Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка
1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ
Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Культура политического сознания |
Культура политического поведения |
Культура функционирования политических институтов |
Политические представления и убеждения |
Культура политического участия |
Культура электорального процесса |
Политические ценности, традиции, обычаи и нормы |
Культура политической деятельности |
Культура принятия и реализации политических решений |
Политические установки |
Культура восприятия
и регулирования социально- |
Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.
В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе. К функциям политической культуры относят:
Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:
Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».
Культура участия
характеризуется активностью
Сегодня общество вступило в новый этап своего развития – стадию информационно-компьютерного общества. На этом этапе резко возросла роль образования и культуры в жизни каждого человека и каждого государства. Образование и культура являются основой современного общества. Их высокий уровень – залог развития, показатель цивилизованности и международного авторитета страны. Развитие культуры обеспечивает необходимые предпосылки для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан. Поэтому право на образование и доступ к достижениям культуры рассматриваются в современном мире как важнейшие права человека, не менее важные, чем политические или экономические права. Эти права провозглашаются во многих международных документах: во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и многих других документах. Закрепила эти права за гражданами и наша конституция. Вместе с правом человека на образование она закрепляет и гарантирует право каждого гражданина на участие в культурной жизни, на пользование достижениями культуры, ее ценностями. Граждане Республики Беларусь имеют право заниматься любым видом культурной деятельности, кроме той, что запрещена Законом, и объединяться в творческие союзы, ассоциации, товарищества и другие культурные общества. В то же время Конституция обязывает гражданина беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности своего народа и всего человечества.
Лицам других национальностей и этнических групп, проживающим на территории Республики Беларусь, гарантируется право на развитие своей культуры и языка, на создание национальной школы, предприятий и учреждений культуры (театров, музеев, издательств и т.д.). Они имеют право на создание культурных объединений, ассоциаций, культурно-просветительных товариществ и обществ, национальных культурных центров. В нашей стране конституционная защита прав человека в области культуры является основой государственной культурной политики. Культурная политика является очень важной сферой деятельности государства, так как на современном этапе в этой сфере существует очень много проблем, которые не могут быть разрешены без участия государства. Засилье массовой культуры, проявления бездуховности, культурной деградации части общества, падение языковой культуры, распространение вульгаризмов, мата к сожалению существуют и в нашей стране тоже. Эти явления вызывают тревогу у многих граждан – учителей, родителей, общественных деятелей, журналистов, писателей, парламентариев. Поэтому политика в области культуры также названа в качестве основных приоритетов развития страны в современных условиях.
Государство
обязано обеспечивать развитие
культуры, так как оно несет
ответственность за духовное, моральное
и эстетическое воспитание граждан.
Государство должно создавать
необходимые условия для
Основными
принципами культурной политики
в Республике Беларусь
обеспечение свободы творческой деятельности, плюрализма направлений и стилей в культуре, отказ от монополизма; защита интеллектуальной собственности; обеспечение для всех граждан страны доступности духовных ценностей; обеспечение гуманистической направленности культуры, ориентации ее на общечеловеческие ценности, соблюдение морально-нравственных принципов в развитии культуры, обеспечение связей белорусской национальной культуры с культурами других народов; соединение государственных и общественных начал в организации культурной деятельности;
Приоритетами в области развития культуры являются:
возрождение, сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры;
деятельность
по сохранению и использованию историко-
популяризация классических произведений отечественного и всемирного искусства и лучших образцов современной культуры;
обеспечение
развития культуры в сельской
местности, расширению
создание эстетической и удобной жизненной среды для жителей страны.
В стране идет процесс формирования нормативно-правовой базы для дальнейшего развития и совершенствования культуры. Создан Фонд Президента страны по поддержке культуры и искусства. Была разработана государственная программа «Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь до 2005 г.», которая внесла большой вклад в сохранение историко-культурного наследия, развитие художественного любительского и профессионального творчества, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел.
За последние годы возросли расходы на развитие культуры. В настоящее время в Беларуси работает свыше 13 тысяч различных учреждений культуры и искусства. В систему Министерства культуры входят детские школы искусств, средние специальные и высшие учебные заведения. В области культуры работает более 40 тыс. человек.
Активно развивается белорусский театр. В республике работают около 30 профессиональных театров, в том числе 8 театров республиканского подчинения.
Национальной гордостью являются: Государственный академический народный хор имени Цитовича; Государственная академическая хоровая капелла имени Ширмы; Государственный академический народный оркестр имени Жиновича; Государственный ансамбль танца; Белорусский государственный хореографический ансамбль «Хорошки» и многие другие.
Растет количество различных фестивалей и смотров. Всего в Беларуси постоянно действует более 30 международных, республиканских и региональных фестивалей. В Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включен замковый комплекс «Мир». Продолжаются реставрационные работы по дворцово-парковому ансамблю в Несвиже (Замку Радзивиллов). Разработаны государственные программы по развитию Полоцка и Полоцкого Национального историко-культурного музея-заповедника, Жировичского Свято-Успенского монастыря.
Особое внимание уделяется вопросам развития библиотечного дела. В республике действуют более пяти тысяч публичных библиотек, в фондах которых насчитывается свыше 70 млн экземпляров книг. Выдающимся явлением культурной и социально-политической жизни стало строительство Национальной библиотеки Беларуси. Она оснащена самыми современными технологиями хранения и передачи информации. Библиотека является не только украшением столицы, но стала символом современной просвещенной Беларуси.
Политическую
идеологию можно определить как
систематизированную
Современная политическая
идеология является многоуровневой.
Обычно выделяют три
уровня функционирования идеологических
систем: теоретико-концептуальный (элитарный),
программно-политический (пропагандистски-
На первом
уровне научные открытия
На втором
уровне теории и идейные
Третий уровень выявляет степень эффективности идеологической пропаганды, которая, проникая в общественное и индивидуальное сознание, выражается в различных формах политического участия. Именно на этом уровне развертывается идеологическое пространство (дискурс) с такими его элементами, как идеологические политические культуры, идеологическая агрегация (Г. Алмонд, Г. Пауэлл), идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба, сопровождаемая разного рода побочными явлениями “идеологическими диверсиями” или “идеологическими инсинуациями” (И. Ильин) и т.п.
Функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач, по которым люди должны ориентироваться в политическом пространстве. Обладая ярко выраженным групповым характером, идеология должна создавать позитивный образ проводимой (или предлагаемой населению) политической линии, ее соответствия интересам того или иного класса, нации, государства. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандированном, распространением тех или иных идеалов и ценностей сколько стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций.
Структура:
Со времени введения французским, ученым Де Треси (1754-1836) термина «идеология» в научный оборот в политической теории сложились самые разнообразные взгляды на это духовное явление. В частности, марксизм, исходит из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизнедеятельности общественных групп, в силу чего они характеризуются как теоретические представления, защищающие общеколлективные интересы. Формирование идеологий связывается здесь с деятельностью специализированного коллективного субъекта. В зависимости от места, занимаемого группой в общественных отношениях, марксизм признает возможность выполнения идеологией функций научного знания. В отличие от канонических позиций марксизма в западной политологии не прекращаются дискуссии об источниках и статусе идеологических течений. Так, для приверженцев неоанархизма идеология выступает как порождение массового сознания; либерально-позитивистская традиция, гиперболизируя идеологию, интерпретирует ее как надисторическое явление, существующее вне зависимости от социальных и политических условий; неомакиавеллисты (Р.Моска, Р.Михельс, В.Парето) склонны даже эстетические или религиозные формы сознания трактовать как специфические формы проявления политической идеологии, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время широко распространены и взгляды, характеризующие идеологию как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса и значения.