Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, шпаргалка
Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.
41. Понятие «конфликт»
в политологии. Политические
Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Конфликт как социальное явление впервые был исследован в трудах Г. Зиммеля, Г. Гегеля, К. Маркса, А. Смита, А. Токвиля. Выделение политических конфликтов в самостоятельную проблему мировой политической науки приходится на середину ХХ в. Политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей.
По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между людьми за право занять властные позиции. В обществах, где власть имеет абсолютное значение и дает массу привилегий, политический конфликт приобретает особо острый характер.
Различают три основных типа политических конфликтов.
Конфликты интересов. Преобладают
в экономически развитых странах, устойчивых
государствах, этот тип конфликта
наиболее легко поддается
Конфликты ценностей. Характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; требуют больше усилий для урегулирования из-за трудностей с нахождением компромиссов («или -- или»).
Конфликты идентификации. Характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты -- государства и их коалиции), государственным (субъекты -- ветви власти, политические партии и т. д.), региональным (субъекты -- региональные политические силы), местным.
Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные). Субъектами позиционных конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы (в разных ветвях государственной власти, институтах федеральной власти и субъектах федерации), но занимающие различные позиции. Предмет таких конфликтов - отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей; это частичные конфликты. Субъектами оппозиционных конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры, с другой - организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Предметом конфликта в данном случае являются существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы, поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.
Внутриполитические конфликты также подразделяются на режимные и легитимные:
при режимных конфликтах целью одного из субъектов могут быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства;
при легитимных конфликтах
часть государства стремится
отделиться от целого; часто такие
конфликты совпадают с
Политической практикой
и теорией выработаны некоторые
общие формы и способы
Консенсус (лат. consensus -- согласие, единодушие) - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. Первый уровень консенсуса - основной, он показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели. Второй уровень консенсуса - процедурный, он устанавливает правила игры, фиксируемые в конституциях. Третий уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель «власть - оппозиция». Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительствам - это отношение к членам правительства, а не к форме управления. Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношений церковь - государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, отрывом элит от масс и т. д.
Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
2) соглашение в соответствии
с законодательной или
3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
Разрешение конфликта и кризиса есть процесс согласования интересов, урегулирования социально-политических противоречий. В этом плане разрешение конфликта возможно путем придания ему правовой и организованной основы, т.е. институализации конфликта, управления им.
42.
Этнополитические конфликты
представляют собой столкновение субъектов
политики в их стремлении реализовать
свои интересы и ценности, связанные
с достижением или
Как правило, этнополитические конфликты развиваются вокруг групповых интересов, затрагивающих апелляцию к несправедливости в отношении к этносу как к группе. Среди таких интересов обычно выступают политическая автономия, увеличение финансирования из госбюджета, этническая квота в органах государственной власти.
По своей структуре
этнополитические конфликты сходны
в целом с социально-
- этничность может выступать «камуфляжем» политической борьбы в элитных кругах государства[2];
- этнополитические конфликты чаще всего имеют статусную природу и ведутся вокруг статуса той или иной этнической группы;
- такие конфликты не столько конфликты интересов, сколько конфликты идентичностей (новые участники конфликта примыкают к той или иной стороне чаще из-за общей идентичности, нежели из близости позиций по конфликтному вопросу);
- этнополитические конфликты из-за повешенной эмоциональности обретают высокую степень иррациональности;
- для них характерно доминирование деструктивного начала над конструктивным;
- как правило, этнополитические конфликты многофакторны (причины могут крыться не в ущемлении прав меньшинства, а в неудовлетворенности экономическим развитием региона компактного проживания)[3].
- Грузино-южноосетинский конфликт
- Грузино-абхазский конфликт
- Карабахский конфликт
Наряду с названными, причинами конфликтов могут стать следующие:
· Историческое наследие межэтнических отношений: войны между народами, нанесенные обиды, случаи депортации народов;
· Самовольное проведение границ, которые не совпадают с границами расселения этносов;
· Насильственное включение территории этноса в другое государство;
· Отсутствие реальных условий для развития национальной культуры, обучение на родном языке;
· Навязан "патернализм", политика, в основе которой лежит представление о архаичность образа жизни малого народа и попытка привить ему культурные образцы развитого народа;
· Стереотипы негативного
восприятия другого народа.
43.
Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Главной особенностью международных
отношений является отсутствие в них единого, центрального ядра власти
и управления. Они строятся на принципе полицентризмаи полиие
Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.
Международная или мировая политикаявляется ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остаётся взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государстваи группы (союзы) государств.
Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Всё более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.
Межгосударственные
Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.
Как субъекты международных
отношений международные
- региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств(ЛАГ) и т. д.;
- организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), МБРР;
- организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;
- политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);
- профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);
- демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);
- организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединённых Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);
- военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);
- профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов(МКСП), Всемирная конфедерация труда(ВКТ);
- различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагуошское движение учёных, Международный Институт Мира;
- религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);
- Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;
- экологические организации: Гринписи др.
Самую значительную роль
в системе международных
Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Её членами являются 192 государства, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединённых Наций.
В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся: