Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МАСС-МЕДИА ЭТНОСФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Практика показывает, что решение проблемы диверсификации подлинного характера межэтнических  отношений и их виртуального аналога, конструируемого масс-медиа посредством  этнически толерантного или конфликтогенного дискурса, возможно лишь в условиях постоянного или в течение длительного времени нахождения исследователя рамках конкретной действительности. Таким образом, приступая к выяснению нюансов процесса репрезентации СМИ этносферы Республики Беларусь, необходимо заранее знать истинное положение дел в данной области. Но даже при этом любой мониторинг будет содержать элемент некоторой субъективности, обусловленной:

· наличием теоретико-методологических проблем в этнополитической конфликтологии

(в  рамки  анализа попадут материалы, где  субъекты межэтнических отношений, например, русские в Беларуси, номинируются нацией, этносом, этнической группой, народом);

·масштабностью  и открытостью белорусского медиапространства

· подвижностью границ политкорректности.

 

Термин «этнокультурная  политика» в системе функционирования государственных структур Республики Беларусь пока не нашел должного применения. Наше государство, безусловно, предпринимает ряд последовательных шагов по ее воплощению, но в политическом лексиконе и

нормативно-правовых документах этот предмет представлен иными понятиями. Судя по таким терминам, как «национальная принадлежность» – употребляется в ст. 50 Конституции Республики Беларусь и официальной статистике по итогам переписи населения страны, «национальные меньшинства» – содержится в названии Закона «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», «национальные отношения» – присутствует в названии комиссии Палат представителей Национального собрания, в официальных документах нашего государства национальной политикой именуется то, что должно называться этнокультурной политикой, или этнополитикой. Нам представляется, что в целях осуществления осознанной и эффективной политики в данной сфере общественной жизни ученым, законодателям, государственным служащим следует определиться с ис пользуемой при этом терминологией. Речь идет о значении понятий «нация», «национальность», «национальные меньшинства» и «национальное большинство», «этнос», «этническая общность», «этническая группа», «этничность», «коренной этнос», «титульный этнос» и других.

 

    1. Понятие международных отношений, их структура, виды, принципы. Субъекты международных отношений. Становление многополярного мира.

Междунаро́дные  отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Участники международных  отношений:

В современной  мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остаётся взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств. Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Всё более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные организации.

Классификация

1)на основе  классового критерия 

-отношения господства  и подчинения (отношения в эпоху  феодализма и капитализма)

-отношения сотрудничества и взаимопомощи (теория социалистического мира)

-переходные  отношения (отношения между развивающимися  странами, освободившимися от колониальной  зависимости)

2)на основе  общецивилизационного критерия 

-МО, основанные  на балансе сил

-МО, основанные на балансе интересов

3)по сферам  общественной жизни 

- экономические

- политические

- военно-стратегические

-культурные

-идеологические

4)на основе  взаимодействующих участников 

-межгосударственные  отношения

-межпартийные  отношения

-отношения между международными организациями, ТНК, частными лицами

5)по степени  развития и интенсивности 

-отношения выского  уровня

-отношения среднего  уровня

-отношения низкого  уровня

6)на основе  геополитического критерия 

-глобальные/общепланетные

-региональные

-субрегиональные

7)по степени  напряжённости 

-отношения стабильности  и нестабильности

-отношения доверия  и вражды

-отношения сотрудничества  и конфликта

-отношения мира  и войны

 

    1. Внешняя политика гос-ва. Национальные интересы, цели, функции и приоритеты внешней политики РБ.

Вне́шняя поли́тика (внешние сношения государства) —  общий курс государства в международных  делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства  с другими государствами и  народами в соответствии с его  принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

Главная цель внешней  политики любого государства – это  обеспечение его безопасности, охранительная  функция. Она связана с охраной  и защитой прав и интересов  данной страны, а также её граждан за её пределами. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем.

    1. Формирование союзного гос-ва, содействия укреплению региональной и глобальной безопасности

Сою́зное госуда́рство  — политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

После распада  СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс  усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

2 апреля 1996 года  был подписан Договор об образовании  Сообщества России и Белоруссии.

2 апреля 1997 подписан  Договор о создании Союза Беларуси  и России[1] на базе Сообщества  Белоруссии и России, созданного  ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства.

23 мая 1997 года  был подписан Устав Союза.

25 декабря 1998 года был подписан ряд соглашений  — деклараций о дальнейшем  единении России и Белоруссии, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января 2000 официальное название Союза — Союзное государство[2]. Предполагается, что ныне конфедеративный Союз в будущем должен стать мягкой федерацией. Участником Союза может стать государство — член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств — участников Союза. При присоединении к Союзу нового государства рассматривается вопрос об изменении названия Союза.

Следующим этапом стал Договор о создании Союзного государства, подписанный 8 декабря 1999 года.

 

 

 

 

 

    1. Геополитика и политическая география. Теоретические основы геополитики (Ратцель, Р Челлен, Х Маккиндер, К Хаусхофер)

Политическая  география — наука о территориальной дифференциации политических процессов и явлений, изучающая изменения, происходящие на политической карте мира, изменения в соотношении сил основных политических, военных и экономических группировок, важнейшие территориальные аспекты международных отношений.

Геополитика — одно из направлений политической географии, изучающее в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, оказывающие влияние на стратегический потенциал государства.

