Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:50, реферат
В ранней и более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.
1. Понятие, сущность и основные признаки государства
2. Происхождение государства и права
3. Теории происхождения государства
4. Государственная власть
5. Функции государства
6. Механизм государства
7. Формы государства
8. Государство в политической системе общества
9. Список использованной литературы
Реализация
органом государства своей
Орган
государства активно участвует
в практическом осуществлении функций
государства, используя для этого
соответствующие формы и
Выводы.
Государственная власть, задачи и
функции государства
Одним из главных принципов формирования и деятельности механизма современного государства является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Перспективы
развития любого государства в значительной
степени зависят от совершенствования
структуры и деятельности его
механизма, установления реального
социального контроля за его функционированием.
Формы
государства
Форма государства есть не отвлеченное понятие и не политическая схема, безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация жизни народа.
И.А. Ильин.
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Форма
государства отвечает на вопросы, на
каких принципах и как
Форма государства охватывает:
организацию
верховной государственной
территориальную
организацию государственной
методы
и способы осуществления
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность и исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения,- писал И.А. Ильин,- предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». И.А. Ильин считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование нелепо, опасно и может стать гибельным».
Форма
правления раскрывает способ организации
верховной государственной
Существуют две основные формы правления - монархия и республика.
Монархия- форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, который занимает престол и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.
При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха - источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока.
При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ограниченной относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограниченна конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства. В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами государства строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Современные республики подразделяются на парламентские и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент- формирует правительство и направляет его работу и перед кем- парламентом или президентом- правительство несет ответственность.
Монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в эти формы.
Форма
государственного устройства. История
существования государства
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Треть форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное
государство - это целостное централизованное
государство, административно-
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств - унитарные. Унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь однонациональный и многонациональный состав населения.
Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, края, земли, штаты) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
Входящие в состав федерации государства и государственные образования называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов - федерации и ее субъектов - вызывает необходимость разграничить их компетенцию.
Конфедерация- это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств-членов конфедерации, и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.
В
последние десятилетия
Политический режим. С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированны и защищены, закон господствует во всех сферах жизни общества.
Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищены, в обществе царят произвол и беззаконие.
Выводы. Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.
Форма
государства - это понятие, которое, в конечном
счете, раскрывает технологию и архитектонику
организации государственной власти,
способы и методы ее осуществления, ее
роль в политической системе общества.
Государство в политической системе общества
…Мы прогрессируем - с замедлениями и препятствиями - к политической форме, где наибольшая сила будет принадлежать не какому-либо привилегированному классу, но действительному большинству из представителей всех классов и партий…
Л. Дюги.
Политическая система общества - это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.
Компонентами политической системы являются:
совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);
политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.
В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои государства-города.
Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников - общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства возникают разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Это обусловлено следующими факторами: