Современные теории государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

В ранней и более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.

Содержание

1. Понятие, сущность и основные признаки государства
2. Происхождение государства и права
3. Теории происхождения государства
4. Государственная власть
5. Функции государства
6. Механизм государства
7. Формы государства
8. Государство в политической системе общества
9. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 95.43 Кб (Скачать)

     Примерно  в тот же период появляется и развивается  учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам божественный разум, согласно учению Ф. Аквинского, управляет всем миром. Он лежит в основе природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.

     Автор выступал за активное проникновение  богословской идеологии в науку  и философию, за неразрывную взаимосвязь  светских и религиозных институтов. Религия, по мнению Ф.Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь, последнее обязано защищать религию.

     Договорная  теория происхождения государства  также возникла в глубине веков. Отдельные элементы данной теории разрабатывались еще философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако в своем классическом виде договорная теория появилась лишь в XVII-XVIII вв. Положение о том, что государство покоится на взаимном договоре людей впервые встречается у Эпикура.

     Наиболее  видными ее представителями были Г. Гроций, Дж.Локк, Д. Дидро, П. Гольбах, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо и другие ученые энциклопедического уровня, просветители.

     Сторонники  названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством.

     Оспаривая идеи божественного происхождения  государства и права, А. Радищев (1749-1802) считал, например, что государство возникает не как результат некоего божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению, «есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан ».

     Так же как и другие просветители, в  частности Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), А. Радищев связывал образование государства с возникновением частной собственности. Он писал: «Как скоро сказал человек: сия пядь земли моя - он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверообразному самовластию, когда человек повелевает человеком».

     Связывая  возникновение государства с  возникновением и развитием частной  собственности, Руссо и Радищев, однако, расходятся в том, кто и для чего его создал. Согласно теории Радищева, государство с самого начала создается по договору между всеми людьми и для «блаженства всех». В соответствии же с теорией Руссо государство является результатом некоего весьма хитроумного плана богатых и первоначально создается лишь в целях оправдания и защиты их интересов и их самих.

     Касаясь самого существа и оценки характера и роли договорной теории происхождения государства, следует отметить, прежде всего, что она является весьма идеалистической теорией, берущей за исходный постулат чаще всего некую первобытную идиллию, царство неограниченной свободы, первозданную по своей чистоте и невинности естественную жизнь.

     В период своего расцвета договорная теория выполняла многоцелевую функцию. Она была не только академически, политически и идеологически, но и практически важной доктриной. В частности, договорная теория широко использовалась восходящим классом буржуазии в борьбе с абсолютизмом и деспотизмом. Она служила политическим и идеологическим оправданием революционных выступлений и требований установления и соблюдений принципов демократии, законности, равноправия всех граждан или подданных, конституционности.

     В настоящее время роль договорной теории, по сравнению с периодом ее наибольшего развития, во много крат уменьшилась. Соответственно значительно сократилась и сфера ее распространения. Из некогда весьма популярной, теоретически и практически важной, широко распространенной концепции она превратилась по существу лишь в исторически и академически значимую теорию.

     Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и права является теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), известный «ревизионист марксизма» К. Каутский (1854-1939) и др.

     Краеугольным  камнем теории насилия является утверждение  о том, что главная причин возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

     Теория  насилия, как и некоторые другие теории происхождения государства и права, имеет свою довольно длительную историю. Зачатки ее появились еще в древности, в частности, они просматриваются в сочинениях первого и второго поколения софистов. В их учениях государство рассматривается как учреждение, существующее исключительно для блага сильного, а право - как средство обуздания одних слоев общества в интересах других.

     Дальнейшее  и особенно сильное развитие теория насилия получила в период Средневековья. Она широко использовалась, в частности, в борьбе с теологическими теориями и взглядами на государство и право.

     Особую  роль в дальнейшем развитии и окончательном  формировании основных положений теории насилия на рубеже XIX-XX вв. сыграл Л. Гумплович.

     «История  не предъявляет нам ни одного примера,- рассуждал он в своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве»,- где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения ».

     Ссылаясь, например, на опыт образования ряда стран Европы и Азии, которые возникли, по мнению ученого, не иначе как путем насилия, Л. Гумплович делал окончательный вывод, согласно которому «вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство», а из потребности победителей обладать «живыми орудиями» возникла экономическая основа античной семьи (рабство), отношения властвования, существовавшие между господином и его слугой.

     Во  внутренней и внешней вражде племен заключается все дело, а не в  чем-то ином. Именно в племенах, в  их взаимной борьбе, утверждают Л.Гумплович и его сподвижники, мы можем признать «главные, основные части, действительные краеугольные камни государства,- в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они, и только они предшествуют государству».

     Таким образом, ни общественный договор, ни божественное провидение, ни «высшие» идеи, ни «известные потребности» или «рационалистические и нравственные мотивы», как это следует из других учений о происхождении государства права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими, одним словом, прямое насилие- «вот родители и повивальная бабка государства». Именно они являются, согласно теории насилия, основной причиной возникновения данных институтов.

