Правительство обеспечивает
осуществление правовой реформы, защиту
прав и свобод граждан.
В области науки, техники,
образования и культуры правительство
разрабатывает и реализует планы
научно-технического развития; определяет
и реализует государственную
политику по развитию науки, техники, культуры,
образования, внедрению новых технологий.
В области административно-политического
управления образует и упраздняет консультативно-совещательные
органы, руководит деятельностью
министерств, государственных комитетов,
центральных исполнительных органов,
не входящих в правительство, контролирует
исполнение ими законов, актов Президента
и правительства, назначает на должность
и освобождает заместителей министров;
осуществляет руководство деятельностью
местных исполнительных органов
по вопросам государственного управления,
контролирует исполнение ими законов.
В области укрепления законности
и правопорядка правительство обеспечивает
осуществление правовой реформы; разрабатывает
и реализует меры по охране и защите
прав и свобод граждан, обеспечению
законности и правопорядка, безопасности
и обороноспособности республики, территориальной
целостности и охраны государственных
границ.
В области внешней
политики правительство принимает
решения о проведении переговоров
и подписании межправительственных
соглашений; обеспечивает развитие
взаимоотношений республики с
иностранными государствами, международными
и региональными организациями;
разрабатывает меры по реализации
внешнеэкономической политики; принимает
меры по развитию внешней торговли;
осуществляет сотрудничество и
взаимодействие с международными
финансовыми организациями.
Правительство Республики Казахстан,
во-первых, участвует в законотворческом
процессе, осуществляемом Парламентом
и Президентом; во-вторых, принимает
решения в рамках своей компетенции;
в-третьих, контролирует деятельность
министерств и ведомств; в-четвертых,
контролирует деятельность местных
органов исполнительной власти.
Правительство
обладает правом законодательной
инициативы. Оно вправе по всем
вопросам, входящим в его компетенцию,
разрабатывать законопроекты
и вносить их на рассмотрение
Мажилиса
Законопроекты, вносимые правительством
в Парламент, подлежат обязательному
обсуждению на заседание правительства.
Обсуждение законопроекта проводится
при обязательном участии разработчиков
документа, экспертов. По результатам
рассмотрения законопроекта принимается
решение правительства, которым
проект закона может быть направлена
Мажилис Парламента.
Правительство не только самостоятельно
вносит законопроекты в Мажилис,
но и выполняет также поручения
Президента о внесении законопроекта
в Мажилис Парламента.
Правительство возглавляет
Премьер-министр, полномочия которого
закреплены в Конституции и в
Указе Президента о правительстве.
Премьер-министр имеет следующие
полномочия:
- организует работу
правительства и распределяет
функциональные обязанности между
своими заместителями и членами
правительства;
- представляет правительство
или поручает представительство
правительства в отношениях с
Президентом, Парламентом, Конституционным
Советом, Верховным судом, Генеральной
прокуратурой, другими государственными
органами;
- представляет правительство
или поручает представительство
правительства
в международных отношениях
и подписывает межправительственные
договоры и соглашения;
- вносит Президенту
Республики предложения: о структуре
и составе правительства;
- об образовании, реорганизации
и упразднении министерств, государственных
комитетов и центральных исполнительных
органов, не входящих в состав
правительства;
- докладывает Президенту
об основных направлениях деятельности
правительства и о всех его важнейших
решениях;
- заслушивает
отчеты членов правительства,
руководителей центральных и
местных исполнительных органов.
Премьер-министр выполняет
и другие полномочия, возложенные
на него законами.
Министры, председатели
государственных комитетов являются
членами правительства. Они осуществляют
руководство соответствующими министерствами
и государственными комитетами,
несут ответственность за состояние
дела отраслях (сферах) государственного
управления, находящихся в ведении соответствующих
министерств и государственных комитетов.
Вместе с тем члены правительства коллегиально
ответственны за решение, принимаемые
правительством, даже если они не голосовали
за их принятие, но не заявили незамедлительно
о своем несогласии.
государственными органами,
общественными объединениями. Так,
Конституция запрещает общественным
объединениям вмешиваться в дела
государственных органов. В случае
такого вмешательства государственные
органы вправе защищать свои права
и интересы через суд.
Конституция возлагает на
суд обязанность обеспечения
исполнения её законов, иных нормативных
правовых актов, международных договоров.
Суд в первую очередь должен обеспечивать
исполнение Конституции. Эту обязанность
суд выполняет различными способами.
Одним из важных способов является
непосредственное применение норм Конституции
при рассмотрении конкретных уголовных,
гражданских и иных дел. Отправляя
правосудие, суды оценивают смысл
норм действующего права, а именно смысл
конституционных норм, законов, иных
нормативных правовых актов, международных
договоров Казахстана и в необходимых
случаях применяют Конституцию
Республики.
Каждый гражданин имеет
право на пользование родным языком.
Это конституционное положение
обязывает суды по ходатайству участвующих
в деле лиц обеспечить им право
делать объяснения и показания, выступать
в суде на родном языке.
Судебная власть
распространяется на все дела
и споры, возникающие на основе
Конституции, законов, иных нормативных
правовых актов, международных
договоров.
Это конституционное
положение означает, какие нормативные
правовые акты являются юридическим
основанием для обращения в
суд. На первом месте стоит
Конституция, правовые нормы которой
могут служить юридическим основанием
для обращения в суд за защитой
нарушения прав, свобод и законных
интересов. Этим самым конституция однозначно
указывает, что её нормы имеют силу прямого
действия и могут применяться судами при
рассмотрении конкретных дел. Судебная
власть осуществляется посредством гражданского,
уголовного и иных установленных законом
форм судопроизводства. К иным, в частности,
относится судопроизводство по административным
делам. Некоторые административные правонарушения
рассматриваются судом. Решения, приговоры,
иные постановления судов, а также их законные
распоряжения, требования, поручения и
другие обращения обязательны к исполнению
всеми государственными органами и организациями
как государственными, так и негосударственными,
должностными лицами, гражданами, иностранными
гражданами и лицами без гражданства.
Неисполнение решений судов признается
нарушением закона и проявлением неуважения
к суду. Уголовный кодекс Республики Казахстан
за уклонение должностного лица государственной
или негосударственной организации от
приведения в исполнение судебного приговора
или решения предусматривает уголовную
ответственность.
Конституция запрещает
учреждение специальных и чрезвычайных
судов под каким бы то ни было названием.
Но это не означает, что не могут быть учреждены
специализированные суды. Указ президента,
имеющий силу конституционного закона,
«О судах и статусе судей в Республике
Казахстан» допускает создание специализированных
судов. Могут создаваться специализированные
суды по хозяйственным, налоговым, семейным,
административным, трудовым делам, делам
несовершеннолетних и т.д. Надо подчеркнуть,
что правосудие осуществляется только
судами в соответствии и на основе законов.
Никакой другой орган, должностное лицо
не вправе брать на себя функции суда.
Самоуправство и самосуд также запрещаются
законом. Только судья наделен полномочиями
осуществлять правосудие. Граждане, претендующие
на должность судей, должны иметь высшее
юридическое образование и «безупречную
репутацию». Это требование морального
характера, и оно вполне правильное. Ведь
судья не просто государственный служащий,
выполняющий некую организационную работу.
Он применяет закон к гражданам, органам
и организациям, решая вопросы, касающиеся
их состояния, судьбы. И при этом выступает
от имени государства, а не отдельного
государственного органа.
Судьи в Республике Казахстан
независимы и несменяемы. Независимость
и несменяемость судей выражается
в следующих моментах. При отправлении
правосудия, то есть рассмотрении дел
судьи независимы. Они должны подчиняться
только положениям, нормам Конституции
и закона. Никто не вправе вмешиваться
в осуществление правосудия и
оказывать какое-либо воздействие
на судью. Если подобные действия (вмешательство
в дела судьи ) наблюдаются, то виновное
лицо привлекается к юридической ответственности.
