Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.

Работа содержит 1 файл

политология 1-5 (1) шпоры.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

Агрегирование интересов  — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения;

Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;

Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.

Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг  от социальной к политической активности. Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности,информация или политического участия их членов, организационные структуры и т. д.

С точки зрения происхождения  и степени организованности:

Анемические — объединения, возникшие стихийным образом  как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию. Отсутствует постоянная организация;

Институциональные —  формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом.

По специализации деятельности:

Неассоциативные — неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (студенческие общества и т. д.). Деятельность непостоянна;

Ассоциативные — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве  интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы).

По характеру деятельности:

Одноцелевые — стремятся  обеспечить принятие какого-либо определенного  законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в  связи с достижением данной цели. После ее достижения распадаются;

Многоцелевые — многопрофильная  деятельность, не ограничена спецификой задач того или иного рода.

По сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.

организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

организованные группы в социальной сфере (объединения  ветеранов, общества инвалидов, благотворительные  союзы);

организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);

организованные группы в политической сфере (экологические  движения, движения за мир, за права  женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

В качестве основных тенденций эволюции социальной структуры при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу можно выделить следующие:

распад традиционных социальных групп (рабочий класс, мелкая буржуазия, крестьянство и т.д.);

дальнейшая социальная дифференциация, образование новых социальных групп и возникновение сложной, мозаичной социальной структуры;

изменение критериев  социальной стратификации и появление  новых средних и высших слоев  общества;

возрастание социальной и географической мобильности и изменение образа жизни, большая открытость социального пространства;

кризис традиционной социальной идентификации и индивидуализация социального протеста.


32. Политическая  культура: понятие, типы, функции.

Политическая культура– часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Это система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Она тесно связана с представлениями о мире политики и политического, его законах и особенностях их функционирования. Обществу с развитой политической культурой присущи такие признаки, как гласность и плюрализм, высокая политическая культура личности, политическая активность людей. Последняя проявляется в их «включенности» в процесс реализации власти, в управление государственными и общественными делами, в осуществление гражданских прав и обязанностей.Политическую культуру определенной страны можно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как часть общенациональной культуры. Поэтому в современной политологии утвердилась классификация политических культур по цивилизационному признаку – в соответствии с типом той цивилизации, к которой принадлежат данный народ и страна.

Таких типов выделяют пять:

•конфуцианско-буддийская

•индо-буддийская

•исламская

•западная

• православно-славянская

Политическая культура выполняет в обществе целый ряд  важных функций:

1.Когнитивная (накапливает  политические знания).

2.Эмоциональная (формирует политические чувства).

3.Оценочная (политические  ценности и идеалы лежат в  основе политических оценок).

4.Регулятивная (регулирует  политическое поведение).

5.Коммуникативная (культура  лежит в основе политического  общения).

6.Интегративная (объединяет  людей через систему ценностей).

Политическая культура оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государства и политических институтов, задает направление политическому  процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Культура политическая сосуществует с экономической и религиозной культурой. 

33. Понятие политического  режима. Классификация политических  режимов современного мира.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

Классификация политических режимов представляет собой большой  интерес  и

имеет большое значение для теории государства и права.

    Политических  режимов  очень  много,   поскольку   на  ту   или   иную

разновидность политического  режима  оказывает  влияние  множество  факторов,

можно сказать, что каждое  государство  в  той  или  иной  мере  имеет  свой

особенный политический режим, который  отличается  от  политических  режимов

других государств. «Одна из  достаточно  простых,  широко  распространенных,

классификаций  политических  режимов  –  деление  их  на  демократические  и

недемократические политические режимы».  В свою очередь, и  те  и  другие

подразделяются на различные  виды и  разновидности  по  большей  или  меньшей

степени демократизма. Таким  образом, наиболее значительные из   политических

режимов следующие четыре:

            - демократический,

            - авторитарный,

            - тоталитарный,

            - либеральный.

    Именно эти  четыре политических режима необходимо  выделить  в  отдельные

группы, т.к. они являются важными и представляют собой  большое значение  для

теории государства  и права.

Все  политические  режимы,

в той  или  иной  мере  зависят  друг  от  друга,  т.к.  в  всегда  возможны

трансформации одних  режимов в другие.


 

34. Сравнительный анализ  классических типов политических  режимов: авторитарного, тоталитарного  и демократического.

 Авторитарный  политический режим (авторитаризм).

«Авторитаризм  (от  лат.  auctoritas  –  власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм». По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

- Автократизм.  - Неограниченность власти.   - Опора на силу.

- Монополизация  власти и политики.

- Отказ от  тотального контроля.

- Рекрутирование  политической элиты

Учитывая эти  признаки авторитаризма, его можно  определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию  личности  и  общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы  деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим  с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый  суд,  оппозиционные партии и т.д.)

Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными  или полуавторитарными  режимами в Мексике, Бразилии, Южной  Корее и  Казахстане  и многих других государствах.  Отличительной  чертой  таких  выборов  является ограниченная или лишь видимая конкурентность  (когда  все  кандидаты  угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость  властями  их официальных итогов. При этом у властей существует много способов  обеспечить себе  формальную  победу:  монополия  на   средства   массовой   информации, отсеивание  неугодных  лиц  ещё  на  стадии  выдвижения  кандидатов,  прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

Авторитаризм  имеет сильные и слабые стороны.

К сильным относят:

- сравнительно  высокая способность обеспечивать  политическую стабильность и общественный порядок,

- мобилизировать  общественные ресурсы на решение  определённых задач,

- преодолевать  сопротивление политических противников.

Т.е. авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных общественных реформ.

К слабым относят:

- ограниченность  институтов политического выражения  общественных интересов.

- полную зависимость политики  от  позиции  главы  государства или группы высших руководителей,

- отсутствие  у граждан возможностей предотвращения  политических авантюр или произвола.

Тоталитарный  политический режим (тоталитаризм).

 «Тоталитаризм  (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один  из  видов политичесих  режимов,   характеризующийся   полным   (тотальным)   контролем государства над всеми сферами жизни общества».

«Первые тоталитарные режимы были  сформированы  после   первой  мировой войны  в  странах,  относившихся   ко   «второму   эшелону   индустриального развития».  Крайне  тоталитарными  государствами  были  Италия  и  Германия.

Формирование  политических   тоталитарных режимов  стало   возможным   на индустриальной  стадии  развития  человечества, когда технически   стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но  и   тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды   социально-экономических кризисов».

    Практически  управление выглядит как исполнение  команд  сверху, при  котором  инициатива  фактически  отнюдь   не   поощряется,   а   строго наказывается.  Местные  органы   власти  и  управления  становятся  простыми передатчиками команд.  Особенности  регионов  (экономические,  национальные, культурные,  социально-бытовые,  религиозные  и  др.),   как   правило,   не учитываются.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"