Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"
- на всей территории страны в качестве базовой вводилась двухуровневая модель местного самоуправления, обеспечивающая формирование муниципальных образований на уровне поселений и на уровне муниципальных районов; кроме того, предусматривалось создание городских округов – одноуровневых муниципалитетов, выполняющих функции как поселений, так и районов;
- перечень вопросов местного значения достаточно существенно сокращался по сравнению с предыдущей редакцией Закона, все полномочия муниципальных образований разделялись между поселенческим и районным уровнем, при этом за муниципальными районами было закреплено решение как вопросов местного значения на межселенных территориях1, так и исполнение многих ключевых функций на территории поселений (в частности, связанных с организацией образования и здравоохранения);
- вводилось более четкое регулирование передачи на местный уровень отдельных государственных полномочий и обеспечения их финансирования из бюджетов вышестоящих уровней;
- обеспечивалось более развернутое регулирование и расширялись формы осуществления непосредственной демократии на местном уровне; более детально, по сравнению с предшествующей редакцией закона, была проработана нормативная база территориального общественного самоуправления;
- ужесточались законодательно закрепленные требования к органам местного самоуправления, в частности, предусматривалось наличие в каждом муниципалитете представительного органа, главы муниципального образования, а также местной администрации; как правило, запрещалось совмещение постов главы администрации и главы представительного органа, жестко регулировалась численность местных депутатов и т.п.;
- ограничивался перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности; объекты, не подпадающие под законодательно установленные ограничения, подлежали перепрофилированию либо отчуждению;
- за муниципальными образованиями на постоянной основе закреплялись доходные источники; принципы и механизмы предоставления финансовой помощи муниципалитетам были детально урегулированы федеральным законодательством;
- вводилось более развернутое регулирование межмуниципального сотрудничества, направленное как на более активное использование данного инструмента в организации решения вопросов местного значения, так и на унификацию его форм.
Билет № 14
1. Системный подход в государственном и муниципальном управлении.
Государственно-
Системный подход к анализу госуправления
имеет не только теоретическую значимость,
но практическую. Он обязывает при решении
любого вопроса в практике управления
подходить к нему комплексно.
Рассогласованность между подсистемами
приводит к кризисным ситуациям в системе
управления.
Системный подход включает следующие
аспекты исследования:
- системно-исторический изучение ретроспективы
и перспективы развития;
- системно-компонентный изучение структуры
системы. Анализу подвергаются только
те подсистемы, без которых госуправление
как целостное - общественное явление
не может состояться (институциональная;
нормативно-правовая; кадровая; коммуникативная;
культурная; функциональная).
При изучении конкретного госоргана как
системы используются следующие подходы:
- организационно-структурный подход изучение
внутреннего построения.
- функционально-структурный подход изучение
функциональных связей между структурными
подразделениями и должностными лицами,
классификации функций, их распределение
и согласование по горизонтали и вертикали
управления, координации и субординации
функций;
коммуникативный подход изучение информационных
потоков в процессе управления, с общественной
средой и внутри системы
культурологический подход анализ процесса
принятия и осуществления административно-правовых
и организационных решений под углом зрения
профессионально-управленческой культуры.
Нравственные ценности, принципы, убеждения,
мотивации и стимулы.
2. Организация местного самоуправления в развитых странах. Международный опыт.
Государственная служба в зарубежных
странах понимается как особый социальный
институт, что ведет к определению
особых процедур приема, отбора персонала,
замещения вакантных
В настоящее время основными факторами развития системы управления персоналом в зарубежных странах являются:
- доступность государственной
службы независимо от
- гарантированная занятость (
- принцип назначения на
- конкурсный отбор на
- иерархическая подчиненность и субординация должностей;
- повышение в должности в
зависимости от
- регулярное проведение
- проверка эффективности
- государственное пенсионное
Служебное продвижение служащих и
процедуры замещения вакантных
должностей регулируются правовыми
актами, которыми определяются статус
чиновников, их служебные функции
и задачи. В большинстве стран
профессиональная деятельность государственных
служащих регулируется не трудовым, а
публичным правом, в котором наряду
с общегражданскими правами и
обязанностями фиксируется
В большинстве зарубежных стран к категории государственных служащих относятся работники, получающие заработную плату из государственного бюджета. Система государственной службы зарубежных стран имеет два уровня:
- в первый уровень входят
так называемые публичные
- второй уровень составляют
непосредственно работники
Статус каждой категории работников в разных странах различен, но при этом для чиновников законодательно установлены особые условия прохождения службы, более жесткие правила и ограничения.
