Современные теории государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

В ранней и более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.

Содержание

1. Понятие, сущность и основные признаки государства
2. Происхождение государства и права
3. Теории происхождения государства
4. Государственная власть
5. Функции государства
6. Механизм государства
7. Формы государства
8. Государство в политической системе общества
9. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 95.43 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Российской Федерации

     Томский Политехнический Университет

     Институт  геологии и нефтегазового дела  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     По  политологии 

     Тема: "Современные теории государства" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил: Безъезыков Е.В.

                                                        Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Томск 2009

 

      План 

1. Понятие, сущность и основные признаки государства

2. Происхождение государства и права

3. Теории происхождения государства

4. Государственная власть

5. Функции  государства

6. Механизм государства

7. Формы  государства

8. Государство в политической системе общества

9. Список использованной литературы

 

       Понятие, сущность и основные признаки государства 

     Государство есть достояние народа, а народ… соединение многих людей, связанных  между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

     Цицерон.

     Вопрос  о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь  и само государство. К нему постоянно  обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства - с Древнего Рима и Древне Греции вплоть до наших дней.

     «Что  такое государство? - восклицал один из российских государствоведов в начале ХХ в. А. Паршин, - вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И далее: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни независимо от того, имеется ли правильное определение государства или не имеется. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией».

     «Практические деятели» правы, говоря, что общественная государственная жизнь не может остановиться и ждать точных определений государства. Без них, а вместе с тем и без четкого представления о том, что такое государство, как оно функционирует и каков его механизм, можно обойтись достаточно длительное время. Однако при одном условии – если не обращать внимания на неизбежное со временем падение уровня его слаженности и эффективности.

     В ранней и более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без  достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического  опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.

     Совершенно  прав был российский автор А. Паршин, когда писал, что без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства практически не возможно грамотное, квалифицированное им управление. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и знанием о нем.

     При определении понятия государства  важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность и многогранность самого государства как явления.

     Кроме того, как верно подметил известный  австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определении понятия «государства» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».

     Во-первых, понятие государства может быть применено в юридическом смысле. Государство может рассматриваться исключительно с «чисто юридических позиций». Оно может представляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком».

     Во-вторых, понятие государство может употребляться  в социологическом смысле. В данном аспекте оно должно пониматься как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правого порядка и правовой реальности ».

     Фактически, замечает автор, «не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражало то, что называется социологическим государством ».

     В-третьих, понятие государства может определяться как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом, оно рассматривается не иначе, как «форма социальной биологии».

     Подобный  взгляд на понятие государства до Кельзена разделялся многими авторами, в основном сторонниками так называемой органической теории государства.

     И, в-четвертых, понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками-нормативистами как «система права», как «нормативный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть».

     Государство, подчеркивал автор, имеет политический характер, проявляется, прежде всего, как политическая организация потому, что оно устанавливает «порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы».

     Итак, сложность и многогранность государства  как явления и понятия, с одной  стороны, и субъективность его восприятия различными авторами- с другой, объективно обуславливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.

     Государство - это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть и регулирование в обществе.

     Будучи  на протяжении всей истории человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики различных стран, государство как институт или организация всегда отличалось от других, догосударственных и негосударственных институтов и организаций своими специфическими признаками. Их выявление и изучение открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только прошлого, но настоящего нашей страны и других стран.

     Прежде  всего, это наличие у государства  публичной (политической) власти.

     Власть  как система отношений подчинения одних людей другим существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, она исходила из соответствующего общества ( рода, племени и т.д.), использовалась и обеспечивалась самим обществом. Властные функции по управлению делами рода, племени или союза племен, осуществлялись в рамках первобытно-общинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.

     Принципиальные  отличительные характеристики публичной  государственной власти состоят в следующем:

     - она является публичной (политической) властью, так как оторвана от  общества, возвышается над ним и одновременно представляет интересы всего общества и выступает от его имени;

     - публичная государственная власть реально воплощается в профессиональном слое управленцев (чиновников), состоящих на государственной службе, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности они получают путем избрания, назначения, наследования или замещения;

     - государственная власть осуществляется государственными органами, которые используют при этом имеющиеся экономические, организационные и иные ресурсы;

     - реализация государственной власти обеспечивается ее авторитетом, политическим и правовым сознанием населения, управленческими технологиями и, в конечном счете, государственным принуждением.

     Одним из основных признаков государства  является наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.).

     Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права. Государство и право объединяют такие факторы как, социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, одинаковое нравственно-духовное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на генетическом и сущностном уровнях, так и в системно-структурном и деятельном аспектах.

     Взаимозависимость государства и права означает то, что они не могут существовать друг без друга. Даже тоталитарные, диктаторские государства вынуждены упорядочивать общественные отношения с помощью права, устанавливать определенный правопорядок, использовать правовую форму для осуществления личного, группового или классового насилия.

     Взаимодействие  этих явлений носит многогранный и постоянный характер.

     Государство активно участвует в правотворческой  деятельности, объективирует волеизъявления народа или его большинства в правовых актах, осуществляет правоприменительную деятельность, в необходимых случаях обеспечивает реализацию права государственным принуждением.

     Право юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает предел осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государству и его деятельности легитимный характер.

     Государство, по мнению Кельзена, как юридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». Это означает, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и действиях связано правом».

     Государственный суверенитет-это политико-правовой признак государства, выражающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене.

     Верховенство  государственной власти внутри страны обозначает:

     - универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, на все организации и учреждения, политические партии и общественные объединения;

     - уникальность ее властных полномочий, в силу которых органы государственной власти могут отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

     - наличие у государственной власти таких средств воздействия, которыми не обладает никакая другая власть.

     Независимость государственной власти проявляется  в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои вопросы, осуществлять любую законную деятельность как внутри государства, так и вне его.

     Среди основных признаков государства  выделим так же разделение населения  по территориальным единицам. В отличии от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен, причем род часто не имел строго определенной территории и перемещался с одного места на другое, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных (монархия) или в граждан (республика) государства.

Информация о работе Современные теории государства