Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа
Оно до сих пор не стало двусторонне-обязательным. Почему сложилась такая ситуация? У меня получается только один ответ, наверное, наш народ не может жить без «сильной руки», то ли не понимает что такое свобода, что такое гражданское общество. Поэтому редко в Казахстане у власти мог удержаться не авторитарный правитель, не диктатор, не тиран.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Идея становления теории правового государства 5
2. Правовое государство. Его понятие и сущность 7
2.1. Основы правового государства 14
2.2. Основные характеристики и принципы правового государства 16
2.3. Система разделения властей в правовом государстве 23
3. Гражданское общество и его понятие 43
4. Соотношение гражданского общества и правового государства 51
5. Построение правового государства в Казахстане 61
Заключение 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
В процессе своего становления право приобрело очень ценные свои свойства, которые делают его незаменимым (во всяком случае, на данном этапе развития общества) методом регулирования общественных отношений. Право приобрело четкость формального выражения в законе и в этом смысле ясность и стабильность нормативного требования. Публичная известность и доступность закона всем людям, а также всеобщее действие права, его распространённость на всех лиц позволяют относиться к праву как к единым для всех и главным правилам, а к участникам юридических отношений как к формально равным. Обеспеченность права государственным принуждением (правоохранительными государственными органами) делает право еще более обязательным, позволяет людям защитить свои права. Научность права делает его еще более эффективной, целостной и гармоничной системой норм и ценностей, стремиться согласовать нормы права с идеалами справедливости, нравственности и общественными потребностями.
Благодаря всем свойствам
права, оно стало эффективным, постоянным,
признанным обществом, а значит, необходимым
элементом в системе социально-
Государство представляет собой единственного субъекта верховной власти (в этом смысле говорят о суверенитете государства). Если государство, стремясь полностью вытеснить гражданское общество и взять на себя все властные и регулирующие общественные функции, не будет ограничено, тогда, вместе с тем, что произойдет огосударствление гражданского общества и тотальный контроль со стороны государства всей общественной жизни, причем с императивных принципов власти и подчинения, вместе с этим, в управление общества все больше и больше будет вмешиваться субъективный произвол власти, ошибки в управлении и заблуждения по существу общественных интересов, а то и вовсе их игнорирование.
И, кроме того, государственная
деятельность приобретает тенденцию
к низведению личных интересов много
ниже интересов государственных
и общественных, а также и групповых
(гипертрофированный коллективизм), появится
тенденция пренебрежения
Такой результат тоталитаризма
и авторитаризма подтвержден
замеченными тенденциями
В условиях, когда один из субъектов (государство) берет на себя функции общественной власти и стремится озвучить и защитить общественные интересы, общество приобретает либеральные свойства, и мы стараемся это показать. Властитель и государство, получив власть, получают личную свободу, независимость от общества, и несвободными остаются все другие субъекты.
Так другие люди и в целом гражданское общество, будучи противопоставленным государственной власти, вынуждено терпеть и бороться против государственной власти, смешавшей в себе и произвол власти и власть, основанную на общественном интересе. Таким образом, гражданское общество (общество «не государство» ), в отличие от общества без государства, будучи лишенным функции общественной власти, укрепляет в себе позиции личных и групповых интересов. Таким образом, гражданское общество приобретает либеральные ценности и высокое положение личного (или особенного) интереса.
Гражданское общество сознательно,
но чаще стихийно сдерживает государство,
влияет на него и даже борется с
государством, не отвечающим требованиям
общества. "Реальное соотношение
двух противоположных тенденций - расширение
сферы деятельности государства
и стремление гражданского общества
к самоуправляемости и
Сдерживание и влияние (политически значимое) на государство осуществляется по-разному. Это может быть выражено и неуправляемостью, сложностью проведения тех или иных решений из-за невыполнения властных указаний, и формированием общественного мнения, и выражением конкретных предложений, чаяний и требований в адрес власти, и даже вооруженными восстаниями, переворотами и революциями с целью сместить или уничтожить существующую власть.
