Современные теории государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

В ранней и более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.

Содержание

1. Понятие, сущность и основные признаки государства
2. Происхождение государства и права
3. Теории происхождения государства
4. Государственная власть
5. Функции государства
6. Механизм государства
7. Формы государства
8. Государство в политической системе общества
9. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 95.43 Кб (Скачать)

     Реализация  органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность. А вот выход государственного органа за пределы своей компетенции не допускается.

     Орган государства активно участвует  в практическом осуществлении функций  государства, используя для этого  соответствующие формы и методы.

     Выводы. Государственная власть, задачи и  функции государства осуществляются посредством его механизма (аппарата).

     Одним из главных принципов формирования и деятельности механизма современного государства является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

     Перспективы развития любого государства в значительной степени зависят от совершенствования  структуры и деятельности его  механизма, установления реального  социального контроля за его функционированием. 

     Формы государства 

     Форма государства есть не отвлеченное  понятие и не политическая схема, безразличная к жизни народа, а  строй жизни, живая организация  жизни народа.

     И.А. Ильин.

     Под формой государства понимается организация  государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

     Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между  собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

     Форма государства охватывает:

     организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов  власти между собой и населением;

     территориальную организацию государственной власти, соотношение государство как  целого с его составными частями;

     методы  и способы осуществления государственной  власти.

     Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и  развития. Решающее влияние на нее  оказывают сущность и исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская.

     На  форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные  размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства  обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения,- писал И.А. Ильин,- предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». И.А. Ильин считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование нелепо, опасно и может стать гибельным».

     Форма правления раскрывает способ организации  верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и  с населением, степень участия  населения в их формировании.

     Существуют  две основные формы правления - монархия и республика.

     Монархия- форма правления, где высшая государственная  власть принадлежит единоличному главе  государства - монарху, который занимает престол и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

     При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха - источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока.

     При ограниченной монархии высшая государственная  власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ограниченной относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограниченна конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

     Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

     Республике  присущ демократический способ образования верховных органов государства. В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами государства строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

     Современные республики подразделяются на парламентские и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент- формирует правительство и направляет его работу и перед кем- парламентом или президентом- правительство несет ответственность.

     Монархия  и республика как формы правления  доказали исключительную живучесть, приспособляемость  к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все  государства облекаются именно в  эти формы.

     Форма государственного устройства. История  существования государства свидетельствует  о том, что во все века разные государства  отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления, а так же степенью централизации  государственной власти. Данный феномен  обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной  власти, соотношение государства  как целого с его составными частями.

     При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди  них являются унитарная и федеративная. Треть форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

     Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

     Большинство всех существовавших и ныне существующих государств - унитарные. Унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь однонациональный и многонациональный состав населения.

     Федеративное  государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, края, земли, штаты) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

     Входящие  в состав федерации государства  и государственные образования  называются ее субъектами. Они могут  иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные  органы - законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов - федерации и ее субъектов - вызывает необходимость разграничить их компетенцию.

     Конфедерация- это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств-членов конфедерации, и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

     Исторический  опыт показывает, что конфедеративные  объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

     В последние десятилетия появилась  особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское  экономическое сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской  интеграции может привести от содружества  к конфедеративному устройству, а  от него - и к федеративному всеевропейскому государству.

     Политический  режим. С формой государства тесно  связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности страны исключительно  велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

     Политический  режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

     При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах  демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированны и защищены, закон господствует во всех сферах жизни общества.

     Крайне  недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит  в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищены, в обществе царят произвол и беззаконие.

     Выводы. Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

     Форма государства - это понятие, которое, в конечном счете, раскрывает технологию и архитектонику организации государственной власти, способы и методы ее осуществления, ее роль в политической системе общества. 

     Государство в политической системе общества

     …Мы прогрессируем - с замедлениями и препятствиями - к политической форме, где наибольшая сила будет принадлежать не какому-либо привилегированному классу, но действительному большинству из представителей всех классов и партий…

     Л. Дюги.

     Политическая  система общества - это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

     Компонентами  политической системы являются:

     совокупность  политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

     политические  отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

     политические  нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

     политическое  сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

     политическая  деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

     В историческом плане государство  можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои государства-города.

     Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников - общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства возникают разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Это обусловлено следующими факторами:

Информация о работе Современные теории государства