Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.

Работа содержит 1 файл

политология 1-5 (1) шпоры.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

        консультативный; всенародное   обсуждение  законопроектов;  митинги;

        анкетирование и др.

Политическая демократия. Источник политической демократии - гражданские и политические права человека, проявляющиеся как в личной, так и коллективной формах. Каждый человек имеет право принимать участь в принятии решений, которые касаются его жизни. Важной составляющей гражданского общества являются политические партии. Политические партии призваны представлять и отстаивать интересы граждан на государственном уровне. Партии принимают участие в осуществлении государственной власти в соответствии с мандатом, полученным на выборах. Они не могут принимать на себя функции государства. Партии должны иметь равные права и действовать в рамках закона. Большую роль в обеспечении политической демократии выполняют независимые средства массовой информации. Право на свободное распространение информации, свобода слова и убеждений должны быть неприкосновенными. Государство является необходимым и важным элементом любой политической системы. Государство решает задачи, которые не могут быть решены отдельными лицами или группами

Социальная демократия: Социал-демократия — социально-политическое движение и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы. Истоки современной социальной демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Когда стало ясно, что необходимо предпринять некоторые изменения, чтобы успокоить недовольство масс, правительства, до недавнего времени полностью поощрявшие буржуазию, начали делать уступки, чтобы предотвратить народные волнения, способные перерасти в социальную революцию. Со временем, многие страны развили систему государства всеобщего благосостояния, само название которой свидетельствует о том, что она предусматривала повышение благосостояния каждого отдельно взятого гражданина. Такая концепция чаще всего снабжает население базисными потребностями типа всеобщего образования, здравоохранения и пособия по безработице. Социал-демократия появилась в европейской политике после Октябрьской революции 1917 года и Второй мировой войны. В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства. ·  Защиту прав человека, рабочих, сокращение разрыва м.д богатыми и бедными и т.д и т.п. 

37.Феномен современной  Российской демократии. (какая-то  адская хрень!!!!!!)

В результате реформ образовался  в стране огромный разрыв между богатыми и бедными в 2005 г. — 14,8 раза., что  при отсутствии стабилизирующего среднего класса ведет к росту авторитарных настроений. Проблема демократии не особенно актуальна в бедной стране, где люди больше думают о выживании, чем о соблюдении прав человека.

 Усиление авторитарных  тенденций в политическом режиме  России обусловлены принятой  в 1993 г. Конституцией, в которой  перераспределение полномочий явно  смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента.

 Путин выстроил  новую модель политического режима  — управляемую демократию. Она  предполагает значительную концентрацию  власти в руках президента  при его контроле за деятельностью  парламента.

С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии референдумы, существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и непримиримая; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

Россия сделала выбор  в пользу демократии уже 15 лет назад, сделала этот выбор самостоятельно, без какого-то давления извне, сделала в своих интересах и для себя, для своего народа, для своих граждан. В России не будет возврата к тоталитарному режиму, но российская демократия будет соответствовать российским особенностям. Демократия - это прежде всего возможность демократическим образом принимать демократические законы и способность государства исполнять эти законы. Однако, по мнению некоторых обозревателей, демократия в России еще не утвердилась: в последнее время пессимистические оценки перспектив демократического развития России встречаются чаще, чем оптимистические.

Путь реформ - путь непростой. На этом пути подстерегает много сложностей и опасностей, поэтому  опыт России, накопленный в процессе демократических преобразований, произошедших на рубеже эпох, в своём роде, бесценен.

