Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

      8. Согласно другим психологическим подходам, конфликтное поведение следует рассматривать как реакцию на фрустрацию. Под фрустрацией понимается психологическое напряжение, вызванное неудачей в неудовлетворении каких-либо потребностей и желаний.

Способы разрешения политических кризисов:

 • революция

 • реформа

    1. Понятие политического кризиса. Виды политических кризисов. Сущность общенационального кризиса.

Политический  кризис — кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами  или внутри государства. Внутренний политический кризис — ситуация в государстве, которая сложилась из-за невозможности согласованных действий между политическими силами, следствием чего является затруднение всех законотворческих процессов и ослабление государственного контроля.

Виды:

  • правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.;
  • парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции примерно равны по силе и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов;
  • конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность, и требуется ее качественный пересмотр.

Социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

 

    1. Технологии урегулирования политических конфликтов. Роль компромиссов в урегулировании конфликтов. Механизм согласования политических конфликтов.

Методы урегулирования политических конфликтов

1. Метод избегания конфликта. Но избегание конфликта не означает его фактического разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается.

2. Отрицание  или подмена конфликта, способ  отношения к конфликту, когда  ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например, политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.

3. Метод конфронтации. Обязательно выдвигает на авансцену  политики явно неразрешимый антагонизм  во всей его грубой неприкрытости.  Но конфронтация же может вести  к кризису и крушению политического режима.

     4. Метод откладывания конфликта.  Сдача "на милость победителя" – действие довольно распространенное  в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что  сторона, сдавшая свои позиции,  по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.

     5. Примирение сторон на основе  сближения их позиций и интересов  через посредника. В роли посредника  могут выступать согласительные  комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства.

     6. Третейское разбирательство или  арбитраж. Считается, что этот  метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы.

     7. Переговоры, которые необходимы  для того, чтобы избежать применения  насилия. Они возможны, когда между  сторонами имеется хотя бы  минимальная сфера совпадающих  интересов. Очевидно, что одним  из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.

 

    1. Гос политика и гос управление: понятие, функции и критерии эффективности

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

Государственная политика - основные принципы, нормы и деятельность по осуществлению государственной власти. Различают внутреннюю и внешнюю политики.

Качество системы  правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики:

  • Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной политики;
  • федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;
  • видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах;
  • подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;
  • государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;
  • распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения.

 

 

    1. Понятие и функции социальной политики РБ. Социальное государство.

Социальная  политика - это не столько система  мер и мероприятий, сколько система  взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными  слоями общества, в центре которых  и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.

Основной  круг функций социальной политики.

1) Обеспечение  социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.

2) Обеспечить  политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.

3) Обеспечение  такого распределения власти  в хозяйстве (собственности), которое  признавалось бы большинством  справедливым, не требующим борьбы  за передел.

4) Налаживание  такой системы распределения  экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп, инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки.

5) Обеспечение  обществом и государством необходимого  и достаточного уровня экологической безопасности.

6) Обеспечение  обществом и государством необходимого  и достаточного уровня социальной  защищённости как населения в  целом, так и каждой из его  социальной групп.

    1. Социальная политика в условиях становления рыночной экономики. Система социального обеспечения в РБ.  Основные направления развития системы образования в РБ.

Социальная  политика в переходной экономике - это  комплекс социально-экономических  мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

Основные черты   переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта -   характерная неустойчивость переходной экономики.

Социальная  политика  в  переходный  к  рынку  период  должна  строиться  на  трёх    основных  принципах:

  • приоритетности  проблем  социальной  защищенности населения;
  • повышении  роли  личного трудового  дохода  в удовлетворении  социально - культурных  и  бытовых  нужд  населения  и  ликвидации  на  этой  основе  иждивенства;
  • организации  нового  механизма  финансирования  социальной  сферы,  то  есть  переходе  от  государственного  патернализма  к  социальному  партнерству.                                        

    Приоритетным  направление  социальной  политики  являлось решение проблемы  стабилизации  финансирования  социальной  сферы,  в том числе,  за  счет  населения.  Именно  здесь были наибольшие  сложности,  поскольку сбор  налогов для пополнения  бюджета представлял собой трудно  разрешимую  задачу,  так  как  социально - экономические  механизмы  и  технологии  сбора,  аккумуляции  и  перераспределение  средств были далеки  от  оптимальных.

  Важнейшей   задачей  социальной  политики  является  предназначенная  для   конкретных  групп  населения   социальная  поддержка  со  стороны  государства  слабо  защищенных  слоев  населения.  Эта  задача  предполагает  поддержание  оптимальных  соотношений  между  доходами  активной  части  населения  и  нетрудоспособных  граждан  через  механизм  налогов  и  социальных  трансфертов.

  Чем  тяжелее   экономическая  ситуация  в   той  или  иной  стране,  тем  больше  и  громче  звучат  в  ней  призывы   к  социальной  защите  населения.    Нагрузка  на  государственный   бюджет  возрастает,  правительство   вынуждено  прибегать к увеличению  налогов,  в связи с чем снижаются доходы  работающих.  А это порождает новое социальное  напряжение.

Социальное  обеспечение – деятельность государства, юридических и физических лиц  по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности. Целями социального обслуживания являются:

 • оказание  содействия гражданам в преодолении  трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"