Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:50, реферат
В ранней и более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.
1. Понятие, сущность и основные признаки государства
2. Происхождение государства и права
3. Теории происхождения государства
4. Государственная власть
5. Функции государства
6. Механизм государства
7. Формы государства
8. Государство в политической системе общества
9. Список использованной литературы
С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
Основным признаком государства наряду с отмеченным являются займы и налоги. Государство само по себе не является производителем материальных благ, поэтому для содержания государственного аппарата и поддержания ряда социальных функций оно устанавливает налоги, подати, пошлины и другие денежные сборы.
Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы.
На протяжении всей истории развития государства особо важное значение для его содержания имели налоги. Они всегда были важным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.
Установления, касающиеся видов и порядка взимания налогов, закреплялись в законах и иных нормативно-правовых актах. Такое закрепление имеет место и в настоящее время. В большинстве современных государств имеет место целая серия законов, составляющая в своей совокупности налоговое право. Уплата налогов нередко рассматривается как конституционный долг или как конституционная обязанность граждан.
«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»,- закрепляется, в ст.57 Конституции Российской Федерации.
В каждом государстве существуют специальные органы, занимающиеся сбором налогов, различных податей и организацией государственных займов. Порядок их деятельности, равно как и определение размеров, видов и порядка взимания налогов, регулируется специальными законами.
Кроме
названных основных признаков каждое
государство характеризуется
Сущность государства. Это один из сложнейших категориальных вопросов юридической науки, на который однозначно ответить нельзя, так как сразу необходимо охватить целый спектр проблем, в частности, проблемы понимания государства и права, соотношения человека, общества и государства и др. Представляется необходимым последовательное раскрытие сущности государства, сначала как самостоятельного относительно обособленного политико-правового явления, затем в качестве социально обусловленного сложного комплекса.
Сущностью
государства как
Поскольку государство является и продуктом общества, и его организационной формой, и сложным социальным организмом, то возможны и иные аспекты исследования его сущности с учетом названных характеристик.
Для общества жизненно важным является то, чтобы государственная власть была сильной и стабильной, чтобы она могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для дальнейшего развития гражданских институтов и всего общества.
Население (народ) ждет от власти в первую очередь организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укреплению правопорядка, гарантий общественной безопасности. Ему важно знать также, кто осуществляет власть? Чьи интересы защищает власть? Как повлиять на нее? В демократических государствах население участвует в формировании властных структур посредством выборов, референдумов, опросов, а также через деятельность политических партий, профсоюзов, общественных объединений.
Конкретный человек, суммируя в себе общественные ожидания от власти, прежде всего, независимо от принадлежности к социальному слою, классу, нуждается в условиях, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, неукоснительного соблюдения и надежной защиты его прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы.
В
современных развитых странах государство
постепенно становится механизмом преодоления
общественных противоречий не путем насилия
и подавления, а путем достижения общественного
компромисса. Само существование государства
в наше время связанно не столько с классами
и классовой борьбой, сколько с общесоциальными
потребностями и интересами, что предполагает
разумное сотрудничество различных, в
том числе противоречивых, сил.
Происхождение
государства и права
Право возникает при столкновении разнородных социальных элементов, когда коллективное целое уже не может быть сдержанно простым обычаем, мораль одних не является в то же время моралью других.
Л. Гумплович
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты. Дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Формирование государства и права происходило весьма сложно, противоречиво и заняло длительный период в истории человечества. По некоторым данным этот процесс начался приблизительно двенадцать тысяч лет назад и длился шесть-восемь тысячелетий. Причем у разных народов, на различных географических координатах процесс возникновения государства и права не был одновременен и шел разными путями. И все же научные исследования дают основание утверждать то, что во все времена и для всех государственных правовых систем можно выявит общие черты их генезиса. Определяющими факторами здесь являются природные, экономические явления и их трансформация, человек, общество и их эволюция. Все они взаимосвязаны между собой в определенных временных и территориальных отношениях.
Влияние природных явлений (космических, сейсмических, географических, климатических) на формирование государства и права можно считать первоначальным объективным фактором, не зависящим от человека и даже непредсказуемым по тем временам. Такое влияние могло выражаться по-разному.
Во-первых, непосредственно через различного рода природные катаклизмы. Так, около 10 тыс. лет назад нашу планету постигла экологическая катастрофа, вызванная предположительно космическими и тектоническими изменениями и повлекшая за собой движение ледников, наводнения и проч. К этому же ряду природных негативных явлений следует отнести исчезновение Атлантиды, погребение в песках азиатских городов-государств. Для того чтобы выжить как вид, человечество вынужденно было в конечном счете изменить свое бытие: от охоты, собирательства плодов, рыболовства перейти к изготовлению необходимых изделий, орудий труда, производства продуктов питания.
Во-вторых, значительное позитивное влияние на становление и особенности государств, частности Ближнего Востока, Африки, Америки, оказали географические и климатические условия, предопределившие возможность развития земледелия, необходимость сооружения и эксплуатации мощных ирригационных и культовых сооружений, создание измерительных «инструментов» (лунных и солнечных календарей).
В-третьих, природные явления косвенно влияли на формирование государственно-правовых институтов через мифы, ритуалы, сознание людей и стереотипы их поведения. Для того чтобы выжить, люди вынуждены были объединяться перед стихийными силами природы.
Среди экономических факторов, влияющих на возникновение государства и права, главным является развитие производства, переход от присваивающей к производящей экономике. Именно он послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере торговли-обмена. Далее в ходе специализации труда повышалась его производительность, и как ее следствие появился избыточный продукт. Он обусловил появление возможности товарообмена и присвоение результатов чужого труда, возникновения частной собственности наряду с коллективной, групповой.
Человеческий (антропологический) фактор происхождения государства и права не требует доказательств, он аксиоматичен, ибо в конечном счете человек по мере своего развития и в силу объективной необходимости создает различные объединения, союзы и устанавливает для себя и других определенные правила поведения. Экономическое развитие выводит человека на новый уровень объединения, теперь уже не для выживания, а для того, чтобы увеличить свои экономические возможности через государство и право в составе господствующего слоя, класса.
Общественный
(социальный) фактор является определяющим
среди названных. Государство и право
по своей сути есть не что иное, как результаты
развития конкретного человеческого сообщества,
формы его организации, управления и регулирования.
В социальном плане зарождение государства
началось с дробления родовой общины на
патриархальные семьи, отдельные из которых
становились все более экономически самостоятельными,
и их интересы уже не совпадали интересами
общины. С развитием трудовых и производственных
отношений, с появлением прибавочного
продукта, частной собственности постепенно
начинается расслоение общества на социально
обособленные слои, группы, сословия, касты,
классы. Возникает раннеклассовое государство.
Теории
происхождения государства
Теологическая теория происхождения государства является одной из самых древних, она отражала теократические черты первичных государственных образований (узаконивание культовых обрядов, признание роли жрецов, компромисс религиозных и светских властей и др.).
Как показывает опыт, в решении проблем происхождения государства и права особая роль на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова», - читаем мы в Библии.
Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, - Бог. Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, эта теория присущими ей средствами поднимала их престиж, осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. Государство и право получает, таким образом, в глазах людей значение некоего объективного порядка, «независящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола».
Особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже ХII-XIII вв. в Западной Европе развивается, например, теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели Церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало Церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется Церковью правом повелевать людьми и является слугой Церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (Церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от Бога».