Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".
Экологическая проблема в её современном виде возникла в 60-е годы текущего столетия. С этого времени стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, который в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств.
Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы (одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации).
В настоящее время ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель, погибает от пожаров и кислотных дождей более 11 млн. га леса. Под угрозой исчезновения находится до 10% растений и 30% животных. Биомасса суши уменьшилась на 7%, а её продуктивность на 20%. Интенсивность жизни в Мировом океане упала на 30%.
В различных регионах планеты
возникли зоны бедствия, где загрязнение
окружающей среды превысило
Специфика глобальных проблем состоит, прежде всего, в том, что они касаются каждого живущего на Земле человека, требуют для своего решения объединённых усилий всего человечества. Наконец, они все находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них невозможно без учёта других проблем.
Глобализация человеческих
Взаимосвязь, масштабность и
Понятно, что первым и главным условием является мир, мирное развитие, резкое сокращение военных затрат.
Другим условием выступает
Новые
перспективы этого
В этих условиях появилась
возможность строительства
42. сущность. Структура, уровни и формы политической идеологии
Понятие, структура, функции политической идеологии
Главное содержание, общие цели и социальное назначение политики обосновывается политической идеологией. Понятие идеология(от греч. idea – идея, образ и logos – учение слово) впервые ввел в научный оборот французский философ и политик А. Дестют де Траси (1754-1836) в многотомном труде "Элементы идеологии". В его понимании идеология – это учение об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами государства, права и воспитания.
В эпоху Просвещения это понятие получило негативную окраску как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках и противостоящее рациональному, объективному познанию действительности. Это отрицательное отношение к идеологии было закреплено и событиями Великой французской революции, когда имело место массовое уничтожение людей во имя идеологических абстракций. И только со временем идеология получила признание.
Опираясь на достижения современной политологической мысли, политическую идеологию можно определить как систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.
Носителями идеологии выступают, как правило, достаточно крупные общественные группы – это прежде всего классы: буржуазия, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, крестьянство, а также нации. Однако существуют и идеологии, не имеющие классового или национального выражения, а ориентируются на определенные ценности. Например, идеология анархизма (дословно - безвластие) привлекает в свои ряды сторонников максимальной свободы личности, не ограниченной никакой формой власти. Идеологию "зеленых" "исповедуют" представители самых разных социальных групп, ориентирующиеся на постматериальные ценности.
Существующие в обществе идеологии отражают социальную дифференциацию общества и прежде всего характери остроту социальных, экономических, политических, религиозных, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными социальными конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества.
Характерные черты идеологий – групповой эгоизм, идеализация, приукрашивание места и роли данной группы в обществе, ее противопоставление другим группам (классам), гипертрофированное выражение ее интересов, не учет интересов других слоев (яркий пример – марксизм с его учением о пролетариате как гегемоне в революционных преобразованиях общества и диктатуре пролетариата как выражающей интересы всех слоев общества). Эти отличительные черты идеологий определяются прежде всего их сущностной характеристикой как социально тенденциозной коллективной формы сознания.
В обществе идеологии могут играть различную роль – и отрицательную, и положительную, укореняясь в массовой психологии и закрепляясь в нормах и традициях политической жизни. Они могут тормозить назревшие социальные проблемы, искусственно поддерживать классовые, национальные, религиозные и другие конфликты. Особенно это характерно для политических систем, не допускающих плюрализма идеологий, их свободного соревнования за влияние на общественное сознание. Но и в развитых демократических обществах роль идеологий не всегда однозначно положительна. И все же многообразие и противоречивость общественных интересов и ценностей, которое находит свое выражение и теоретическое обоснование в различных идеологиях, конституируют идеологии как необходимый компонент современного общества. Конструктивная роль идеологий определяется их базированием на общечеловеческих ценностях и национальных интересах.
Три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.
Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т.е. стройную, непротиворечивую, внутренне согласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами.
Программно-директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Через политические программы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы невозможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственного аппарата.
Поведенческий. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К.Мангейма, как раз в том и состоит, что они способны сплачивать людей и аккумулировать их энергию, направлять ее на определенные формы действия. Сила той или иной идеологической системы определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках широких слоев населения.
Структура
идеологии в широком смысле слова,
как общественного явления, помимо
систем идей и их [c.675] компонентов, включает
также идеологические отношения, идеологическую
деятельность, идеологические учреждения
и организации, идеологические процессы.
Формы идеологии соотносятся с формами
общественного сознания и подразделяются
на политическую, экономическую, правовую,
нравственную, экологическую, художественно-эстетическую,
военную, прочие, имеющие самостоятельный
предмет отражения и соответствующую
форму выражения интересов. Политическая
форма идеологии (политическая идеология)
относится к числу наиболее распространенных
и важных. Это обусловлено тем, что она
затрагивает узловые проблемы мировоззрения
людей, государственного и общественно-политического
устройства, деятельности политических
партий, а также обосновывает притязания
какой-либо группы на власть или ее использование,
предусматривая ту или иную стратегию
политических действий. Одни политические
идеи и ценности поэтому направлены на
стабилизацию политического порядка,
его сохранение и укрепление. Другие —
выражают стремление к переменам в общественно-политической
жизни, смене властных элит, политической
модернизации, в том числе недостаточно
назревшей и полезной для общества. Политические
идеологии, с точки зрения характера выражаемых
идей, подразделяются на умеренные и радикальные,
вплоть до экстремистских.
Целостные
системы идей, отличающиеся своеобразием
мировоззренческого взгляда на мир,
общественно-политическое устройство
и развитие, в соответствии с выражаемыми
интересами, образуют различные виды
идеологии. Их совокупность составляет
реально существующий идеологический
или идейно-политический спектр общества.
По
сфере распространения и
43. типы современных идеологий.
Либерализм. Это самое распространенное идеологическое течение (от лат. liberalis - свободный), которое сформировалось в конце XVII - XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии. В ее основу были положены идеи эпохи Просвещения, отраженные в работах Ш.Монтескье, Дж.Локка, Т.Гоббса, А. Смита, Т.Джефферсона и др. Основателем классического либерализма считается Дж. Локк. Основные принципы: верховенство закона; правовое равенство всех граждан; договорная природа государства, основанная на общественном договоре, с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества; политический плюрализм; терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям; веротерпимость; свободная конкуренция; рынок; частное предпринимательство. Важным достижением либерализма следует считать теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов различных ветвей власти, а также идеи равенства всех граждан перед законом. Эти идеи создали новую основу для теории правового государства.
Консерватизм.
Консерватизм (термин впервые употребил
Ф.Шатобриан в конце XVIII в.) возник
как антиреволюционная