Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка
1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ
Психологическая (Представители данного подхода усматривают истоки и основу общества и государства в психике людей (индивидуальной или коллективной).Согласно Габриэлю Тарду, вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. Сущностью всякого открытия и изобретения в жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Психологический подход развивал и Ф. Гиддинг, согласно которому первичным социальным фактом является сознание породы. Любое существо готово признать любое такое же разумное существо одной с ним породы. Все общественное и политическое развитие определяется сознанием породы, проводящим различие между разными породами и расами в обширном царстве одушевленных существ.)
Общие признаки государства:
Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Более полное (конкретное) представление о форме государства дает анализ 3-х его составляющих - формы правления, гос. устройства, гос.-правового режима.
Форма правления государством показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.
1. Монархия – власть полностью или частично сосредоточена в монархе и передается по наследству. Монархия - это форма правления, при которой вся полнота гос. власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняй и функции главы гос-ва, функции законодательной, исполнительной властей, он также контролирует правосудие и местное самоуправление.
А) Абсолютная – единоличный носитель суверенитета.
Б) Конституционная – ограничение власти парламентом. По степени ограничения:
а) Парламентская – ограничение во всех сферах,
б) “Дуалистическая” – ограничение в законодательной сфере.
2. Республика- форма правления, при которой гос-ная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единичному органу избираемому на определенный срок. Республика – высшие органы власти избираются народом.
По распределению функций между президентом и парламентом:
а)Парламентская – единственный избирательный орган, формирует правительство, управление страной правительством.
б)Президентская – совмещение главы государства и главы правительства, четкое распределение власти.
в)Смешанная – Сильная президентская власть + жесткий контроль правительства, двойная ответственность правительства.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его основными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные)
1.Простое –
унитарное государство, не
2.Сложное –
империя, федерация,
Унитарное
государство - это единое цельное
государственное образование, состоящее
из административно-
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований водно-союзное государство.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им.
Правовое государство обладает следующими признаками:
Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества. Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественного самоуправления и др. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.
Функции гражданского общества:
Конституция РБ- основной закон РБ, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
РБ - унитарное
демократическое социальное правовое государство. РБ обладает
верховенством и полнотой власти на своей
территории, самостоятельно осуществляет
внутреннюю и внешнюю политику. РБ защищает
свою независимость и территориальную
целостность, конституционный строй, обеспечивает
законность и правопорядок. Государство
ответственно перед гражданином за создание
условий для свободного и достойного развития
личности. Гражданин ответствен перед
государством за неукоснительное исполнение
обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Единственным источником государственной
власти и носителем суверенитета в РБ
является народ. Государственная власть
в РБ осуществляется на основе разделения
ее на законодательную, исполнительную
и судебную. Государственные органы в
пределах своих полномочий самостоятельны:
они взаимодействуют между собой, сдерживают
и уравновешивают друг друга. В РБ устанавливается
принцип верховенства права. Государство,
все его органы и должностные лица действуют
в пределах Конституции и принятых в соответствии
с ней актов законодательства. Территория
Беларуси едина и неотчуждаема. Территория
делится на области, районы, города и иные
административно-
Гражданину РБ гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Никто не может быть лишен гражданства РБ или права изменить гражданство. Собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в РБ. Религии и вероисповедания равны перед законом.
Институты государственной власти Республики Беларусь.
Законодательная власть – это одна из ветвей госвласти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Правовое закрепление парламента – раздел 4 глава 4 конституции. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.