Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, шпаргалка
Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.
Признаками падения легитимности власти являются:
Рост степени принуждения;
Ограничение прав и свобод;
Запрещение политических партий и независимой прессы;
Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти;
Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.
Идеологическая и другая легитимность власти постепенно ослабевают, если не поддерживаются ее реальной эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий (экспектаций), которые возлагает на нее большинство населения и прежде всего наиболее влиятельные политические и экономические слои – элиты. В современных условиях легитимность на основе эффективности – в конечном счете решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. И рационально-правовая, и харизматическая, и др. типы легитимности связаны с надеждами населения на эффективность власти, т.е. удовлетворение ее требований.
В наше время большое количество государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотах в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности власти крайне актуальна и для большинства посткоммунистических стран.
Неспособность правящих
в них режимов вывести страны
из кризиса подрывает доверие
населения к рационально-
Как легитимность власти, так и весь политический процесс прямо зависят от субъектов политики (индивиды и социальные группы, организации, принимающие непосредственное более или менее осознанное участие в политической деятельности).
Традиционная легитимность определяется благодаря обычаям, привычке подчинятся власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков (пример: монархия).
Легальная или рационально-правовая – источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям, сформулированным на основе демократических процедур. Подчинение не личности, а законам (пример: демократия).
15.
В политологии широко
известна веберовская концепция
правомочности политической власти
или систем господства. М. Вебер выделил
три типа легитимности власти: традиционный,
харизматический и легальный. Традиционный
тип легитимности власти опирается на
веру людей в незыблемый характер норм
и традиций, сложившихся в процессе конкретно-исторического
развития данного общества. Эти нормы
и традиции указывают, кто имеет право
на власть, а кто обязан подчиняться ей.
Все члены общества должны соблюдать традиционные
нормы, регулирующие властные отношения.
Неповиновение им ведет к применению по
отношению к отдельным индивидам определенных
санкций, установленных обществом. Типичным
выражением названного способа обретения
законности государственной власти являются
абсолютные монархические режимы, при
которых ее переход от одного лица к другому
осуществляется в соответствии с традицией.
Харизматический (от греч. harisma – божественный
дар) тип легитимности базируется не на
порядке, освященном традицией, а на особых
качествах личности, харизме – мужестве,
смелости, решительности, ораторских способностях
и т.д. Таким образом политическая власть
приобретает законность и признание со
стороны народа. В качестве харизматического
лидера может выступить пророк, герой,
ловкий демагог. Харизма может привести
к культу личности политического лидера,
его обожествлению и идеализации. Харизматическая
власть может существовать в самых различных
политических системах. В качестве примеров
власти подобного типа можно привести
Римскую империю при Юлии Цезаре, режим
Наполеона во Франции, гитлеровский нацистский
режим, фашизм Муссолини, сталинский тоталитарный
коммунистический режим, политический
режим Мао Цзэдуна в Китае и др. Легальный
тип политической власти основан на системе
законов, установленных и применяемых
в обществе, исходя из конкретно-исторических
обстоятельств. Лица, осуществляющие политическую
власть, избраны или назначены в соответствии
с существующей правовой процедурой, а
правила их деятельности четко обозначены
в юридических документах общества.
16.
Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:
- Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.
- В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.
- В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.
Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.
Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.
Понятие «Политическая система общества» получило распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, и др. Первым наиболее систематическое изложение данной теории предложил Д. Истон в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др
Модель политической системы Д.Истона
Дальнейшее развитие теории политических систем пошло по линии преодоления некоторых недостатков модели Д. Истона. Теория Д. Истона рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.
Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика- относительно самостоятельная сфера, основное значение которой- распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.
В целой серии
работ, написанных в 1950-60-е
Схема 1. Модель политической системы Д. Истона
В соответствии с этой моделью механизм функционирования политической системы включает четыре фазы. Во-первых, это «вход (input)», воздействие внешней среды (социальной и внесоциальной, природной) на политическую систему в форме требований и поддержки. Например, это может быть требование населения снизить подоходный налог при одновременной легитимной поддержке деятельности правительства в целом. Во-вторых, «конверсия» (или преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства. В-третьих, это «выход (output)», принятие решений и их реализация в форме практических акций. И наконец, в-четвертых, результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через «петлю обратной связи» (feedback loop). Политическая система является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью являются выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип «гомеостатического равновесия», согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на нарушение её баланса со внешней средой.
Несмотря на сильную критику системного подхода в конце 1960—начале 1970-х гг. Д. Истон в своей новой работе «Анализ политической структуры» (1990) продолжает концептуальную разработку своей модели путем изучения внутренней структуры «черного ящика», то есть политической системы, опираясь на критический анализ неомарксистского структурализма Н. Пуланзаса. «Политическая структура подобна невидимой силе, царящей в глубине политической системы» Вообще различные политические структуры, по его мнению, образуются из таких элементов, как государственные органы, партии и групповые объединения, элитные группы и массовидные силы, а также из играемых всеми ими политических ролей. Сама же «политическая структура» выступает как атрибутивная характеристика политики, которая обуславливает ограничения в поведении индивидов и групп, так же как одновременно может и способствовать достижению их целей. Истон выделяет различные типы политических структур, составляющих «начинку» политической системы: высокоорганизованных и низкоорганизованных, формальных и неформальных, режимных и дифференцированных институтов.
Недостатками модели политической системы по Истону являются:
- чрезмерная зависимость от "требовании-поддержки" населения и недооценка ее самостоятельности;
- некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;
- недостаточный учет психологических,
личностных аспектов политических взаимодействий.
17.
Государство является основным
институтом политической системы общества.
Оно организует совместную деятельность
и отношения людей, социальных групп,
классов, ассоциаций и контролирует
ее. В руках государства
С момента появления первых политических теорий и до сего дня в политологии не прекращаются попытки понять сущность государства, причины и процесс его возникновения, охарактеризовать его функции и свойства. Многоплановость, многофункциональность государства объясняют различие в его трактовке, начиная от античных мыслителей до исследователей наших дней. Для Аристотеля оно - олицетворение разума, справедливости, общего блага, отражение родовой сущности человека, как "политического животного, стремящегося к совместному сожительству". Напротив, для Т. Гоббса государство подобно библейскому чудовищу, сеющему вокруг себя страх и ужас.
Государство выполняет две основные функции:
1) обеспечивает господство
свободных над порабощенным
Основными признаками государства являются:
Оно выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны, осуществляет власть в пределах определенной территории, пространственные пределы которой определены государственной границей. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства.
Государство обладает специальным
механизмом, системой органов и учреждений,
непосредственно управляющих
Государство выступает
источником права и закона, для
осуществления которых оно
Государственная власть независима от других властей как внутри страны, так и вне ее. Ее суверенитет выражается в верховенстве, то есть:
в обязательности ее решений для всего населения;
в возможности отмены актов негосударственных политических институтов;
в обладании исключительным правом на издание законов, в монополии на легализованное насилие.
Государство обладает правом взимания налогов и других обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.
Важнейшими институтами государства являются:
представительные органы (парламент);
исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр);
надзорно-контрольные органы;
судебная система;
органы власти общественного порядка, государственной безопасности;
вооруженные силы.
В обществе государство выполняет ряд функций. Важнейшие из них:
экономическая функция -
регулирование экономических
социальная функция - регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;
правовая функция - установление правовых норм, обеспечение их выполнения;