     При этом, с одной стороны, ведущиеся войны производят «разрушительное действие», а с другой - в них обнаруживается и «некоторая положительная, известным образом созидающая государства сила».

     Все это - а именно систематическое ведение войн и связанное с ним возникновение и развитие института рабства, по мнению сторонников теории насилия, создает реальные условия и предпосылки для образования государства.

     Сторонники  теории насилия полагают, что до тех пор, пока племя состоит лишь из «сходных между собою единоплеменников», т.е. «личностей, родившихся и воспитавшихся в одном и том же социальном обществе», между ними нет вражды, а, следовательно, и рабства. Когда же одно племя покоряет другое, то тут же как неизбежный спутник всех завоеваний появляются рабы, возникает и развивается институт рабства, а вслед за ним - и государство.

     Говоря  о теории насилия вообще и об учении Л.Гумпловича в частности, следует заметить, что сторонники по-разному характеризуют исторически первые и современные государство и право.

     По-разному  они относятся и к насильственным формам образования современных государств и правовых систем и к их природе. Если одни из них высказывают одобрение и оправдывают насильственные формы образования современных государств путем осуществления революций или ведения освободительных или, наоборот, захватнических войн (считают, что они всегда приводят к прогрессивному обновлению общества и государства), то другие, наоборот, выступают против каких бы то ни было силовых форм и способов формирования современных государств, считая, что эти формы и способы возникновения государств и правовых систем являются данью прошлому. Соответствующим будет и характер государства и общества, возникающих на этой основе.

     Авторы, являющиеся сторонниками взглядов силовых методов образования и «обновления» государственных и общественных структур, считают, что государство, на каком бы этапе развития общества- догосударственном или государственном, оно ни возникало, всегда зарождается или обновляется не иначе как только силовым способом, в результате борьбы; таковым же силовым по своему характеру и природе (орудием насилия, подавления) оно и остается в дальнейшем.

     Другие  же авторы, среди которых и Л. Гумплович, придерживаются иного мнения. Они считают, что если ранние государства, возникающие в результате войн и насилия, до конца остаются инструментам насилия, господства одних над другими, закабаления и угнетения, то более поздние и современные, в частности капиталистические, государства не являются таковыми.

     Общественное  развитие, согласно взглядам Л. Гумпловича, идет по направлению все более возрастающего равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвующими. Все больше смягчаются формы и методы властвования. Постепенно образуется современное культурное государство. Складываются такие его черты и особенности, как режим парламентаризма и законности, равноправие граждан, доступ их к управлению делами общества и государства и др. Исходными причинами и условиями становления такого либерального государства считается, однако, насилие.

     Одним из авторов, разделяющим концепцию трансформации силовых элементов в государстве, был дореволюционный российский ученый-юрист И.В. Михайловский. Он полагал, что в основе современного государства и

     права лежат не голая физическая или  иная сила, а человеческий разум, справедливость, «общий этический порядок», человеческий идеал. Не сила есть сущность права, особо и довольно аргументировано заявлял Михайловский, а «нечто принципиально другое». Не сила есть главное основание действия права, а признание его населением, обусловленное, по меньшей мере, непротиворечием юридических норм субъективному правосознанию большинства населения.

     Теория  насильственного формирования государства  и права в том виде, как она сформулирована и как она представлялась в конце XIX-начале XX в., систематически подвергалась довольно напористой и небезосновательной критике не только с точки зрения ее сущности и содержания, но и под углом зрения ее социальной роли и назначения.

     Наряду  с отмеченными, теория насилия подвергалась и подвергается критике и с других сторон. Это свидетельствует, прежде всего, о несовершенстве ее концепции, о неудовлетворенности ею. Вместе с тем это говорит об известной жизнеспособности данной теории, о ее живучести, о том, что теория насилия является не только данью прошлому, но и частью академического потенциала настоящего.

     Ирригационная теория связывает происхождение  государства с необходимостью строительства  и эксплуатации гигантских по тем временам ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других аграрных областях. Эти процессы повлекли за собой образование класса чиновников-управленцев, различных бюрократических формирований обслуживающих жизненно важные объекты хозяйствования, злоупотребляющих своим положением и постепенно порабощающих общество. Основатель данной теории К. Виттфогель в своей работе «Восточный деспотизм» называет этот исторический период «гидравлической» или «агроменеджериальной» цивилизацией.

     Расовая теория рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения  и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у «высших» рас. Появление государства, по логике сторонников данной теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

     Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего  своего развития и даже практического  применения, она достигла в Средние  века- в период расцвете колониализма, и в первой половине XXв.- во время появления в Европе фашизма. Сначала «цивилизованные» страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и захвата их земель, а затем одни «цивилизованные» страны (фашистская Италия, нацистская Германия и милитаристская Япония) оправдывали с ее помощью развязанную ими войну против других «цивилизованных» и «нецивилизованных» стран.

Информация о работе Современные теории государства