Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

Bilety_po_gos_i_mun_upravleniyu.docx

— 116.25 Кб (Скачать)

Важнейшей характеристикой муниципальной  собственности, как экономического явления, следует считать ее функциональное предназначение и функциональные возможности. Содержание муниципальной собственности  проявляется в ее разнообразных, многочисленных функциях.

В системе отношений муниципальной  собственности следует различать  три группы функций: экономические  функции муниципальной собственности; функции социальные; управленческие функции.

Муниципальная собственность является материальной основой исполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления Конституцией, законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации.

Собственником муниципального имущества  является муниципальное образование  как юридическое лицо и субъект  гражданского права. От его имени  функции собственника исполняют  представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования и другими нормативно-правовыми актами.

 

 

 

Билет № 5 вопрос 1. Сущность управленческой деятельности и управленческих отношений. 

Диалектика субъективного  и объективного в управленческих отношениях  Возникая как результат обмена деятельностью, управленческие отношения выступают в единстве субъективного и объективного. Они выражают многообразные связи между людьми в сфере управления, в основе деятельности которых лежит волевое сознательное начало.

Управленческая деятельность, так  же как и любая деятельность, сообразуется с законами объективной действительности и вытекающими из них собственными законами социального управления. Управленческая деятельность людей подчиняется объективным законам, не зависящим от сознания и воли человека - законам движения материального производства, общественного развития, социальным законам самой деятельности. Эти законы, реализуясь через сознательную деятельность людей, придают ей, а тем самым и общественным отношениям необходимую направленность, соответствующее содержание, определяя их движение в определенном русле, диалектически соединяя в них субъективные и объективные стороны. В управленческих отношениях их объективные компоненты выражают характер и содержание социальной деятельности вообще и управленческой деятельности в частности. и в этой связи они выполняют организующую функцию, обеспечивающую единство и согласованность действий субъектов управленческих отношений. Таким образом, управленческая деятельность есть и условие возникновения, и объект воздействия управленческих отношений.

Характер управленческих отношений Управленческие отношения являются неотъемлемым элементом социальной жизнедеятельности в любом обществе, их содержание и характер зависят от конкретно-исторического этапа его развития. Складывающиеся производственные отношения придают управленческой деятельности определенную социальную направленность. В классовом обществе эта деятельность и порождаемые ею управленческие отношения имеют классовый характер, так как люди, включенные в них, являются представителями определенных социальных групп, реализуют соответствующие интересы. Здесь проявляется необходимая причинно-следственная связь законов общественного развития и отношений управления. Социалистические управленческие отношения призваны гармонизировать интересы субъектов управления, направлять их действия на реализацию целей и задач развития общества.

Управленческие отношения охватывают все сферы жизнедеятельности  людей, и указанная необходимая  связь находит свое выражение  в каждой из сфер: экономической, политической, социальной, духовной. В них раскрывается конкретное содержание управленческих отношений. Однако управленческие отношения  по являются составным элементом  отдельных видов общественных отношений, имеют свою специфику, свои закономерности, которые определяются свойственной социальному управлению функцией по упорядочению, организации жизнедеятельности  общества путем воздействия на ее субъектов. Осуществлял такое воздействие, управленческие отношения обеспечивают воспроизводство системы общественных отношений, развитие ее в соответствии с определенными целями деятельности людей.

 Законы функционирования  и развития управленческих отношений составляют объективную основу построения механизма социального управления, определяют принципы его деятельности и совершенствования. По своему содержанию управленческие отношения представляют собой процесс взаимодействия субъектов управления по поводу осуществления управленческих функций, выработки и реализации управленческих решений. От того, как распределены управленческие функции, какую роль в процессе подготовки и принятия решений играют отдельные субъекты управления, зависит характер их взаимодействия, эффективность достижения целей общественной системы. Соотношение управленческих функций, прав и обязанностей по их выполнению должно обеспечивать взаимное воздействие, единство и независимость особых интересов субъектов управления. В этом случае процесс их взаимодействия направлен на поиск оптимального участия каждого в осуществлении решения, сочетания в его содержании и общих, и особых целей. Возникающая в результате этого система управленческих отношений окажется способной непрерывно совершенствоваться и перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями общественного развития, освобождаться от возникающих бюрократических наслоений, возможность которых объективно заложена в относительной обособленности субъекта и объекта управления.

2. муниципальное хозяйство. Межмуниципальная хозяйственная кооперация

Одним из наиболее эффективных и  перспективных способов решения  вопросов местного значения может быть межмуниципальное сотрудничество, или межмуниципальная хозяйственная кооперация. Правильное использование этого механизма делает его предпочти тельной альтернативой объединению (укрупнению) муниципальных образований, поскольку позволяет сочетать безусловные преимущества самоуправления в границах небольших территорий с эффективной организацией муниципального управления, возможностью так называемой экономии на масштабе, повышением качества предоставляемых услуг. Хозяйственная кооперация муниципалитетов необходима для решения совместными усилиями задач по предоставлению муниципальных услуг, стоящих перед каждым участником кооперации. В этом случае объединение усилий и ресурсов происходит в целях совместного осуществления хозяйственной деятельности.

Но существуют и  очевидные правовые проблемы:

  • недостаточную разграниченность компетенции между различными типами муниципальных образований (отнесение тех или иных вопросов к компетенции и муниципальных районов, и поселений, использование формулировок вроде "участие в...","оказание содействия в..." и т. д.);
  • предоставление (и массовое использование на практике) права на делегирование исполнения полномочий от поселений муниципальным районам; 0 общую недостаточность правового регулирования данного механизма, порождающую массу вопросов (начиная с неопределенности статуса и видов до говоров, которые могут заключаться муниципалитетами в целях хозяйственной кооперации, и заканчивая неурегулированностью отношений по созданию меж муниципальных хозяйствующих субъектов), и др.

Со вступлением в силу Федерального закона № 131 -ФЗ потребность в межмуниципальной кооперации резко возросла. Это связано с появлением большого числа малых муниципальных образований поселенческого типа, которые обязаны решать большой круг вопросов местного значения и организовывать предоставление ряда муниципальных услуг, а также с чрезвычайной ограниченностью ресурсов и отсутствием опыта у большинства муниципалитетов (в т. ч. организационных, кадровых, но также финансовых и материальных).

Основная идея межмуниципальной кооперации состоит в том, что объединение ресурсов различных муниципалитетов, решающих одну и туже задачу, зачастую экономически более эффективно, нежели решение той же задачи в рамках одного муниципалитета. Межмуниципальная хозяйственная кооперация может осуществляться путем:

  • заключения и исполнения разовых (краткосрочных) договоров о совместной деятельности в случаях, когда муниципалитеты совместно проводят разовые "акции" (например, совместное проведение семинара или конференции, совместная разовая закупка оборудования в целях снижения цены закупки), это наиболее простая форма межмуниципального сотрудничества;
  • заключения и исполнения длящихся во времени договоров о совместной деятельности в случаях, когда муниципалитеты осуществляют систематическое сотрудничество по решению определенного вопроса местного значения (например, договор о совместном вывозе ТБО).
  • создания совместных хозяйствующих субъектов для "институционализации" совместного решения вопросов местного значения на постоянной основе. От ношения в данном случае регулируются учредительными документами, решениями органов управления, а также договорами между создаваемыми хозяйствующими субъектами и муниципалитетами-участниками, выступающими и потребителями услуг, оказываемых этими обществами.

Суть межмуниципальной кооперации - объединение усилий и ресурсов нескольких муниципальных образований, перед которыми стоят одинаковые или дополняющие друг друга задачи. Поскольку предоставление значительной части муниципальных услуг осуществляется путем постоянной, текущей деятельности, то наиболее целесообразной формой кооперации может стать создание межмуниципального хозяйствующего субъекта - предприятия, которое будет в состоянии оказывать услуги всем муниципальным образованиям - участникам такой кооперации. (такое межмуниципальное предприятие создается исключительно для занятия теми видами деятельности, которые напрямую связаны с вопросами местного значения муниципальных образований-учредителей (ст. 14-16 Федерального закона № 131 -ФЗ), а также реализации так называемых специальных прав, предоставленных им ст. 14.1,15.1 и 16.1 этого же закона.

