное давление со
* апелляция к общим интересам.
Эта форма переплетения политики и религии имеет в России давнюю традицию, проявлявшуюся и при царизме, и при советской власти.
Следуют ей и современные российские политики. Политические и государственные деятели стремятся получить (и нередко получают) благословение многих своих социально-политических начинаний, обращаются к религии в демонстративных, показных целях, добиваясь подобным образом повышения своего авторитета.
Националистические
Используется авторитет
Сепаратисты в Чечне и Дагестане в целях легитимизации и освящения своих действий постоянно взывают к Аллаху, ратуя «за возврат к исламскому обществу в соответствии с учением Корана», введение законов шариата.
Современная российская политическая
оппозиция также стремится
4. Религиозный фактор
Религиозными лозунгами (христианскими, мусульманскими, буддистскими и др.) вдохновлялись широкие народные (социальные и национально-освободительные) движения от начального периода формирования Российского государства до наших дней во многих ее регионах.
Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии