Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, шпаргалка
Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.
Двухпартийной считается система, в которой определяющую роль в политической жизни играют два основных партии, чередующихся у власти. При этом количество действующих в стране партий может быть различной, однако ни одна из них, кроме двух влиятельных, не имеет реальных шансов стать правящей. Для двухпартийной системы характерны относительная равновесие двух партий, которые соперничают в борьбе за власть, и значительное отставание других партий, а также наличие сильной оппозиции со стороны той партии, потерпевшей поражение на выборах.
Это одна из наиболее стабильных и эффективных партийных систем, которой не грозят коалиционные кризиса. Она сложилась в тех странах, где дело дошло до образования сильной революционной рабочей партии. Типичный пример двухпартийной системы - США, где ключевые позиции политического жизни заняли две партии - Демократическая и Республиканская. Европейским примером двухпартийной системы может быть партийная система Великобритании, в политическом жизни которой преобладают Консервативная и Лейбористская партии.
В некоторых странах основными являются две партии, а рядом с ними существует третья, которая, примыкая к одной из основных, обеспечивает ей парламентское большинство и право формирования правительства. Такая партийная система получила название трехпартийной, или «Системы двух с половиной партий». Она функционировала, например в ФРГ, где наряду с основными партиями - Социал-демократической и блоком Христианско-демократической Геополитический союз / Христианско-социальный союз (фактически это одна партия) - в парламенте действовала немногочисленная третьей партия - Свободная демократическая, коалиция с которой обеспечивала одной из основных партий парламентское большинство и право формирование правительства. После объединения Германии роль такой третьей партии перешла в партию зеленых.
Однопартийная система в прямом понимании система минные этого слова - это такая система, в которой невозможно даже номинальное существование других партий. Правящая партия, которая является единственной, по сути, сливается с государственными структурами, подчиняет их себе. Такой партией была, например, Коммунистическая партия Советского Союза.
Однако однопартийная система не исключает существования и нескольких партий. Главное, что только по одной из них постоянно закрепляется (фактически или юридически) роль правящей партии. Существуют фактически однопартийной системы, замаскированные под многопартийность. В таких системах правящая партия гегемон определяет развитие всей общественной жизни, регистрационная деятельность других партий. Фактически однопартийными были, например, партийные системы в некоторых бывших социалистических странах Восточной Европы, где, кроме правящих в коммунистических партий, существовали и другие, но они не производили ощутимого влияния на политику.
№28 Развитие партийной системы в Российской федерации. Парламентская деятельность партии
Можно определить следующие пути становления партийной системы в Российской Федерации:
развитие многопартийности во многом идет от различных объединений кружкового, клубного типа, организованных представителями элиты – духовной, экономической, политической. Многие партии возникли в результате деятельности лидеров, создавших партии «под себя» (верхушечные или «диванные» партии);
часть партий образовалась «почкованием»: одни из них выделились из КПСС (КПРФ, РКРП, ВКП(б), СК), другие – в результате раскола недавно созданных партий;
ряд партий возник под влиянием мировой партийно-политической практики (Социал-демократическая партия России, Российская партия «зеленых»);
некоторые партии представляют собой «второе издание» ранее существовавших партий, что создает видимость преемственности политического развития. Таковы партии кадетов, монархистов, анархистов;
иные партии возникли
как новые для нашей
В соответствии с традицией,
сложившейся в мировой
Правые выступают за создание сильного национального российского государства, за особый, отличный от Запада путь развития России. К ним относятся различные политические силы: от движения «Русское национальное единство» и Конституционно-демократической партии – Партии народной свободы до «Союза казачьих войск» России и Российского патриотического собора. Правоцентристской ориентации придерживается Либерально-демократическая партия России.
В центристском спектре наиболее крупными партиями являются «Единая Россия» и «Яблоко».
Разнообразна палитра левых сил. В их состав входят около десяти партий и групп коммунистического направления (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия, Партия диктатуры пролетариата и др.). Наиболее влиятельная из них Коммунистическая партия Российской Федерации. К левым силам относятся также Аграрная партия и многочисленные группы социал-демократической ориентации.
Период 2000–2005 гг. выявил,
что по сравнению с предыдущим
избирательным циклом расстановка
политических сил в России значительно
изменилась: шла консолидация вокруг
трех- четырех партий; наибольшей популярностью
в начале XXI в. пользуются «Единая Россия», Союз правых сил, КПРФ, ЛДПР и
«Яблоко». При этом «Единая Россия» оттягивала
и продолжает оттягивать на себя полюса
других партий.
№29 Парламентаризм в России: история и современное состояние
Становление современного
российского парламентаризма пр
После распада СССР началось укрепление власти Президента Российской Федерации. Несмотря на разделение властей, в российской действительности президентская власть стоит над всеми остальными – законодательной, исполнительной, судебной.