Билет № 6 вопрос 1. Функции в социальном и государственном управлении: понятие и классификация.

Функция – вид деятельности, с  помощью которого субъект управления оказывает воздействие на управляемый  объект. К понятию существует 2 подхода:

1.      функция – результат исторического разделения труда в сфере управления, начало которого было положено Тейлором.

2.      функции – составляющие стадии управленческого процесса (выработка и принятие решения, организация, регулирование, корректирование, учёт и контроль) или цикла принятия и реализации решения.

Функция как системное понятие – свойство системы в динамике, привод к достижению цели системы. Таким образом реализация функций управления образует процесс управления, обеспечивающий достижение цели системы. Функция ГУ – виды властных, целенаправленных и целеорганизационных, регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы. Это наиболее типичные однородные и чётко выраженные виды управленческой деятельности, служащие интересам достижения целей управляющего воздействия. Под термином «функция ГМУ» понимается комплекс однородных работ либо по осуществлению соответствующим территориальным образованием в целом (общая функция) или отдельной отрасли хозяйства (частная), либо по обеспечению деятельности органа управления (вспомогательная). Функция органов и структурных подразделений – комплекс однородных работ, направленных на достижение цели органа или структурного подразделения. Функция управления – определённый вид работ по управлению, отличающийся обособленностью, однородностью и повторяемостью, обеспечивающий выполнение соответствующих социальных задач посредством адекватной ей организационной структуры управления. Выделяют следующие функции управления:

-  планирование – первый этап процесса управления; включает выбор целей деятельности органа управления. Стратегическое планирование – разработка прогнозов на перспективу (5 и более лет). Тактическое планирование – разработка текущих (годовых) планов.

-  организация - комплекс действий органа управления по воздействию на объект управления для его перевода в заданное состояние.

-  контроль и учёт – сравнение количественных и качественных параметров состояния объекта управления с параметрами, полученными в результате его перевода в заданное состояние.

-  регулирование и координирование – осуществляется воздействие субъекта управления на объект в соответствии с результатами контроля и учета за ходом перевода объекта в запланированное состояние.

Эти функции реализуются в любых  сферах управления. Поэтому они получили название основных функций.

В соответствии с принципом двуединости управления в системе системного подхода объект необходимо переводить в заданное состояние в целом и одновременно каждую его подсистему. Отсюда возникает необходимость в двух видах функций – общие и частные. Посредством реализации совокупности общих функций осуществляется управление в целом; с помощью частной функции – управление каждой подсистемой. К общим функциям, например, относят: прогнозирование, программирование и планирование социально – экономического развития территории и контроль выполнения планов и программ. Образуется на базе основных функций «планирование» и «контроль и учет». В качестве частных функций рассматривается управление здравоохранением, управление образованием и т.п. Каждая частная функция образуется на базе всей совокупности основных функций. Выделяют также вспомогательные функции: направленные на организационное, информационное, правовое, делопроизводственное, финансовое, хозяйственное обеспечение в деятельности органа управления.

Общие и частные функции государственного и муниципального управления реализуются  соответствующими органами государственного и муниципального управления. Кроме  того, эти органы управления выполняют  также вспомогательные функции, направленные на организационное, информационное, правовое, делопроизводственное, финансовое, хозяйственное обеспечение деятельности органа управления. Функции государственного или муниципального управления служат основой для формирования организационной структуры и процесса государственного или муниципального управления соответствующим территориальным образованием.

2. муниципальная служба. Подготовка кадров местной администрации. В процессе формирования государственной гражданской и муниципальной службы и дальнейшего развития ее системы актуализируется вопрос об ее управлении и формировании кадровой политики. Управление государственной гражданской и муниципальной службы можно рассматривать в двух аспектах:

1) управление как организующая  деятельность, имеющая определенное  административное содержание и  особый предмет и осуществляемая  в установленных организационно-правовых  формах;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"