Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

Bilety_po_gos_i_mun_upravleniyu.docx

— 116.25 Кб (Скачать)

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений  по управлению и распоряжению муниципальным  имуществом должна базироваться на действующем  федеральном законодательстве, регулирующем отношения собственности. В своей  нормотворческой деятельности органы местного самоуправления должны опираться  при этом на конституционную норму, закрепляющую их право на самостоятельное  управление муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ). Ни федеральное  законодательство, ни законодательство субъектов РФ, в административных границах которого находится муниципальное  образование, не могут регламентировать непосредственно сам порядок  управления и распоряжения муниципальной  собственностью.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ муниципальная  собственность признается и защищается наравне с частной, государственной  и иными формами собственности

в зависимости  от формы собственности, законом  могут устанавливаться особенности  приобретения и прекращения права  собственности (п.3 ст.212 ГК РФ). Например, особый порядок в рамках специального законодательства устанавливается  для приватизации государственного и муниципального имущества (ст.217 ГК РФ); и другие примеры.

в настоящее  время практически все муниципальное  имущество находится либо в хозяйственном  ведении муниципальных унитарных  предприятий, либо в оперативном  управлении муниципальных учреждений

Права собственника муниципального имущества  в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных  учреждений, определены в ст. 296 и 298 ГК РФ. Принципиально важным представляется то обстоятельство, что Гражданский кодекс прямо установил случаи правомерного принудительного изъятия имущества, закрепленного за учреждением (как было уже отмечено, подобное не было сделано в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения) — собственник «вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество» (п.2 ст.296 ГК РФ).

Следует также принять во внимание то обстоятельство, что сегодня не создан правовой и  организационный механизм обособления  имущества в муниципальной казне. Не определен балансодержатель этого  имущества, который будет обязан, в частности, принимать меры по его  содержанию. До создания этого механизма ни о каком изъятии имущества в казну речи идти не может. Сегодняшние реалии таковы, что изъятое имущество необходимо как можно быстрее закрепить за другой организацией, а на практике это не всегда удается. Указанное обстоятельство также является сдерживающим фактором на принятие муниципальным образованием решения об изъятии имущества.

 

 

Билет № 3. Вопрос 1. Предмет и содержание общей теории государственного и муниципального управления

Федеральный закон ”Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает, что термины “муниципальный”  и “местный” и словосочетания с этими терминами применяются  в  отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других  объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях касающихся осуществления населением местного самоуправления. Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти. Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Из перечисленных характеристик следует, что муниципальное управление – это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета. А также иной их деятельностью в различных сферах муниципального образования, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы (рис.2.). Объекты муниципального управления В целом можно утверждать, что муниципальное управление – это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности (рис.3.). 

 

 

Органы  муниципального управления

(местного самоуправления)

   
   

Муниципальное управление

                   

Муниципальная собственность

 

Объекты муниципального хозяйства

 

Местный

бюджет

 

Сферы муниципального образования

 

 

 

   

 

 

Муниципальное управление

 

Муниципальная служба

 

Муниципальная собственность

 

 

 

Муниципальное право

Рис. 3.  База муниципального управления


 

 2. правовое регулирование  муниципальной собственности. Юридический  титул.

Собственность является объектом гражданских прав, а право собственности – базовым  в гражданских правоотношениях, в связи с чем все отношения по поводу собственности регулируются ГК РФ и в соответствии с ГК РФ федеральными законами. Так как гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации, законодательного регулирования гражданских правоотношений органами государственной власти субъектов РФ не предусмотрено, за исключением прямо установленных федеральными законами случаев, в основным связанных с реализацией правомочий собственника государственной собственности субъекта РФ. Развивая конституционный принцип разнообразия и равной защиты различных форм собственности, ГК РФ в ч.2 ст. 212 устанавливает субъекты, в чьей собственности может находиться имущество: граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

ГК РФ характеризует (ст. 215 ГК РФ) муниципальную  собственность как собственность  городских, сельских поселений и иных муниципальных образований. Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав имущественного комплекса муниципального образования, но и его целевое назначение. Особенностью отношений, связанных с публичной собственностью, является их правовое регулирование, без которого даже грамотное распределение правомочий собственника между действующими от его имени органами не позволит обеспечить интересов публичного образования. Конституцией Российской Федерации установлены основы правового положения муниципальной собственности и владения, пользования, распоряжения ею. Непосредственное законодательное регулирование в сфере отношений собственности осуществляется Гражданским кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Вопросы муниципальной собственности регулируются также федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами. Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности устанавливаются федеральным законом. Специальный закон по данным вопросам не принят. До введения специальных норм по названным вопросам следует руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства. Собственником муниципального имущества является муниципальное образование, однако реализуются его правомочия органами местного самоуправления. Это требует установления для данных органов муниципальными правовыми актами специальных правил осуществления от имени муниципального образования правомочий собственника муниципального имущества . Так как на основании конституционных норм местное самоуправление в РФ обладает собственной компетенцией и самостоятельностью в ее пределах, а Федеральным законом № 131-ФЗ к компетенции местного самоуправления отнесены формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, организация предоставления и оказание населению большого объема услуг, связанного с жизнеобеспечением, и др По отдельным имущественным объектам в соответствии с федеральными законами решение об их включении в состав муниципальной собственности конкретного муниципального образования или исключении из состава муниципальной собственности данного муниципального образования (разграничение имущества между муниципальными образованиями и перераспределение имущества между субъектом РФ и муниципальным образованием) принимается органами государственной власти субъекта РФ. Собственник наделен правом самостоятельно и добровольно распоряжаться своим имуществом. Сделки с муниципальным имуществом совершаются на основании договора. Положения заключенного договора являются обязательными для сторон и определяют в ряде случаев не только судьбу вещи, но также правомочия и обязательства сторон в отношении имущества, т.е. также формируют правовые основы муниципальной собственности  Муниципальные образования в соответствии со статьями 130, 132 Конституции РФ самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью, управляют ею. Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований; подтверждено право муниципального образования передавать муниципальное имущество во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования передаваемых в пользование объектов, в том числе условия использования земель, получать доходы в местный бюджет от использования и приватизации  муниципального имущества, создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать муниципальным имуществом в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Билет № 4.

1. законы, закономерности и принципы, исследуемые общей теорией государственного и муниципального управления.

Государственное и муниципальное управление осуществляется в соответствии с присущими ему объективными законами и закономерностями.

Указанные законы свойственны любому демократическому государству, в котором также проявляется действие закона участия граждан в государственно и муниципальном управлении, вытекающего из самой сущности демократии как власти народа.

Реализация  закона участия граждан в государственном и муниципальном управлении является одним из важнейших условий совершенствования демократии. Этот закон устанавливает органическую связь демократия с дальнейшим развитием творческой инициативы граждан и их участия в управлении государством или территориальным образованием, укрепления организованности и дисциплины, повышением ответственности органов управления и должностных лиц перед народом строжайшим соблюдением законности.

В соответствии с действием этого  закона граждане принимают участие  в государственном и муниципальном  управлении, путем волеизъявления на референдумах, выборах президента и  глав органов государственного и  муниципального управления, опросах  по различным важнейшим для жизни  государства или территориального образования вопросам, подачи  своих предложений в органы управления по совершенствованию деятельности этих органов, повышению эффективности функционирования отраслей народного хозяйства, борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан и другим вопросам. 
К закономерностям государственного и муниципального управления относятся:

— единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях государственного и  муниципального управления: федеральном, субъектов Федерации, муниципальных образований.

— единство общих и частных функций государственного и муниципального управления и образуемых на основе их реализации процессов управления на каждом уровне управления;

— оптимальное соотношение централизации  и децентрализации полномочий органов  государственного и муниципального управления.

Наряду с законами и закономерностями государственного управления принципы также являются его основными элементами. Общие принципы государственного и муниципального управления: 
1.           Верховенства конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 
2.           Народовластья. Устанавливает, что источником государственной власти в России является ее народ , волю которого реализуют представительные и исполнительные органы государственной власти , а также органы местного самоуправления. 
3.           Ответственности. 
4.           Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

5.           Разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 
6.           Федерализма (обеспечение территориально-политического единства Российской Федерации в сочетании с децентрализацией государственной власти)

7.           Демократического централизма. 

8.           Сочетания централизации и децентрализации управления. 

9.           Гласности. 

10.      Законности.

11.      Сочетания единоначалия и коллегиальности.

12.      Ситуационного управления. Сущность принципа заключается в осуществлении управления объектом в процессе поддержания его функционирования на заданном уровне. Этот принцип означает управление, исходя из сложившейся ситуации в объекте, которая подлежит изменению для вывода объекта на заданный уровень. 
13.      Программно-целевой.  
14.      Плановости.

15.      Научности. 

16.      Делегирования полномочий

 

2. понятие и целевое  назначение муниципальной собственности.

Муниципальная собственность - самостоятельная  форма собственности, особый вид  публичной (общественной) собственности, представляет собой совокупность экономических  отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических  функций и иными субъектами экономической  деятельности и обеспечивающих условия  сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования  в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества. Это экономическая категория, ее статус и правосубъектность определяются установленными правилами, соответственно разграничивая экономический и юридический аспекты понятия "муниципальная собственность", необходимо подчеркнуть приоритет экономической природы данного феномена.

Характерными особенностями  муниципальной собственности являются:

- непосредственная связь данной  собственности с интересами местного сообщества;

- воплощение в ней особой  совокупности экономических отношений между человеком и властью;

- отнесение ее к разновидности  публичной (общественной) собственности;

- муниципальная собственность  является основным инструментом  социальной защиты и поддержки  населения территории муниципального образования.

Сущность и назначение муниципальной  собственности предполагает, что  целью управления является решение  вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования. Субъекты, реализующие  право владения, пользования и  распоряжения муниципальной собственностью, действуют в публичном интересе, установленном их предметами ведения, компетенцией и полномочиями. Состояние объектов муниципальной собственности и муниципальных хозяйствующих субъектов целиком на совести местных органов власти и управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"