Так, в Германии под государственной
службой понимается деятельность в
целях решения
Государственные служащие делятся на чиновников (в том числе политических чиновников) и лиц наемного труда. По принципу подчинения государственные служащие подразделяются на федеральных служащих (состоят в непосредственном подчинении федерации), чиновников земель и чиновников общины. По сроку нахождения на службе выделяются четыре категории работников:
- назначенные на испытательный срок,
- назначенные на неопределенный срок (их могут уволить в любой момент),
- назначенные временно (например, бургомистры, военнослужащие),
- назначенные пожизненно (карьерные служащие).
Для каждой категории работников существуют свои требования и полномочия.
Во Франции к государственным служащим относятся лица, получающие жалованье из государственного бюджета. Это служащие центральной администрации и администрации регионов, департаментов и коммун. Государственными служащими считаются работники, принятые на работу по контракту в государственное учреждение, работающие на государственных предприятиях. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. закрепляет разделение компетенции парламента и правительства по разработке норм, касающихся чиновников.
В Великобритании государственными служащими являются «гражданские слуги Королевы. Это лица, состоящие на государственной службе в каком-либо министерстве или ведомстве, за исключением лиц, занимающих политические или судебные должности и получающих жалованье из бюджетных средств.
Все государственные служащие делятся на публичных служащих (служащие публичного сектора экономики) и гражданских (работающие в министерствах и ведомствах). При этом гражданские служащие делятся на постоянных (при наличии специального сертификата) и временных работников (для выполнения конкретной работы).
В США государственным служащим в широком смысле слова считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти. В целом в категорию государственных служащих включаются как должностные лица - вспомогательно-технический персонал, обеспечивающий реализацию государственно-властных полномочий, так и те, кто работает по найму в государственных учреждениях. По сроку нахождения государственные служащие делятся на карьерных служащих; на служащих, нанимаемых на определенный срок (до трех лет); на служащих, нанимаемых на срок действия чрезвычайных обстоятельств (не более 18 месяцев); на государственных служащих на резервируемых должностях.
Билет № 15. Вопрос 1 Сущность и требования принципов системного подхода к управлению.
На практике для реализации системного подхода необходимо предусмотреть выполнение следующей последовательности действий:
- формулировку задачи исследование;
- выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;
- установление внутренней структуры системы и выявление внешних связей;
- определение (или постановка) целей перед элементами исходя из проявляющегося (или ожидаемого) результата всей системы в целом;
- разработка модели системы и проведение на ней исследований.
Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза. Задача анализа предполагает определения свойств системы по известной ей структуре, а задача синтеза - определение структуры системы по ее свойствам. Задачей синтеза является создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми свойствами, а задачей анализа - изучение свойств уже существующего образования. Системный анализ и синтез предполагает исследование больших систем, сложных задач. В формулировке задачи исследования надо постараться различить общий и частный планы. Общий план определяет тип задачи - анализ или синтез. Частный план задачи отражает функциональное предназначение системы и описывает характеристики, подлежащие исследованию. Например:
1) разработать (общий план - задача
синтеза) космическую систему,
предназначенную для
2) определить (общий план - задача
анализа) оперативность,
Любая система, объект рассматривается как совокупность взаимосвязанный и взаимодействующих элементов, имеющая вход, связи с внешней средой, выход, цель и обратную связь.
При проведении исследования системы управления системный подход предусматривает рассмотрение организаций как открытой многоцелевой системы, имеющей определённые рамки, взаимодействующие между собой, внутреннюю и внешнюю среды, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.д. При этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает изменение в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе и взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.
Системный подход предусматривает изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоактуализации, прогнозирования, планирования, координации, принятия решений и т.д.
Системный подход рассматривает исследование того или иного объекта как систему целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов в единстве со средой, в которой он находится. Одним из важнейших направлений, составляющих методологическую базу исследования для относительно сложных систем управления является системный анализ.
Исследование операций как научное
направление использует математическое
моделирование процессов и
Сложные системы, как правило, исследуются на моделях. Целью моделирования является определение реакций системы на воздействия, границы функционирования системы, эффективность алгоритмов управления. Модель должна допускать возможность вариаций изменения количества элементов и связей между ними с целью исследования различных вариантов построения системы. Процесс исследования сложных систем носит итеративный характер. И число возможных приближений зависит от априорных знаний о системе и жесткости требований к точности получаемых результатов.