Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.

Работа содержит 1 файл

политология 1-5 (1) шпоры.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

Именно поэтому  политическое развитие сегодняшней  России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.

В данный момент в Росси государственная власть характеризуется тремя основными признаками:

– первое — власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);

– второе — власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;

– третье — традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.

Именно под  эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы — это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.

Структура политических элит в России

Политическая  властвующая элита Российской Федерации  состоит из целого ряда группировок. При этом что характерно, мировоззренческие основания этих групп особой роли не играют, в реальности они выступают лишь идеологическим флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного порядка, эффективности власти разделяют все партии, что делает их выглядящими на одно лицо и мало отличимыми друг от друга.. При этом социально-экономическое структурирование на местах, имевшее место несколько лет назад сменилось социально-политическим и даже этническим фактором, что свидетельствует о растущей политизации общественных настроений.

Современные властвующие  политические элиты России состоят  в основном из следующих социально-политических групп:

– бывшая партноменклатура  (КПСС);

– бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);

– бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;

– бывшие комсомольские работники;

– работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).

Кроме этого, можно  принять во внимание и небольшой  процент интеллектуальной элиты — интеллигенции.

Указанные выше группы, как часть властвующей  элиты, обладают рядом свойственных ей признаков:

– деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;

– обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;

– наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;

– тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация);

– обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.

Эта градация, как  уже говорилось, основана на исследованиях  в провинции, но, опять же,  она достаточно репрезентативна и для всей политической элиты Российской Федерации.

В целом же, в  политической структуре России можно  выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков.

Процесс формирования властвующей политической элиты  России Формирование российской властвующей политической элиты происходило по следующим этапам:

– "перекраска" бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту;

– выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего звена, при условии их преданности к бывшим первым лицам;

– вытеснение из органов управления гуманитариев и замена их инженерно-техническими кадрами (в регионах — замена специалистами сельского хозяйства);

– отсутствие системы кадрового отбора, рост численности руководителей, работающих по принципу "стремительного роста".

Истоки формирования современной политической элиты, несмотря на такое положение дел, лежат в интеллигенции.

Номенклатура  имеет следующую структуру: элита (высший слой, работники управления, имеющие право принимать решения) и бюрократия (работники, выполняющие приказы элиты). Бюрократию обычно не касается смена руководителей, они не участвуют в политических баталиях, не состоят в партиях (люди 2-го и 3-го эшелонов управления). Отмечено, что тот небольшой (порядка 1% – 2%) слой интеллектуальной элиты сосредоточен не в самой политической элите, а в ее аналитических службах.

Однако же, так  называемые, "новые русские" имеют, например, более интеллектуальные корни, чем политическая элита (около 15% интеллектуальной элиты в средней полосе Росси содержат "новых русских"). Интеллигенция находиться, как бы, между элитой и номенклатурой. С одной стороны она питает кадрами власть, а с другой создает ей проблемы и ставит себя ей в оппозицию. Она как социальная группа стоит вне управления. Но в последнее время наблюдается возврат к формированию номенклатурно-семейных кланов и бюрократических династий, идет медленное увеличение числа бывших партийных работников и снижение численности, так называемых демократических работников, что в общем является положительным фактором. О

 социальной  неразвитости политических элит  свидетельствует и ее замкнутость, функционирование по принципу корпоративных групп, нечеткость социальных функций, когда управленческие функции безграничны. Эта безграничность и приводит к тому, что она (элита) практически  ни за что не отвечает.

В нашей стране, политическая элита (особенно властвующая) как социальная группа, воплощающая в себе наиболее перспективные тенденции общественного развития, отсутствует. В лучшем случае, нам приходиться иметь дело с "перекрашенной" партийной номенклатурой, в худшем — с откровенно криминальными субъектами, допущенными к власти.    