Сегодня российский народ не имеет возможности реализовать  принадлежащее ему по Конституции  право на осуществление непосредственного  народовластия. Российская демократия выживет только в том случае, если к оставшимся островкам народовластия, парламентским и президентским выборам, мы сможем добавить пакет конституционных законов, которые подкрепят представительную демократию непосредственными формами осуществления народовластия. Пока что бюрократия не дает возможности развиться этим институтам. Речь идет о Законе, о Федеральном Собрании - парламенте как представительном и законодательном органе власти в России. Наша страна достойна иметь сильный парламент, который будет наделен соответствующими полномочиями, в том числе правом парламентских расследований. В последние четыре года Дума исправно штамповала законы, поступающие из структур президентской власти и абсолютно не связанные с нуждами избирателей всей страны. Но ведь нет ничего плохого, когда депутаты пишут свои законы, хотя в свое время это достаточно сильно критиковалось. Скорее катастрофа в том, что если министерство не поставило свою закорючку на том или ином проекте закона, он не может выйти из правительства. Это пример сверхбюрократизации законотворческого процесса. С бюрократией можно и нужно бороться, но бороться профессионально, а не уговорами. Поэтому следует принять конституционный закон о гарантиях народовластия в Российской Федерации, предусматривающий меры публично-правовой ответственности всех ветвей власти за осуществление своих полномочий и вмешательство в компетенцию друг друга. Именно такой закон мог бы гарантировать принадлежность власти народу Российской Федерации. Без этого механизм разделения властей как не работал, так и не будет работать.

Пока исполнительная власть сама и пишет законы, и  контролирует их исполнение, мы будем  иметь монополию, как в политике, так и в экономике.


38.Политические  институты современной представительной  демократии. Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Проявлениями представительной демократии являются:

Институты  демократии  -   это   легитимные   и   легальные   элементы политической системы  общества,  непосредственно  создающие  демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

1)  Структурные  -  сессии  парламентов,  депутатские   комиссии,

              народные контролеры и т.п.

           2) Функциональные  -  депутатские   запросы,  наказы  избирателей,

              общественное мнение и т.п.

По  юридической   значимости   принимаемых   решений   различают   институты

демократии:

     1) Императивные - имеют окончательное  общеобязательное  значение  для

        государственных  органов,  должностных лиц,  граждан:   референдум

        конституционный и законодательный;  выборы; наказы избирателей и  др.

2) Консультативные - имеют  совещательное, консультативное   значение

        для государственных органов,  должностных лиц,  граждан:  референдум

        консультативный; всенародное   обсуждение  законопроектов;  митинги;

        анкетирование и др.

Практическая реализация демократии зависит от множества  обстоятельств, в особенности от численности населения и размера территории[17]. По сравнению с крупными административными единицами, небольшие единицы более однородны по составу и предоставляют лучшие возможности для непосредственного участия в политической жизни. В компактных сообществах возможно организовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности для граждан оказывать влияние на проводимую политику. Поэтому меньшим по размеру структурам проще удовлетворить критериям демократии. В то же время с уменьшением размера понижается реальный объём власти и возможностей для решения проблем, в особенности по вопросам обороны и экономики. Один из путей решения данного противоречия лежит в разделении сфер влияния между административными и общественными единицами различных уровней, в частности, путём наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространённый метод заключается в использовании в крупных единицах представительных форм правления 

39.Понятие политического процесса. Характерные черты политического процесса в современной России. Политический процесс - это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.Термином "процесс" (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Основные виды политических процессов:1. формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними; 2.воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;3. принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.Полит. Процесс в современной России: На политическом пространстве современной России развивается множество политических процессов. Для нас наибольший интерес представляет развитие общего политического процесса, приведшее к существенным изменениям и в форме правления, и в содержании политического режима. Другими словами, речь идет о коренных изменениях в политической системе страны.

Современный политический процесс в россии высокими темпами  перевел в новое состояние  ее политическую систему. Это коснулось  и формы правления, и политического  режима. Начнем с формы правления. Современная Россия, как это подчеркивается в Конституции страны (статья 1)1, является республикой. Однако, нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в стране наполнил ее единственным ей содержанием. Республиканская форма правления в современной России обрела сущностные характеристики: разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти.

Вместе с тем, российская республиканская форма правления  сохраняет ряд черт советской государственности: государство стремится остаться в роли главного распределителя средств, продолжать контролировать различные стороны жизни общества, сохраняется в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих кадров, отсутствует подлинная независимость судов от государственной власти. Таким образом, нет оснований говорить о том, что для России характерна завершенная респубиканская форма государственного правления, отвечающая всем основным критериям.

Тоже самое можно  сказать о состоянии государственного устройства России в части национально-территориального ее деления. В этом отношении общий политический процесс, развиваясь, породил много сложностей. Современное федеративное устройство Российского государства – одна из них. В России среди субъектов федерации сейчас есть как национально-государственные образования (в их числе республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные единицы (края, области, города). Всего их – 89. Это больше, чем в какой-либо другой стране. Возможности субъктов Российской Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочий между Центром и субъектами Федерации не могут быть одинаковыми.

Развитие общего политического  процесса в России и смены форм политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс «вывел» его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии.

Таким образом, можно  сделать вывод: развитие политического процесса в современной России привело к созданию переходного типа в государстве, устремленного к демократии.


40.Роль цивилизационного  фактора в политическом процессе. Политический процесс являет собой совместную деятельность государственных, общественных, профессиональных организаций и объединений для достижения определенных политических целей в рамках имеющейся политической системы. Как правило, он имеет различный уровень осуществления: локальный, региональный, государственный, межгосударственный и международный (глобальный), которые, в свою очередь, могут стратифицироваться по этнической, конфессиональной, партийной, социально-возрастной и иным категориям. Также он может характеризоваться как стабильный или нестабильный. Политический процесс имеет динамику, пространственно-временную эволюцию, что проявляется в форме и содержании активности субъектов процесса, в актуализации или нивелировании роли и значения институтов политической системы. Известно, что международные экономические, политические, идеологические системы и процессы развиваются по своим законам. Цивилизации – особый случай. Поскольку невозможно установить единые параметры современности, цивилизации обладают возможностью проявить свою креативность и многофакторность. Множество цивилизаций обуславливает множество подходов к современности, множество вариаций их активности. Восприятие ими, например, достижений европейской цивилизации может быть различным: сравним трансформацию европейской цивилизации в странах Латинской Америки, Ближнего Востока и Японии. Цивилизации не являются главными действующими лицами в политике, но выступают принципиальными конструкциями, на которых возрастают политические, экономические, культурные и иные институты и явления всемирной истории.Концепт цивилизаций и их взаимодействия вплоть до конца ХХ века не рассматривался специально в политических науках, хотя, безусловно, те или иные составные цивилизации (религия, общество, государство) при изучении политических процессов всегда были в центре внимания исследователей. Двумя основными направлениями в сфере изучения политического, социального и культурного контекста регионально-глобального взаимодействия, в теории и практике международных отношений, являются либерализм и реализм.Либерализм (идеализм), основывающийся на давних западных традициях свободы, равенства и братства, в течение ХХ века интерпретировал и эксплицировал свободы отдельного человека вне рамок культурно-цивилизационных координат и ограничений. В сфере отношений между государствами он разрабатывал механизмы и принципы мирного сосуществования на основе согласования фундаментальных свобод и интересов личностей и обществ; в итоге им были заложены основы политики мультикультурализма. Сложные межцивилизационные взаимодействия между мигрантами с исламского Востока и гражданским сообществом Запада обусловили развитие конфликтных ситуаций, стала ощущаться необходимость переосмысления фундаментальных положений этой известной либеральной теории. Политический реализм, после длительного развития сформировавшийся в 1940-х гг. на общем базисе критики либерализма, указывал на центральную роль государства, которое преследует собственные интересы. В сфере международных отношений политика стран, как считалось, определялась как собственными интересами, так и возможностями (прежде всего, военными), поэтому они заинтересованы в росте своего влияния, с использованием разнообразного инструментария. 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"