Судья не обязан давать какие-либо объяснения
по существу рассмотренных или находящихся
в производстве дел. Ни одно должностное
лицо не вправе требовать от судьи объяснений
по поводу того или иного решения или же
давать указания. Деятельность судьи по
осуществлению правосудия защищается
и от вмешательства средств массовой информации,
которые не вправе оказывать давления
на судью в ходе осуществления правосудия,
предрешать в своих сообщениях результаты
судебного разбирательства или иным способом
воздействовать на суд до вступления решения
или приговора в законную силу.
Конституция гарантирует
неприкосновенность судей. Судья
не может быть арестован, подвергнут
приводу, мерам административного
взыскания, налагаемым в судебном
порядке. Судью нельзя привлекать
к уголовной ответственности
без согласия Президента. Председатель
Верховного суда, судьи Верховного
суда не могут быть привлечены
к уголовной ответственности
без согласия Сената Парламента.
Судьи привлекаются к уголовной
ответственности без согласия
Президента и сената в случае
задержания на месте преступления
или совершения тяжких преступлений.
Уголовное дело в отношении
судьи может быть возбуждено
только генеральным прокурором
Республики.
При применении
закона судья должен руководствоваться
следующими принципами:
1) Лицо
считается невиновным в совершении
преступления, пока его виновность
не будет признана вступившим
в законную силу приговором
суда;
2) Никто
не может быть подвергнут повторно
уголовной или административной
ответственности за одно и то же правонарушение;
Возглавляя систему исполнительных
органов Республики Казахстан, правительство
вступает в отношения с другими
ветвями государственной власти.
Правительство образуется
Президентом, который утверждает
структуру и состав правительства.
Члены правительства приносят
присягу народу и Президенту
Казахстана. Правительство во всей
своей деятельности ответственно
перед Президентом республики.
Оно регулярно информирует Президента
о выполнении своей программы,
поручений Президента и других
направлениях своей деятельности.
Правительство организует исполнение
актов Президента и осуществляет
контроль за их исполнением министерствами,
государственными комитетами, иными центральными,
а также и местными исполнительными
органами. Правительство выполняет поручение
Президента о внесении законопроекта
в Мажилис Парламента.
Отношения правительства
с Парламентом. Правительство обладает
правом законодательной инициативы.
Это право реализуется правительством
только в Мажилисе Парламента, то есть
правительство вносит законопроект в
Мажилис путем издания соответствующего
постановления. Правительство свою работу
строит исходя из конституционных и обычных
законов, которые принимаются Парламентом.
Поэтому правительство должно исполнять
не только Конституцию, но и законы, контролировать
исполнение законов министерствами, государственными
комитетами и другими центральными исполнительными
органами. Правительство ежегодно составляет
республиканский бюджет, представляет
его на утверждение Парламента.
Отношения правительства
с министерствами, государственными
комитетами и иными органами. Правительство
Республики осуществляет руководство
деятельностью министерств, государственных
комитетов и центральных исполнительных
органов, не входящих в состав правительства.
Оно контролирует исполнение указанными
органами законов, актов Президента
и самого представительства. Правительство
утверждает положения о министерствах,
государственных комитетах и
центральных органах, не входящих в
правительство, их структуру, размер ассигнований
из республиканского бюджета на содержание
их центрального аппарата и местных
органов. Исключением является инвестиционный
комитет, который не входит в правительство.
Его статус определяется не правительством,
а Парламентом путем принятия
закона. Такое исключение объясняется
особым значением инвестиций в возрождении
экономики и сосредоточении инвестиционных
средств в руках одного органа.
Правительство отменяет
либо приостанавливает полностью
или частично действие актов
министерств, государственных комитетов,
центральных исполнительных органов,
не входящих в состав правительства.
Основанием для таких действий,
в частности, являются представления
Генеральной прокуратуры о несоответствии
решений исполнительных органов
положениям Конституции, законам,
актам Президента, правительства.
Кроме министерств,
государственных комитетов, центральных
исполнительных органов, не входящих
в правительство, создаются республиканские
органы, которые называются ведомствами.
Правительство принимает нормативные
акты, определяющие сферу деятельности,
полномочия и ответственность
ведомств; определяет размер ассигнований
из республиканского бюджета
на содержание ведомств; назначает
на должность и освобождает
от должности руководителей ведомств.