Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа
Оно до сих пор не стало двусторонне-обязательным. Почему сложилась такая ситуация? У меня получается только один ответ, наверное, наш народ не может жить без «сильной руки», то ли не понимает что такое свобода, что такое гражданское общество. Поэтому редко в Казахстане у власти мог удержаться не авторитарный правитель, не диктатор, не тиран.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Идея становления теории правового государства 5
2. Правовое государство. Его понятие и сущность 7
2.1. Основы правового государства 14
2.2. Основные характеристики и принципы правового государства 16
2.3. Система разделения властей в правовом государстве 23
3. Гражданское общество и его понятие 43
4. Соотношение гражданского общества и правового государства 51
5. Построение правового государства в Казахстане 61
Заключение 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Таким образом, вопрос о наиболее
разумном и целесообразном устройстве
человеческого бытия. Речь шла о
новом этапе развития цивилизации,
о новом витке общественного
процесса, который должен был получить
адекватное официальное признание
и выражение. При этом во всех предлагаемых
моделях и концепциях четко доминировал
главный лейтмотив-
Поворот к подлинно научным
знаниям произошел только в 17- 18 столетиях,
когда в Европе появилась плеяда
выдающихся философов: француз Рене
Декарт (1596- 1650), англичане Френсис
Бэкон (1561- 1626), Томас Гоббс (1588- 1679), Джон
Локк (16320 1704), немец Иммануил Кант (1724-
1804). Они, а также французские
Очевидным было только хронологическое несовпадение названных категорий. Если государство возникло примерно всего лишь шесть тысячилетий тому назад и в глобальном плане представляет собой сравнительно молодое образование, то общество насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по последним данным науки - гораздо больше. Но в данном случае речь идет о периоде, когда общество и государство существовали вместе, и создавалось впечатление, что это единое целое. Понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющее их грани и убедились в том, что одно есть часть другого.
Под гражданским
обществом стали понимать
Речь шла о невмешательстве
власти в «гражданские дела» личности,
частную жизнь людей. Имелась
в виду обособленная социальная среда
свободного предпринимательства
Гражданское общество мыслилось как своего рода синоним сугубо рыночных отношений и др. форм деятельности, не отождествляемых с официальной властью.
Признаками (особенностями) гражданского общества являются:
· высокое сознание людей;
· высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;
· широкие связи между членами общества;
·
наличие государственной
· децентрализация власти;
· передача части власти органам самоуправления;
· согласование позиций вместо конфликтов;
· развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
· личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.
Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. 4. Соотношение гражданского общества и правового государства
Именно субъектная обособленность власти (государства) от общества в целом лежит в основе понятия гражданского общества и государства, где гражданское общество рассматривается отдельно от государства, и гражданское общество - это не государство.
Итак, власть государства, с
одной стороны, является общественной
властью и государство "унаследовало"
власть от общества в целом, и для
осуществления власти над обществом
все равно требуется то или
иное признание обществом этой власти.
С другой стороны, государство фактически
обособлено от общества. Это противоречие
проявляется и в
Гражданское общество также, со своей точки зрения, стремится наделить государство функциями общественной власти и определить для государства общественный интерес, который оно должно реализовать. Поэтому, гражданское общество стремится сохраниться, не поддавшись стремлению государства, и сократить, в этом смысле, произвол государственной власти.
Итак, мы можем заключить, что государство содержит в себе два момента одновременно:
1} собственно государственное то, что государство обособлено и его власть представляет собой произвол государства;
2) и то, что государство замещает власть общества и, в этом смысле, представляет собой общественное (во всяком случае, в какой-то его части).
А также то, что гражданское
общество и государство в своей
борьбе влияют друг на друга и, в
силу единства общего направления своих
стремлений (чтобы государство выполняло
функцию общественной власти) обоюдно
подаются влиянию. Такое влияние
друг на друга гражданского общества
и государства заметно в
Ученые, исследующие проблемы
государства и общества, отмечают,
что государство стремится к
управлению обществом такому сильному,
какое имеет место при
Примером такого расширения государства является тоталитарное государство. Для тоталитарного государства характерно, что легитимность тоталитарной власти большинством не оспаривается, тоталитаризм устанавливается при самом активном участии масс, при тоталитаризме все общество (гражданское общество) этатизируется, то есть огосударствляется.
В результате осуществляемой попытки государства заменить государственным управлением вообще общественное управление и выполнить функцию тотальной общественной власти государство действительно приобретает черты тотальной общественной власти. Культ политического лидера в тоталитарном обществе воспринимается как культ самого народа и, тоталитарный вождь и народ как будто образуют органичную неразрывную целостность.
Тоталитаризм предполагает
выполнение всеми контрольных функций,
конечно, и в тоталитарном государстве
существуют специализированные институты
контроля, но они воспринимаются не
как аппараты верхов, а как инструменты
самого народа, выполняющие его волю.
В тоталитарном государстве человек
выступает как субъект
Однако реальная обособленность
государства не может не повлиять
на качество такого государственного
тотального управления обществом, даже
в сравнении с тотальным
Массы начинают чувствовать,
осознавать, что политические институты
превратились в самодавлеющие начала,
что у них усилились интересы
еще более отличные, а подчас и
противоположные интересам
Государство представляет собой общественный институт, обособленную группу людей, аппарат принуждения, используемый властью. С этой точки зрения, можно определить государственное управление как волю властителей, опирающуюся на обеспечение государственным принуждением. Такое регулирование отличается уже от общественного саморегулирования (различие субъектов силы и интереса) и, потому, в системе регулирования общества выделяют отдельно мораль и право. С указанных позиций, право - есть инструмент власти, оно обеспечивается силой государственного принуждения, и оно есть возведенная в закон воля господствующего класса. Право выступает как своего рода произвол власти и при таком подходе правовое государство, то есть государство, ограниченное правом и регулируемое правом - это всего лишь "слуга" власть предержащих.
Такое государство, по сути,
представляет собой не правовое государства,
а государство правовых средств
(называемое еще "государство юстиции",
"судейское государство" или "полицейское
государство"). "Государство правовых
средств выражает два специфических
сомнения в действенности правового
государства: одно сомнение - это сомнение
в эффективности
При этом, в системе социального нормативного регулирования наряду с государственным управлением все равно неизменно существует еще и гражданское самоуправление, выраженное, в частности, обычаями и моралью.
Но на самом деле, как мы уже отмечали раньше, государственное регулирование одновременно заключает в себе два момента:
1) собственно государственное то, что государство обособлено и его власть представляет собой произвол государства;
2) и то, что государство замещает власть общества и, в этом смысле, представляет собой общественное.
В особенности эта двойственность
проявляется в праве, которое
в силу своих свойств уже не
относится только к государственному
управлению, оно формируется не только
государством, но и всем обществом.
Здесь, помимо того, что государственная
воля, выраженная в праве, сама по себе
содержит и субъективное власти, и
также общественное, помимо этого
в праве выражена не только государственная
воля, но и объективное, закономерное,
научное, общественное. С этих позиций
видно, что право отражает в себе
общественные отношения, мораль, общие
представления о
Строгое отнесение права
только к государственному произволу
является ошибкой, и право следует
рассматривать одновременно и как
самоуправление общества и как управление
обществом осуществляемое государством,
так как в нем есть и те, и
другие элементы. В этом свойстве права
как результат проявился
Информация о работе Условия и проблемы формирования правового государства и гражданского общества РК