Политическая  география — общественно-географическая наука, изучающая территориальную  дифференциацию политических явлений и процессов. Автором термина «политическая география» считают француза Тюрго, указавшего еще в середине ХVIII века на наличие связей между физико- и культурно-географическими факторами и политическими процессами. В качестве самостоятельного научного направления она оформилась в конце XIX - начале XX в.

Основные области  исследований политической географии:

1. Изучение  особенностей политического и  государственного строя, форм  правления и административно-территориального  устройства стран мира;

2. Исследование формирования государственной территории, ее политико-географического положения и границ; Рассмотрение географических различий в социальной структуре населения (в том числе в национальном и религиозном составе населения);

3. Анализ расстановки  партийно-политических сил;

4. Изучение  географических особенностей выборов  в различные органы власти.

Фридрих Ратцель (1844-1904 гг.). Основные идеи и принципы геополитики в том виде, в котором  она сформировалась к концу ХIХ  – началу ХХ веков, сформулированы в работах немецкого ученого Фридриха Ратцеля. Не называя еще новую науку по имени, Ф. Ратцель стал, тем не менее, подлинным «отцом геополитики», именно Ратцель сформулировал главную идею геополитики, составившую, по – существу целое мировоззрение, которое открывало человеческую историю с новой стороны. В своей «Политической географии», опубликованной в 1897 г., Ратцель обосновывал тезис, о том, что государство представляет собой биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами. Сущностные характеристики государства определяются его территорией и месторасположением, а его процветание зависит от того, насколько успешно оно приспосабливается к условиям среды. Одним из основных путей наращивания мощи этого организма, является территориальная экспансия или расширение жизненного пространства. В книге « О законах пространственного роста государства» (1901 г.) Ратцель сформировал семь законов геополитики, одним из первых высказал мысль о возрастании значения моря для развития цивилизации.

Рудольф Челлен (1846-1922 гг.) - шведский исследователь и политический деятель, последователь Ф. Ратцеля, автор категории «геополитика», изучивший системы управления для выявления путей создания сильного государства. Основной тезис, сформулированный им в работе «Staten som Lifsform»: «государство – живой организм». Челлен говорил о необходимости органического сочетания пяти связанных между собой элементов политики: экономополитики, демополитики, социополитики, кратополитики и геополитики. Характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве".[189] Р. Челлен формирует закон автаркии, т. е. закон равновесия между крайностями. По его мнению, сила – более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон, т. к. тот поддерживается только силой.

Карл Хаусхофер (1869 – 1946 гг.) – немецкий военный  дипломат, затем профессор Мюнхенского  университета. Исходя из германских интересов  на европейском континенте, Хаусхофер  сформулировал доктрину «Континентального блока», или оси: Берлин – Москва – Токио, направленного против англосаксонского мира.

Эта политическая линия получила название «Ostorientierung», то есть, «Ориентация на Восток». Ориентация на Восток предполагала объединение  усилий трех держав: России, Германии и Японии, которые должны были установить «Новый Евразийский порядок», изменить континентальное пространство всего Мирового острова и вывести его из-под влияния «морской силы».

Однако в  своей ориентации на Восток Хаусхофер не был последователен. Дело в том, что в его геополитической стратегии играл роль не только географический фактор, но и этнический. Этнически же немцы были более близки к англосаксонскому миру, чем к русскому или японскому. Германский расизм приходил в противоречие с континентализмом, разделял народы Евразии. Отсюда двойственность, непоследовательность и противоречивость построений Хаусхофера. Такой характер имели геополитические конструкции европейского континентализма начала ХХ века. Одновременно происходит становление геополитики атлантизма (Англия и США).

Хелфорд Джордж Макиндер (1861-1947 гг.) - английский учёный, геополитик и политический деятель, в своем докладе «Ге­ографическая ось истории» (1904 г.), говорил о  том, что для государства самым  выгодным географическим положением является срединное, центральное. Макиндер структурирует планетарное пространство в направлении от центра к периферии путем системы концентрических кругов. Центр этой системы и есть «географическая ось истории» - Хартланд, пространственно совпадающая с территорией России. Далее идёт «внутренний» или «окраинный» полумесяц, на пересечении водного и сухопутного пространств – пояс, совпадающий с береговыми пространствами евразийского континента – Римланд. Далее идет зона, внешняя относительно материковой массы мирового острова – «внешний или островной полумесяц». Все эти три зоны связаны постоянными противоположно направленными цивилизационно - географическими импульсами. Из центра Хартланда на периферию постоянно оказывают давление так называемые «разбойники суши» (народы, имеющие авторитарный, недемократический, нерыночный характер.) Извне, из регионов внешнего полумесяца на мировой остров оказывают давление «разбойники моря». Для стран этих регионов характерны торговый характер, демократические формы жизни. Эти противоположно направленные импульсы встречаются в зоне «внутреннего полумесяца», которая, испытывая на себе противоположные культурные влияния, становится зоной интенсивного развития. Согласно концепции Макиндера получается, что мировая история вращается вокруг своей континентальной оси (как уже говорилось, совпадающей с пространством России). При этом если в центре круга движения почти не ощущается («царит архаизм»), то в пространстве внутреннего полумесяца происходят наиболее важные события, составляющие содержание исторического процесса. «Внешний же полумесяц» олицетворяет собой изменчивость и многообразие, соответствующее либеральным ценностям и демократическим режимам.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"