Заключение

Однако как  бы там ни было, следует говорить о качественном изменении политической ситуации в стране. Политическая элита окончательно сформировалась, и народ признал ее таковой в ходе последних парламентских выборов. По результатам которых, голоса российских избирателей определились так: КПРФ - 24,22%, "Единство" - 23,37%, "Отечество - Вся Россия" - 12,64%, Союз ПС - 8,72%, "Яблоко" - 6,13%, блок Жириновского - 6,8%. В итоге места в новой Думе распределятся следующим образом: КПРФ - 110, "Единство" - 75, "Отечество - Вся Россия" - 60, Союз ПС - 29, "Яблоко" - 23, блок Жириновского - 17 (у блока нет кандидатов по одномандатным округам). Дальнейший прорыв во власть "людей с улицы" на волне массового недовольства стал невозможен.

Дальнейший выбор у электората будет исключительно между представителями действующих группировок.


№26 Политическое лидерство:  сущность, типология

        Термин «лидер» в переводе  с английского (leader) означает «ведущий»,  «руководитель», «вождь». В словарях  общего характера «лидер» определяется как глава, руководитель политической партии, общественной организации и как лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в каком-либо коллективе. Это определение указывает на внешние признаки явления, но не затрагивает его сущностных аспектов.

Проблема лидерства  рассматривается с позиций различных  социально-гуманитарных наук. Политология  также имеет специфический предмет  изучения лидерства. Она рассматривает  лидерство как один из важнейших  элементов механизма регулирования  отношений индивидов, социальных групп и институтов в сфере политики. Лидер – это член группы, принимающий на себя большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы.

Феномен лидерства коренится  в самой природе человека и  общества. Лидерство встречается на любом уровне социальной организации. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность. Любое совместное занятие нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится  прежде всего потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных  элементов системы в целях  обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление – подчинение) и горизонтальное (коррелятивные: одноуровневые связи, например разделение труда и кооперация) распределение функций и ролей и прежде всего через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности требуют, как правило, иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Четкость выделения  лидирующих позиций зависите типа общности, составляющей систему и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации функции лидера выражены слабо. В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести за собой группу. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения (например, в армии), институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий обязательны. Именно к такому типу объединений относится политика. 

№27 Политические партии и  их предназначение. Типы партийных  систем, их стабильность и эффективность.

        Политическая партия (от лат. "партио" - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве. Политическая партия - это часть населения, класса, социального слоя или слоев. Ее появление политологи относят к периоду становления буржуазной демократии. В ФЗ РФ "О политических партиях", принятом Гос Думой 21 июня 2001 года, дается следующее определение политической партии. Полит. партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Наиболее распространенной типологией партийных систем является классификация по количественному критерию: 1-однопартийная - это такая система, в которой невозможно даже номинальное существование других партий. Правящая партия, которая является единственной, по сути, сливается с государственными структурами, подчиняет их себе. (СССР) 2-двухпартийная (бипартизм) - система, в кот опред роль в полит жизни играют два осн партии, чередующихся у власти. При этом количество действующих в стране партий может быть различной, однако ни одна из них, кроме двух влиятельных, не имеет реальных шансов стать правящей. (США, Великобр) 3-многопартийная. может функционировать на государственном уровне более или менее устойчивая коалиция двух или более партий, которые сохраняют союзнические отношения не только с участия в правительстве, но и в оппозиции. (Франция) 4-Систему поляризованного плюрализма характеризуют присущность внесистемных партий, острое идеологическое разграничения между партиями, формирование правительства партиями центра, наличие двуполярного - слева и справа деструктивной оппозиции.

Атомизированные партийная система характеризуется наличием многих, в том числе и внесистемных, политических партий, которые не пользуются более или менее значительным влиянием. В такой партийной системе правительство формируется либо на основе широкой коалиции партий, или вообще на внепартийной основе. Такая система характерна для переходных обществ, в частности для бывших советских республик и большинстве стран Восточной Европы. Она неэффективна и наименее стабильна среди других и со временем эволюционирует, как правило, в систему поляризованного плюрализма.

Многопартийная система может функционировать на государственном уровне более или менее устойчивая коалиция двух или более партий, которые сохраняют союзнические отношения не только с участия в правительстве, но и в оппозиции. Такая многопартийная система определяется как двоблокова. Примером его может быть партийная система Франции (в отдельные периоды), в которой доме полняют два партийных блока - демократов и республиканцев правой части политического спектра, социалистов и комунистов - в левой.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"