Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".
Различают несколько типов
Социализм. Идеи социализма возникли в глубокой древности, но свое теоретическое и идеологическое оформление он получил только в Новое время в работах классиков утопического социализма Т.Мора, Т.Кампанеллы, Р.Оуэна, Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Ж.-Ж. Руссо и др. В середине XIX века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К.Маркс и Ф.Энгельс. На базе учения К.Маркса и Ф.Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм. В начале XX века марксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию. Эти течения связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на равенстве социальная справедливость, приоритет общественного над личным, признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулировании общественных отношений. Ленинизм - учение В.И.Ленина и его сторонников, которое сформировалось в России. Отказавшись от основополагающего принципа марксизма об одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран мира, В.И. Ленин выдвинул идею о «слабом звене» в цепи капиталистических стран - России и выступил с требованием немедленного насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность.
Анархизм
- политическое течение, провозглашающее
своей целью уничтожение
44. сущность содержание и функции политической культуры.
Политическая
культура, как составная часть
общей культуры человечества, относится
к такому явлению духовной жизни
народа, которое оказывает существенное
влияние на самые разные стороны его политической
жизни и на основании которого можно судить
об уровне политической зрелости общества.
Хотя
многое из того, что в настоящее
время относится к политической
культуре, описывалось еще мыслителями
древности, сам термин «политическая культура»
был введен в научный оборот немецким
философом И. Гердером в XVIII веке, а систематизированное
представление о политической культуре,
как составной части политологии, сложилось
лишь в середине XX века.
Теория
политической культуры, сосредоточив
внимание на ценностях, содержании символов
и стереотипов, человеческой ментальности,
дала возможность исследовать политические
процессы через призму мотивации политического
поведения граждан и институтов, что позволило
выявить причины множества конфликтов,
которые невозможно было объяснить, опираясь
на традиционные для политики причины:
борьбу за власть, перераспределение ресурсов
и т. д.
Большой
вклад в разработку теории политической
культуры внесли американские ученые
Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум,
англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий
теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже
и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглехарт
и другие.
В
науке сложилось два основных
подхода к трактовке
Так,
Алмонд, Верба, Л. Пай считают, что политическая
культура - система ценностей, символов
и верований, установок на политическое
действие. Это определение политической
культуры считается классическим. Согласно
их трактовке, у людей в процессе обучения
и накопления ими собственного опыта складываются
более или менее устойчивые, типичные
для определенной общности «образцы»
ориентации в отношении политической
системы, ее институтов, других участников
политического процесса, а также в отношении
самих себя. Они «задают порядок и придают
значение политическому процессу» и «управляют
поведением в политической системе». Эти
ориентации и называют «политической
культурой»[74]. Сосуществование ценностной
и сиюминутной (чувственной) мотивации
поступков, известное несовпадение намерений
и действий человека придают политической
культуре внутреннюю противоречивость,
позволяют сосуществовать в ней «логичным»,
«нелогичным» и «внелогичным» элементам
(В. Парето), способствуют одновременному
поддержанию как активных, так и пассивных
форм политического участия индивида.
Сторонники
второго подхода видят в
Наиболее
последовательно такой подход выражается
в понимании политической культуры
как явления, базирующегося на ценностных,
т. е. глубинных представлениях человека
о политической власти, которые воплощаются
в самых типичных для него способах взаимодействия
с государством, формах практической деятельности.
Иными словами политическая культура
выражает воплощаемый на практике внутренний
кодекс человеческого поведения и потому
выступает как стиль деятельности индивида
в сфере политической власти (И. Шапиро,
П. Шаран). Именно стиль политической деятельности
как совокупность представлений и наиболее
типичных форм взаимоотношений с властью
демонстрирует степень усвоения общественных
норм и традиций государственной жизни.
При этом противоречие, которое складывается
между освоенными и неосвоенными человеком
нормами политической игры, стандартами
гражданского поведения, выступает внутренним
источником эволюции и развития политической
культуры.
Согласно
приведенным подходам, политическая
культура может проявляться как
в сфере сознания, так и в
сфере поведения. В сфере сознания
политическую культуру характеризуют
следующие основные переменные [75]:
o
степень интереса субъекта к
политике;
o
степень развития
o
отношение к существующей
o
отношение к другим участникам политического
процесса (проявляющееся, в частности,
в терпимости или нетерпимости к ним);
o
готовность принять личное
o
представления о «правилах
o
характер политико-
o
политический язык.
В
сфере поведения политическую культуру
характеризуют:
§
формы и степень участия в политической
жизни общества (митингах, демонстрациях,
политических забастовках, пикетах, политической
деятельности);
§
формы и уровень взаимодействия
с государственными институтами (конфронтация,
сотрудничество, несотрудничество);
§
формы и уровень взаимодействия
с институтами гражданского общества
(в частности, с политическими партиями,
общественными организациями и движениями);
§
формы и уровень взаимодействия
с другими субъектами политического
процесса;
§ тип электорального поведения.
структура
политической культуры состоит из следующих
элементов: общезначимых политических
знаний, которые складываются из теоретических,
т. е. научных знаний, и практических знаний,
получаемых на основе текущей информации.
Без теоретических знаний текущая информация
не способна дать правдивую и глубокую
картину политической жизни, политических
процессов, событий. Но одни лишь теоретические
знания без текущей информации мертвы.
Текущая информация дает возможность
правильно ориентироваться в переживаемой
конкретной обстановке, принимать решения
с учетом специфических задач времени.
Политическая
культура выполняет следующие функции.
Нормативную
- задает индивидам, группам, обществу
в целом определенные нормы, стандарты
политического мышления и поведения,
реакции на окружающую политическую
среду, обозначает границы, которые политическому
субъекту не следует преступать; фиксирует
иерархию политических ценностей - например,
приоритетную ориентацию в одних случаях
на государство, в других - на какую-нибудь
общину, в третьих - на самого себя и т д.;
Воспитательную
- формирует определенный тип «человека
политического», адекватного данной
политической системе;
Мобилизационную
- организует граждан на решение
определенных социальных и политических
задач;
Интеграционную
- обеспечивает усвоение гражданами политических
норм и ценностей, присущих данной общности,
и тем самым сплачивает их;
Репродуктивную
- способствует воспроизводству данной
системы общественно-