Федеральное собрание является постоянно действующим органом, что обуславливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе. Дума проводит ежегодно 2 сессии:
Весеннюю, продолжительностью в 6 месяцев, и осеннюю, продолжительностью в 4 месяца. Таким образом, палата за период своей работы вполне может реализовать обширную законотворческую программу.
В Госдуме партия «Единая Россия» имеет ведущую роль. Предусмотрен подход, призванный обеспечить систему сдержек и противовесов в деятельности Госдумы. Совет Федерации предстает в роли фильтра по отношению к Думе для предотвращения возможности установления в России «тирании большинства».
Проведем краткий анализ работы Государственных Дум, избираемых начиная с 1993 года.
Пятый созыв Госдумы 1993 год –это Созыв,где заложились первые важные шаги. Была завершена разработка Уголовного кодекса, Арбитражного процессуального, Водного, Земельного и ряда других кодексов.
Шестой созыв (1995г) Госдума была самым оппозиционным парламентом по отношению к исполнительной власти.
-Значительно усилилось
влияние Думы на
-Новая дума существенно сократила «указное право».
-Возросло влияние
Думы на формирование
Седьмой созыв. Госдума 1999г. Является рекордсменом по числу бывших премьеров страны.
1999 г. - это год, когда страна практически разваливалась, год кризиса.И один из бывших премьеров страны Е.Примаков буквально не дал стране рухнуть. Три партии - КПРФ, Яблоко и ЛДПР сохранили свое представительство, хотя и уменьшили свою численность.
Далее началось формирование так называемой полутора –партийной
системы при доминировании «партии власти».
Процессы партийно-политического структурирования
в современной России протекают по схеме:
сколько партий в России не создавай –
получается КПСС. При том, что в стране
существует демократия, менталитет России
оставляет желать той системе власти,
что была в СССР.
«Единая Россия» остается
«думской вещью в себе», формой ,которую
еще предстоит наполнить
В одном из интервью спикер Государственной
Думы Т.Селезнев высказал сожаление по поводу деградации
представительной функции нижней палаты
и неудовлетворение тем, что она все больше
превращается в «законодательную машину».
В целом в результате перемен произошло
закрепление подчинительного статуса
законодательной власти.
К негативным сторонам работы Госдумы последнего созыва относится наиболее высокий уровень управляемости со стороны президентской власти. В последний еприод депутатам нередко приходится вносить поправки в законы сразу после их введения в действие. Большинство законов либо не действуют в полном объеме , либо углубляют стратегические проблемы страны.
Признаки социального недовольства наблюдаются практически во всех слоях. Но никакая парламентская оппозиция не может решиться на прямое противостояние президентскому «центру».
В настоящее время наблюдается рост Абсентеизма. Политики не хотят быть ответственными перед гражданами, а граждане вполне рационально отвечают недоверием к политикам и к самой процедуре выборов. Российский избиратель утрачивает интерес к «выборам без выборов» с предопределенным итогом.
Также рост абсентеизма может обуславливаться тем, что у людей растет недоверие к власти. Дееспособность Госдумы во многом зависит от нее самой. Госдума нарушает собственный регламент. В результате в законодательстве часто преобладает количество, а не качество. В отличие от Госдумы члены Совета Федерации подчас отстаивают интересы не всей России, а лишь отдельных ее частей.
В стране остро ощущается
недостаточность
Таким образом, в Росси процедура формирования парламента и его деятельности до сих пор не получила адекватного решения. Парламент современной России еще далек от совершенства, парламентаризм у нас еще не достаточно оформился.
№30 Лоббизм, его возникновение и развитие
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.
В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.
Итак, лоббизм - это совокупность целенаправленных усилий по оказанию влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов.
При определении термина «лоббизм» нужно выделить еще несколько общих характеристик, которыми он обладает:
* наличие субъектов
и объектов воздействия.
* лоббистская деятельность ведется в чьих-то интересах;
* лоббисты выполняют
функцию посредничества между
влиятельными
* лоббизм допускает
возможность отстаивания
Из всего вышесказанного ясно, что «лоббизм», кроме сложности и емкости, понятие достаточно широкое. Он разнообразен, а процесс его формирования различен, но при этом существуют объективные универсальные правила формирования лоббизма.
Процесс формирования и стадии лоббизма можно описать так:
1) формирование конкретного интереса;
2) определение лоббистской цели;
3) выявление адресата
давления - объект лоббистской
4) оформление субъекта,
осуществляющего лоббистскую
5) организация лоббистского давления;
6) результат лоббистской деятельности - решение, действие (бездействие), отклонение и блокирование чей-либо инициативы;
7) последствия от принятия
и исполнения решений или
31. Группы интересов и их особенности в России.
Группы интересов— по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.
Функции групп интересов
Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;