Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".
Возьмем,
например, режим, возникший с падением
коммунизма в России. Очевидно, что
этот режим недостаточно рассматривать
в терминах авторитаризма и демократии
(хотя делать это совершенно необходимо),
даже используя для уточнения термины
"посттоталитарный", "поставторитарный"
или "полудемократический". Реальная
действительность оказывается богаче
схем, тем более, что в данном случае мы
имеем дело лишь с одной из таких схем.
В целях большей наглядности попробуем
приложить к российской реальности не
одну, а несколько имеющихся в политической
науке классификаций.
Классификация
первая: "охлократия — олигархия
— тирания".
Классификация
вторая: "либеральный — умеренный
— репрессивный режимы".
Классификация
третья: "демократический —
Используя
первую из перечисленных классификаций,
древнегреческие мыслители
16. особенности государства, как политического института
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран.
Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.
Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.
Среди различных
элементов политической системы
государство выделяется еще и
тем, что располагает разветвленной
системой юридических средств, которые
дают ему возможность управлять
многими отраслями экономики
и оказывать воздействие на все
общественные отношения. государство
обладает суверенитетом. Суверенность
политической власти выступает как один
из признаков государства. Его содержание
заключается в верховенстве этой власти
по отношению ко всем гражданам и образуемым
ими негосударственным организациям внутри
страны и в независимом поведении страны
(государства) на внешней арене.
17. функции и типология государств.
Существует
несколько критериев
Согласно марксисткой типологии четырем типами общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое,- каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
В мировой литературе предполагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические.
В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».
Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.
Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.
Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.
В
демократическом государстве
Рассматриваемая
классификация имеет
18. основные параметры и характеристики гражданского общества.
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Основные параметры и характеристики современного гражданского общества
Гражданское общество– это
Особенность гражданского
Главное предназначение гражданского общества– достижение согласия, или консенсуса, между различными социальными силами и интересами, противодействие различным разрушительным силам и направление их в созидательное русло. Гражданское общество существует за счет органического сосуществования в его рамках разнородных социальных сил, институтов, организаций, заинтересованных групп, которые объединены стремлением к общей гармоничной жизни.
Одна из основных
Так как центральным элементом гражданского общества является отдельно взятая личность, в гражданском обществе присутствуют и институты, содействующие всесторонней реализации этой личности, ее интересов, целей и устремлений.
Институты гражданского
– семья;
– родственные связи;
– общины;
– профессиональные
– творческие и научные союзы, ассоциации, фонды;
– трудовые коллективы;
– социальные слои, сословия, классы;
– общественные организации и т. д.
Единицей социальных
– по роли в жизни общества;
– размерам;
– предназначению;
– функциям.
Существуют так называемые
19. политическая партия, как организация.
Неотемлимой
частью политической системы современного
демократического общества являются политические
партии.
ПАРТИЯ - это политическая общественная
организация которая борется
за власть или за участие
в осуществлении власти. Политическая
партия - это организация, объединяющая
на добровольной основе наиболее активных
представителей тех или иных классов,
социальных слоёв или групп и предназначена
для их социального просвещения и предания
их действиям по защите интересов целенаправленного
и организованного характера, отстаивания
их интересов в системе политических интересов
и институтов. Главная цель деятельности
политических партий - это защита социально-политических
интересов определённых групп населения.
Ради этого и ведётся борьба за завоевание
и удержание влияния, а также установления
связей между обществом и государством.
Соперничество политических
Политические партии с
20. функции и типологии политических партий.