Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".

Работа содержит 1 файл

1ответы по политологии.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

        Различают несколько типов консерватизма:  реформистский, радикальный, и  традиционный. Реформистский консерватизм близок либерализму, характеризуется приверженностью буржуазному реформизму с его идеей постепенных реформ с целью сохранения существующих институтов власти. Радикальный консерватизм отличается тягой к крайним методам борьбы с политическим противником, к неглубоким переменам. Традиционный консерватизм занимает промежуточное положение, ему свойственна ориентация на традиционные ценности: религию, семью, мораль, образование, порядок и т.д.

     Социализм. Идеи социализма возникли в глубокой древности, но свое теоретическое и идеологическое оформление он получил только в Новое время в работах классиков утопического социализма Т.Мора, Т.Кампанеллы, Р.Оуэна, Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Ж.-Ж. Руссо и др. В середине XIX века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К.Маркс и Ф.Энгельс. На базе учения К.Маркса и Ф.Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм. В начале XX века марксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию. Эти течения связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на равенстве социальная справедливость, приоритет общественного над личным, признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулировании общественных отношений. Ленинизм - учение В.И.Ленина и его сторонников, которое сформировалось в России. Отказавшись от основополагающего принципа марксизма об одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран мира, В.И. Ленин выдвинул идею о «слабом звене» в цепи капиталистических стран - России и выступил с требованием немедленного насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность.

     Анархизм - политическое течение, провозглашающее  своей целью уничтожение государства  и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У.Годвином, который сформулировал понятие «общество без государства» в своей книге «Исследование о политической справедливости». Сложившийся как политическое течение в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе анархизм никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенной цели. Традиционно выделяются четыре основных направления в анархизме - индивидуалистическое, мютюэлистское, коллективистское и коммунистическое. 

     44. сущность содержание  и функции политической  культуры.

     Политическая  культура, как составная часть  общей культуры человечества, относится  к такому явлению духовной жизни  народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества. 

     Хотя  многое из того, что в настоящее  время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями  древности, сам термин «политическая культура» был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII веке, а систематизированное представление о политической культуре, как составной части политологии, сложилось лишь в середине XX века. 

     Теория  политической культуры, сосредоточив внимание на ценностях, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности, дала возможность исследовать политические процессы через призму мотивации политического поведения граждан и институтов, что позволило выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т. д. 

     Большой вклад в разработку теории политической культуры внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглехарт и другие. 

     В науке сложилось два основных подхода к трактовке политической культуры. Ученые в рамках первого подхода отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) и символов (Л. Диттмер). 

     Так, Алмонд, Верба, Л. Пай считают, что политическая культура - система ценностей, символов и верований, установок на политическое действие. Это определение политической культуры считается классическим. Согласно их трактовке, у людей в процессе обучения и накопления ими собственного опыта складываются более или менее устойчивые, типичные для определенной общности «образцы» ориентации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отношении самих себя. Они «задают порядок и придают значение политическому процессу» и «управляют поведением в политической системе». Эти ориентации и называют «политической культурой»[74]. Сосуществование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотивации поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» элементам (В. Парето), способствуют одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия индивида. 

     Сторонники  второго подхода видят в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум), особый тип  политического поведения (Э. Баталов, Е. А. Егоров, Н. М. Кейзеров, М. Х. Фарукшин). По мнению Э. Баталова, политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосред­ственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. 

     Наиболее  последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т. е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Иными словами политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран). Именно стиль политической деятельности как совокупность представлений и наиболее типичных форм взаимоотношений с властью демонстрирует степень усвоения общественных норм и традиций государственной жизни. При этом противоречие, которое складывается между освоенными и неосвоенными человеком нормами политической игры, стандартами гражданского поведения, выступает внутренним источником эволюции и развития политической культуры. 

     Согласно  приведенным подходам, политическая культура может проявляться как  в сфере сознания, так и в  сфере поведения. В сфере сознания политическую культуру характеризуют  следующие основные переменные [75]: 

     o степень интереса субъекта к  политике; 

     o степень развития политического  сознания субъекта; 

     o отношение к существующей политической  системе в целом, ее отдельным  институтам, их символам и представляющим  их лицам; 

     o отношение к другим участникам политического процесса (проявляющееся, в частности, в терпимости или нетерпимости к ним); 

     o готовность принять личное участие  в тех или иных политических  акциях и связанные с ним  ожидания; 

     o представления о «правилах политической  игры» (в том числе о границах дозволенного в отношении к закону); 

     o характер политико-идеологической  самоидентификации («я - левый», «я - центрист», «я - либерал»); 

     o политический язык. 

     В сфере поведения политическую культуру характеризуют: 

     § формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, политической деятельности); 

     § формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (конфронтация, сотрудничество, несотрудничество); 

     § формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими партиями, общественными организациями и движениями); 

     § формы и уровень взаимодействия с другими субъектами политического  процесса; 

     § тип электорального поведения.

     структура политической культуры состоит из следующих элементов: общезначимых политических знаний, которые складываются из теоретических, т. е. научных знаний, и практических знаний, получаемых на основе текущей информации. Без теоретических знаний текущая информация не способна дать правдивую и глубокую картину политической жизни, политических процессов, событий. Но одни лишь теоретические знания без текущей информации мертвы. Текущая информация дает возможность правильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени. 

     Политическая  культура выполняет следующие функции. 

     Нормативную - задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты  политического мышления и поведения, реакции на окружающую политическую среду, обозначает границы, которые политическому субъекту не следует преступать; фиксирует иерархию политических ценностей - например, приоритетную ориентацию в одних случаях на государство, в других - на какую-нибудь общину, в третьих - на самого себя и т д.; 

     Воспитательную - формирует определенный тип «человека  политического», адекватного данной политической системе; 

     Мобилизационную - организует граждан на решение  определенных социальных и политических задач; 

     Интеграционную - обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым сплачивает их; 

     Репродуктивную - способствует воспроизводству данной системы общественно-политических отношений со всеми присущими  ей противоречиями и особенностями и тем самым связывает друг с другом уходящие и приходящие поколения, обеспечивая в итоге историческую преемственность и непрерывность политического процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"