Современные теории государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

В ранней и более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.

Содержание

1. Понятие, сущность и основные признаки государства
2. Происхождение государства и права
3. Теории происхождения государства
4. Государственная власть
5. Функции государства
6. Механизм государства
7. Формы государства
8. Государство в политической системе общества
9. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 95.43 Кб (Скачать)

     Специфика информационной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения (а порой и манипулирование общественным сознанием), другие способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.

       Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей.

     Эти цели никогда не были и практически  не могут быть одинаковыми для  всех государственных образований  и государств. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств, а так же в значительной мере - от идеологической обусловленности государства.

     К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими странами в области решения глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.

     Функция обороны страны обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных  границ, внешнюю безопасность страны. Оборона страны осуществляется на основе индивидуальных и коллективных действий мирового сообщества по защите от агрессии со стороны других государств и их объединений.

     Функция интеграции в мировую экономику, взаимовыгодного экономического сотрудничества. Путь от конфронтации к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству проходит большинство государств современного мира. Функция интеграции выражается в создании различных объединений государств для решения общих вопросов в совместной политической, экономической и иной деятельности. Некоторые объединения государств приобретают черты надгосударственной организации, элементы федерализма.

     Функция обеспечения мира. Миролюбивые демократические государства заинтересованы в сохранении мира во всем мировом пространстве, исключении локальных и мировых войн, разрешении международных конфликтов мирными, дипломатическими средствами. Для обеспечения международной безопасности создаются миротворческие вооруженные силы, мировое сообщество направляет своих посредников для разрешения конфликтов и др. Сегодня особую остроту прибрела проблема исключения самой возможности использования ядерного и другого оружия массового уничтожения, устранения опасности бесконтрольного использования ядерных, химических технологий.

     Функция сотрудничества с другими государствами  в решении глобальных проблем  современности, поддержания мирового правопорядка является, пожалуй, самой динамичной и разнообразной по направленности: количество глобальных проблем не сокращается, а увеличивается, актуализируются задачи поддержания мирового правопорядка. Эта функция предполагает нахождение взаимоприемлемых решений таких проблем, которые затрагивают интересы каждого народа данной страны и человечества в целом и требуют участия в их решении всех государств мира.

     К числу таких проблем, несомненно, относится заинтересованность мирового сообщества в активном сотрудничестве государств мира по предотвращению надвигающейся мировой экологической катастрофы.

     Обеспечение мирового правопорядка предполагает участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов, которые обычно сопровождаются нарушениями прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

     Развивающееся сотрудничество государств мира в решении  глобальных проблем современности  обусловлено ростом взаимозависимости всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в международном общении.

     Функции государства имеют объективный  характер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует. 

     Механизм (аппарат) государства 

     …Никакая несправедливость, выпадающая на долю человека, как бы она ни была велика, далеко не может… сравняться с той, которую совершает установленная Богом власть, когда она сама нарушает право.

     Р.фон  Иеринг.

     Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью производится управление государственными и отчасти общественными делами.

     Механизм (аппарат) государства- это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

     Единый  и целостный механизм государства  дифференцируется на структурные части - органы, их объединения. Структура механизма государства изменчива и во многом зависит от типа и формы государства, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения.

     Многие  века и тысячелетия государственный  механизм был неразвит, его органы были слабо дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранней стадии капиталистического государства, основу механизма государства составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и международных дел.

     Механизм  современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием  органов и учреждений. Структурные части этого механизма создаются на основе принципа разделения властей. В силу этого создаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

     Органы  законодательной власти. Право издания  законов обычно принадлежит высшим представительным органам. Называются они общим родовым термином «парламент».

     Парламенты  в большинстве стран мира состоят  из нижней и верхней палат. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах. Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом более демократичной нижней палате. Члены нижней палаты, как правило, именуются депутаты. Члены верхней палаты - сенаторами (иногда называются иначе).

     Связь парламентариев с избирателями определятся  содержанием и характером мандата, установленного в той или иной стране, - свободного или императивного.

     При свободном мандате член парламента является представителем всего избирательного корпуса страны, а не только своего избирательного округа. Он не обязан выполнять конкретные наказы избирателей. Императивный мандат означает, что парламентарий получает обязательный наказ от своих избирателей и может быть ими досрочно отозван.

     В последние десятилетия в связи  с усложнением общественной жизни  наблюдается снижение роли парламента и возрастание роли исполнительной власти, которое, однако, не является безусловным.

     Органы  исполнительной власти. Органы, учреждения, должностные лица исполнительной власти - самая крупная структурная часть механизма любого государства.

     Исполнительную  власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, ведомства, инспекции, службы и т.д.). В структуру исполнительной власти входят также региональные и местные государственные органы и должностные лица.

     Глава государства возглавляет исполнительную власть, обладает важными властными  полномочиями. Глава государства в силу своего правового статуса призван обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей власти в интересах властной воли народа и решения общегосударственных задач. В современных государствах глава государства, как правило, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках- президент.

     Правительство обычно имеет название «совет» или  «кабинет министров», иногда оно официально называется правительством и редко- государственным советом. Правительством традиционно считается создаваемый парламентом и президентом (чаще парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Его основное назначение - исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства.

     Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом.

     Формируется правительство по-разному, чаще всего новое правительство формируется после выборов парламента и (или) президента. Правительство на своих заседаниях принимает решения большинством голосов. С точки зрения партийного состава правительства различаются однопартийные, двухпартийные, коалиционные и беспартийные правительства.

     В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а также правоохранительные и правозащитные органы - прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации, т.е. исполнительная власть федераций двухуровневая.

     Исполнительная  власть обладает самой разветвленной  сетью разнообразных государственных  органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Органы исполнительной власти скреплены, по сравнению с другими ветвями власти, более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все - единому центру. Вышестоящий орган исполнительной власти вправе давать конкретные указания нижестоящим и проверять их исполнение. Исполнительная власть, ее органы - мотор государства, его основная управляющая система.

     Органы  судебной власти. Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую  из судов общей юрисдикции, арбитражных, военных, административных, конституционных  и иных судов. Особое место занимают мировые судьи. Наверху этой системы  находятся верховные и конституционные  суды. Суды осуществляют правосудие посредством  регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где  существует судебный прецедент, они  участвуют в правотворчестве.

     К кандидатам на должность судьи помимо высшего юридического образования предъявляется много требований, в том числе и возрастные. В России, например, судьями могут быть российские граждане, достигшие 25-летнего возраста, во Франции не назначают судьями лиц моложе 40 лет. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону.

     Результатом судебного процесса (заседания) является судебное решение (приговор и др.), в  котором государственная власть находит наиболее полное выражение. Лица и организации, которым адресовано решение суда, обязаны беспрекословно его выполнять.

     Органы  государства. Государственный орган- это первичная структурная часть  механизма (аппарата) государства, участвующая  в осуществлении функций государства  и наделенная властными полномочиями.

     Орган государства обладает определенной самостоятельностью и автономией, но он является первичной структурной  частью единого механизма государства, занимает в нем определенное ему  место и взаимосвязан с другими  частями механизма.

     Орган государства состоит из государственных  служащих, находящихся в особых правоотношениях  между собой и органом. Они  абстрогированны от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой. Права, обязанности, объем властных полномочий (их правовой статус) определяются законами, другими нормативными актами, конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

     Важнейшим признаком государственного органа является наличие у него компетенции - государственно-властных полномочий определенного содержания и объема. Компетенция определяется предметом ведения, т.е. задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция, порядок и формы ее осуществления юридически закрепляются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами.

Информация о работе Современные теории государства