В условиях демократического
государства возможность
С другой стороны, в гражданском обществе может присутствовать и элемент власти (влияния на людей с позиции силы и принуждения). В отношении более слабых лиц, сохраняются некоторые элементы власти всех в целом над всеми в отдельности, а также сохраняются элементы власти более сильных над менее сильными и групп над индивидами. Возьмем, к примеру, отношения корпорации как работодателя и ее работника. В этих отношениях работодатель как владелец средств производства является более сильной стороной. И что бы ни говорилось о рынке труда и действии рыночных экономических законов спроса и предложения, все равно мы, до сих пор, имеем дело с отношениями найма работника, где пользователем труда работника является работодатель. И отношения работодателя и работника складываются как отношения начальника и подчинённого, то есть отношения власти и подчинения. И, значит, эти отношения из сферы только экономической выступают уже в сферу социально-политических отношений. Или же другой пример: санкционированная обществом власть взрослых родителей над детьми. По своей природе дети являются наиболее слабыми и уязвимыми лицами и потому отношения сложились так, что они находятся в зависимом положении. В этой зависимости свою роль играет и зависимость, обусловленная отношением общества к детям как к социальной группе. В частности, это выражается и в социальном положении ребенка в семье, там, в отличие от родителей, ребенок не обладает вещными правами на семейное имущество и попадает еще и в материальную зависимость (тогда отдельные родители "самых честных правил" могут не только ставить разные условия для получения наследства, но и бросить малолетнего ребенка, отказаться от него, выплачивая лишь алименты). Социальное положение детей выражается и в их гражданской недееспособности (несмотря на психические способности несовершеннолетних детей до 18 лет), и в отсутствии у них паспорта гражданина страны, и в отсутствии права голосовать на выборах (даже при изъявлении их желания). Низкое социальное положение ребенка могло быть выражено в словах "я тебя породил, я тебя и убью", и в том, что убийство матерью новорожденного ребенка считается много менее опасным преступлением и за него предусмотрена более низкая уголовная ответственность. И вообще, в целом, принцип "чем младше - тем хуже", и дискриминация по возрастному признаку проявляется и в установлении возрастных цензов.
Кроме этих примеров можно привести также много других, как частных, так и таких же общих. Примеры ущемления интересов различных меньшинств (групп людей) и отдельных частных потенций из соображений, что "для нашего общества это не характерно" (например, невозможность стать президентом страны глухонемому человеку, или же невозможность многомужества и прочее). Не говоря уже о различных отклоняющихся и криминальных проявлениях власти в обществе. И чем ближе общество к традиционному (основанному на обычаях и общественном регулировании) или же тоталитарному, тем больше проявляется ущемление личных интересов в угоду общественным.
Если мы представим
себе ситуацию, что государство
не возникло, тогда мы увидим
тотальную общественную власть,
возвышение общественных
Вообще личные интересы могут содержать в себе как положительное, так и отрицательное. С одной стороны, произвол человека (и в том числе произвол власти) могут представлять собой корыстное, гедонистическое и даже антиобщественное. При конфликте личных интересов и интересов других лиц и общества, возвышение личного может значить гибель общественного. Но это скорее патологический случай, ведь с другой стороны, при сохранении связи личности с общественным и божественным, свобода личности проявляется в творческой деятельности для других и для всех. С этой точки зрения, свобода личности, а значит и защита личных интересов - это необходимое условие развития и существования общества.
Человеческое общество - это, прежде всего, общность людей на основе общественного сознания, и общественное сознание, как известно, это сознание, которое принадлежит всем, и в то же время, каждому человеку в отдельности. Общественное сознание немыслимо без творческого начала. Всякая же тотальная власть, независимо от того, кто является ее субъектом - общество в целом или государство, подавляет личное, ставит личные интересы ниже интересов общественных, ущемляет личную свободу. Победа общества над отдельными (личными) интересами - это только победа нынешнего и прошлого общества, но проигрыш будущего.
5. Построение правового государства в Казахстане
На рубеже ХХI века Казахстан вступил в эпоху коренных преобразований. В своей деятельности республика ориентируется на формирование правового государства, осознавая при этом себя миролюбивым гражданским обществом, объявляет высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Казахстан 1995 г. устанавливает верховенство права как общечеловеческой ценности. Вместе с тем такие категории, как социальное, демократическое, светское, правовое государство, гражданское общество и другие еще не достаточно разработаны в государственно-правовой науке Казахстана. Появилась необходимость теоретической разработки указанных понятий, что будет способствовать более глубокому пониманию основных начал и закономерностей развития правового государства, выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности конституционно-правовых институтов в целях формирования закрепленной в Конституции модели государства.
В первой же статье Конституции суверенного Казахстана закреплено, что республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Отметим, что идея построения правового государства не является каким-то аморфным понятием. Дело в том, что она исходит из примата общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными интересами.
Как бы ни определяли правовое
государство, что бы ни вкладывали в
его содержание, всегда имеется в
виду государство, в котором царит
не произвол, а право и справедливость.
Это общий смысл идеи, позволяющий
рассматривать правовое государство
как нечто противоположное
Поскольку понятие правового
государства всегда находится в
тесной связи и зависимости от
того, как общество понимает и развивает
свое право, постольку можно говорить
о двух главных моделях
Естественно, что нам ближе первая модель, хотя и та и другая на протяжении ХХ века претерпели заметную эволюцию и сблизились друг с другом. Современные представления о правовом государстве базируются на романо-германских и англосаксонских традициях, а источником этих представлений считаются ученые - английский философ Д. Локк и немецкий философ И. Кант. Основные элементы понятия правового государства складывались издавна и постепенно, многие из них были высказаны в античные времена (Платон, Аристотель, Полибий, римские юристы), в эпоху средневековья и позже. Термин "правовое государство" впервые появился в начале ХIХ столетия в германской литературе, а развернутые концепции появились где-то в середине ХIХ века.
Информация о работе Условия и проблемы формирования правового государства и гражданского общества РК