Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:50, реферат
В ранней и более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.
1. Понятие, сущность и основные признаки государства
2. Происхождение государства и права
3. Теории происхождения государства
4. Государственная власть
5. Функции государства
6. Механизм государства
7. Формы государства
8. Государство в политической системе общества
9. Список использованной литературы
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
Вывод:
в эпоху производящей экономики под воздействием
разделения труда, возникновения новых
орудий и средств производства, появления
прибавочного продукта, новых форм собственности
происходит расслоение первобытного общества,
обостряются его противоречия, вследствие
чего родовая организация социальной
жизни изживает себя, и на смену ей приходит
новая организационная форма общества
- государственность.
Государственная
власть
…Государственная власть - есть основанная на самостоятельной силе воля одних (властвующих) подчинять себе волю других (подвластных).
Г.Ф. Шершеневич.
Государственная власть есть система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает порядок и стабильность в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.
Признаки государственной власти.
Важнейший признак государственной власти заключается в ее политической природе. Она изначально возникла как публичная власть, несовпадающая с обществом, но выступающая от его имени. На протяжении многих веков и до сих пор политический характер государственной власти придает ей классовость.
Важная черта государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь механизм государства, состоящий из различного уровня чиновников, должностных лиц, профессиональных управленцев, из которых и комплектуются органы управления и принуждения.
Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены, особенно это имеет место в обществах с большой классовой напряженностью. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, влекущая к их частичному совпадению.
Государственная
власть реализуется через
Государственная
власть суверенна, она является верховной
внутри страны и независимой в
международных отношениях.
Структура
государственной власти
Структурные элементы государственной власти можно с определенной долей условности подразделить на два вида:
элементы, характеризующие ее природу и сущность: социально-экономически обусловленная воля доминирующего социального слоя (класса) или народа, связывающая власть с ее субъектом (соответственно доминирующим слоем или народом); концентрированная сила, превращающая властную волю в реальный и действенный фактор общественного бытия, придающая власти свойство принудительности;
институциональные элементы, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер: государственные органы власти и управления, силовые учреждения с их материальными придатками и правовые нормы (право).
Социально-экономически обусловленная воля, образует важный элемент любой социальной власти. Она нерасторжимо соединяет государственную власть с ее субъектом: власть принадлежит тому социальному слою (классу), волю и интересы которого она выражает. Бессубъектной, т.е. никому не принадлежащей власти нет и быть не может.
Концентрированная воля - деятельная сторона общественного сознания, следовательно, по своей сути явление социально-психологическое. Она формируется через демократические институты в процессе сложного переплетения объективного и субъективного, диалектического взаимодействия индивидуального и общественного сознания.
Неотъемлемым
элементом государственной
Неотъемлемым структурным элементом государственной власти являются государственные органы, учреждения, должностные лица, образующие ее механизм (аппарат). Воплощенная в механизм государственная власть приобретает предметно-материальное внутреннее строение и оформление. Механизм придает государственной власти качество постоянно и непрерывно функционирующего феномена.
Важно сказать, что властвующий субъект (народ), не передает свою власть государственным органам, а непосредственно или опосредованно наделяет их властными полномочиями. Властвующий субъект определяет также, в каком объеме и в какой форме тот или иной орган государства будет выражать и проводить в жизнь его властную волю. В идеале государственный аппарат должен неуклонно и последовательно проводить в жизнь волю и интересы властвующего субъекта. Бесконтрольность и безответственность могут превращать выборных лиц из слуг народа в его повелителей, в государственном аппарате появятся бюрократизм и коррупция.
Глубокое единство и сложное взаимодействие существуют межу правом и государственной властью. Последняя, как правило, имеет нормативно-правовую форму реализации и претворения в жизнь. Право обеспечивает гуманный, наиболее эффективный и стабильный режим властвования, придает легитимность и легальность государственной власти. В то же время за правом стоит сила и мощь государства, государственной власти, придающие праву свойство государственной принудительности. Для регулирования общественных отношений, выполнения задач и функций государства властвующий субъект возводит свою волю в законы, обязательные как для государства, его органов, так и для всех субъектов права. Следовательно, государственная власть служит одним из источников позитивного права, а право - формой выражения и в данной плоскости функциональным элементом государственной власти.
Сильная
государственная власть - важнейшая
политическая гарантия обеспечения прав
и свобод человека и гражданина, законности
и правопорядка. А пронизанная правовыми
началами государственная власть становится
и легитимной, и постепенно правовой.
Методы
осуществления государственной
власти
Арсенал
методов осуществления
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное и групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Метод
убеждения стимулирует
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения - государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Неправовое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определенны правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд.
Формы
правового государственного принуждения
достаточно многообразны. Это меры
предупредительного воздействия - проверка
документов, с целью предотвращения правонарушений,
прекращение или ограничение движения
транспорта, пешеходов при авариях и стихийных
бедствиях и др.; правовое пресечение -
административное задержание, привод,
обыск и т.д.; меры защиты - восстановление
чести и доброго имени и другие виды восстановления
нарушенных прав.
Легитимность
и легальность государственной
власти
Часто толкуемая в широком смысле легитимность государственной власти - это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть - это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу.
Существует несколько форм и оснований легитимации государственной власти. Крупный немецкий ученый М.Вебер называл три из них: традиционную, харизматическую, рациональную.
Традиционная легитимация опирается на священность издревле сложившегося порядка, на силу вековых, нередко духовно- религиозных традиций и обычаев. Наиболее отчетливо влияние религии, духовных традиций и обычаев на легитимацию государственной власти наблюдается во многих мусульманских странах.
Харизматическая легитимность обеспечивается богато одаренными качествами выдающихся личностей- вождей, лидеров, стоящих во главе того или иного государства. Яркое эмоциональное массовое чувство, твердая вера в их непогрешимость и преданность народу, в их необычный дар мощно легитимируют государственную власть. Особая харизма может быть порождена культовой идеологией.
Рациональная (легальная) легитимация основана на подчинении общим разумным правилам, содержащимся в законах, перед которыми все без исключения равны. По мысли М. Вебера, рациональная легитимация не имеет такой ценностной и мощной опоры, как традиции или харизма. Однако она наиболее надежна и менее подвержена субъективизму. При таком подходе население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь разумной оценкой результатов ее функционирования.