Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

Политические  процессы бывают системные (глобальные) и частные. Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д. В качестве частичных политических процессов называют:

1) проявление  различными социальными субъектами  своих потребностей, интересов и  стремлений;

2) представление политических интересов групп институтам, принимающим политикоуправленческие решения ;

3) принятие решений  и формулирование политической  воли;

4) реализацию  политической воли посредством  управленческой деятельности

.Системный политический процесс в своем развитии проходит ряд стадий:

1. конституирование, становление политической системы;

2. функционирование  политической системы;

3. развитие политической  системы;

4. деградация  и распад системы.

  1. Процесс принятия политических решений и его этапы

Политическое решение - выбор определенного политического действия для достижения, использования и удержания власти.

Стадии:

  1. Постановка проблемы;
  2. сбор информации;
  3. определение возможных альтернатив;
  4. выбор одной из альтернатив.

Принятию политических решений обычно предшествует анализ проблемной ситуации. Он включает в себя две стадии: постановку проблемы и разъяснение ее с учетом других стоящих перед обществом проблем. Вторая фаза принятия решения - его формулирование, т.е. уточнение, оценка, оформление его в указ, закон и т.д., что происходит в ходе дискуссий. Третья фаза - принятие решения, которое в практической деятельности властных структур сводится чаще всего к голосованию по принципу большинства. Четвертая стадия - реализация решения, в процессе которой большое значение приобретает формирование одобряющего общественного мнения. В системе политико-управленческих решений особое место занимают общеполитические решения, к которым относятся:

• конституция  и законы, принимаемые парламентами и имеющие первичное и общеобязательное значение для всех иных решений;

• решения, принимаемые  путем референдума, или плебисцита;

• программные  документы партий, находящихся у  власти.

 

  1. Политическое развитие и политическая модернизация. Модернизация переходных обществ.

Слово «модернизация» в переводе с франц. ("moderne" - современный) означает изменение чего-либо соответственно требованиям современности.

Полит. модернизация - это преобразование, совершенствование полит. системы, всесторонняя демократизация общественных отношений.

Модернизация  общества - это переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному, а в последние десятилетия и к постиндустриальному обществу. Переход от традиционного общества к современному включает целый ряд процессов в экономической, социальной, культурной и политической сферах.

Эконом. модернизация означает развитие и применение технологий, основанных на научном знании, высокоэффективных источников энергии, углубление общественного и технического разделения труда. Выделяют несколько типов соц.-экономической модернизации:

  • Первый тип - доиндустриальная модернизация. Характеризуется переходом к общественно производительным силам, т. е таким, кот. используются людьми только сообща.
  • Второй тип - раннеиндустриальная модернизация. Характеризуется переходом от ремесленного и мануфактурного производства к фабрично-заводскому.
  • Третий тип - позднеиндустриалъная модернизация. Характер. переходом от фабрично-заводского к поточно-конвейерному производству.
  • Четвертый тип - постиндустриальная или постмодернизация - вызван к жизни современной технологической революцией и осуществляется в странах, где идет переход к постиндустриальному обществу.

В соц. сфере модернизация означает изменение социально-классовой, демографической и территориальной структуры населения.

Модернизация в культурной сфере предполагает развитие системы образования и научных учреждений, становление  идейного  плюрализма, развитие средств массовой информации, и коммуникации, приобщение все большей части населения к достижениям культуры.

Модернизация  в полит. сфере - образование и развитие централизованных гос-в, возрастание роли и значения права, реализация принципа разделения властей, развитие местного самоуправления, расширение участия широких масс в политике.

Предпосылками и факторами политической модернизации  являются: обострение политических противоречий в результате устарелости тех  или иных элементов и функций  системы власти; возникновение кризисных  ситуаций; стремление ведущих социальных групп к преобразованию политических отношений и институтов; формирование в политическом сознании господствующих групп и широких масс ориентации на изменение политических структур.

 

  1. Политическая деятельность, субъекты, способы и виды политической деятельности.

Политическая  деятельность — это способ включения индивидуальных и коллективных субъектов в политику, форма проявления их активности в ней. Политическая деятельность — это реальные действия людей, имеющих определенные цели и сознательно использующих средства для их достижения. Понятие политическая деятельность охватывает политическое действие, политическое участие и политическое поведение.

 В соответствии  со степенью сложности выделяют  простую и сложную политическую  деятельность. Простые – те виды деятельности, в которых связь между действием и результатом имеет более непосредственный характер и достигается немедленный эффект одноразового политического действия, но в политике преобладают (сложные) многоразовые (многоэтапные, многоэлементные) действия, т.е. высокой степени сложности. 

 С точки  зрения вида и количества субъектов,  участвующих в действии, можно  выделить индивидуальную, коллективную, групповую и всеобщую политическую  деятельность.

Индивидуальная – деятельность, которая совершается на собственный страх и риск (индивидуальный акт протеста, личная манифестация и др.)

Коллективная. Сюда можно отнести стихийно возникшую демонстрацию под влиянием настроения и эмоций. (Субъекты: толпы, скопления людей и др.)

Групповая – деятельность, субъектами которой выступают социальные группы, общности.

Всеобщая. В ней участвуют социальные общности, группы, институты и организации.  

 Политическая  деятельность бывает добровольной, навязанной и принудительной.

Добровольная вытекает из собственных решений субъекта, характеризуется наличием самостоятельности его действий.

Навязанная осуществляется под давлением существующей власти.

Принужденная осуществляется при помощи силовых приемов как правило со стороны государственной власти.

 

  1.  Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни. Политическая культура как регулятор политического участия. Эффективность политического участия.

Политическое участие – это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

Формы политического  участия

1) Простейшей формой  политического участия является обращение индивида во властные структуры, в государственные органы с целью удовлетворения личных потребностей и распределения ресурсов в пользу одного гражданина или небольшой группы.

2) В качестве другой  формы можно выделить лоббистскую деятельность одного или нескольких лиц, представляющую собой установление контактов с политическими лидерами и элитой для оказания влияния на их решения, затрагивающие интересы значительного числа людей. Лоббисты постоянно присутствуют в «коридорах власти» и участвуют как профессионалы в политической жизни. Лоббизм играет положительную роль в принятии политических решений, когда он не использует незаконные средства стимулирования и давления (подкуп, шантаж, угрозы и т.п.).

3) Следующая форма  - это направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в соответствующие органы законодательной и исполнительной власти.

4) Более распространенная  форма участия - это политическая активность в качестве рядового члена или функционера организации (партии, движения, объединения и т.п.), ориентирующейся на завоевание власти или решающее воздействие на формирование и работу органов государственного управления

5) Наиболее распространенная  форма политического участия  - выборы как основное средство, с помощью которого граждане могут непосредственно воздействовать на лидеров, избирать и смещать государственных деятелей, политиков всех уровней.

6) Одной из  индивидуальных форм политического  участия является оказание услуг политическим лидерам и элите в качестве экспертов, консультантов, советников, политтехнологов, временных помощников, количество которых с каждым годом возрастает.

У. Милбрайт подразделяет политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным или другим соображениям). Виды деятельности, относящиеся к конвенциональным и неконвенциональным формам, различаются по степени активности. Сочетание этих двух характеристик политического участия позволило выделить 6 групп политического участия :

Уровень вовлеченности  в политический процесс

Конвенциональные формы

Неконвенциональные

формы

Низкий уровень  активности

— абсентеизм;

— чтение о политике в газетах, просмотр сюжетов по телевидению

— подписание петиций

Средний уровень  активности

— обсуждение политических проблем с друзьями и знакомыми;

— голосование

— участие в  неразрешенных демонстрациях, митингах;

— бойкот

Высокий уровень  активности

— участие в  работе партий и в избирательных  кампаниях;

— участие в митингах и собраниях;

— обращение во властные структуры или к их представителям;

— активность в  качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, руководство общественно-политическим движением или партией)

— участие в  акциях протеста и неповиновения;

— неуплата налогов;

— участие в захватах зданий, предприятий;

— блокирование дорожного движения


  1. Избирательная система и ее типы. Избирательное право. Выборы и их роль в политической системе современного общества.

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, на основе которых определяются результаты голосования.

В наше время  наиболее распространены 3 избирательные  системы:

1)   мажоритарная, 2) пропорциональная, 3) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

При мажоритарной системе принимаются в расчет только голоса, отданные за кандидата, получившего большинство голосов. Победитель получает все. Эта система действует в Великобритании, США, Франции, Японии и у нас, в Беларуси. Это принцип одномандатных округов. Существует 3 вида мажоритарной системы:

а) система  абсолютного большинства;

б) система  относительного большинства;

в) система  квалифицированного большинства.

При системе  абсолютного большинства победитель должен собрать более половины голосов (50+1) в данном избирательном округе. Поскольку так много голосов получить очень сложно, голосование по этой системе обычно проходит в 2 тура. Во 2-й тур допускаются кандидаты, набравшие в 1-м туре больше всего голосов. Во втором туре победителем считается тот, кто просто собрал большинство голосов.

При системе  относительного большинства победителем  считается кандидат, собравший больше голосов, чем каждый из его соперников по одиночке. При этом он может собрать  меньше половины всех голосов. Здесь  всегда есть результат. При полном равенстве голосов вопрос решается жребием.  

При системе  квалифицированного большинства победитель должен получить заранее установленное  большинство, превышающее 50 % - чаще всего 2/3 или 3/4,

При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, отданных за каждую из них. Существуют 2 вида этой системы:

а) пропорциональная система на общегосударственном  уровне. При ней округа не выделяются и граждане голосуют за политические партии в масштабе всей страны. На основании полученных результатов распределяются места в парламенте;

б) вариант  многомандатных округов. Тут места  распределяются в зависимости от влияния различных партий в масштабах  округа.

При пропорциональной системе кандидаты выдвигаются  только политическими партиями (каждая составляет свой список), а избиратель голосует за список той или иной партии или блока.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"