Третья
стадия - самый острый, самый драматичный
этап - протекание конфликта. Это собственно
этап политической "развязки". На
этом этапе вероятно перерастание политического
конфликта в военный.
Четвертая
стадия- завершение конфликта.
39.
типология конфликтов.
Типология
политических конфликтов – классификация
политических конфликтов на основе типового
признака.
Исследователи выделяют следующие типы
конфликтов:
1) по характеру протекания:
а) острые;
б) вялотекущие (перманентные);
2) по количеству сторон:
а) двусторонние;
б) многосторонние;
3) по субъектности:
а) государство (нация);
б) внутригосударственные межэтнические;
в) межгосударственные межнациональные;
г) международные;
4) по уровню протекания:
а) локальные;
б) региональные;
в) межрегиональные;
г) мировые;
5) по способу разрешения:
а) силовые;
б) мирные;
6) по отношению к политической
системе:
а) системные;
б) внесистемные;
в) антисистемные;
7) по отношению к личности:
а) внутриличностные;
б) межличностные;
8) по субъектам политической деятельности:
а) по партийному характеру;
б) внутрипартийные;
в) межпартийные;
9) по отношению к парламенту:
а) парламентские;
б) внепарламентские;
в) межпарламентские;
10) по отношению к правительству:
а) правительственные;
б) межправительственные.
Политический конфликт может
протекать
как в острой форме (с применением
силовых мер, выступлений, акций
протеста), так и быть вялотекущим (перманентным).
Такой конфликт длится долго, так как стороны
уклоняются от решения конфликта.
Минимальное количество сторон
конфликта – две, но их может
быть и больше. В последнем
случае конфликт считается многосторонним.
Мы не можем отождествлять
понятия «государство» и «нация»,
поскольку для многосоставных
обществ (а их большинство)
остается актуальной проблема
межэтнических отношений.
Конфликт может протекать на
локальном уровне (например, чеченский
сепаратизм), приобретать региональный
(к примеру, непростая политическая обстановка
на Северном Кавказе РФ), межрегиональный
(когда конфликтуют 2 региона, неважно,
насколько они далеки друг от друга) и
мировой (например, Первая и Вторая мировые
войны) характер.
40.
внешняя политика
государства: сущность
и функции.
Цели
внешней политики
Сущность внешней политики определяется
целями, которые она ставит перед
собой, и средствами их достижения,
что зависит от многих обстоятельств:
социально-политического устройства
государства, формы правления, политического
режима, уровня социально-экономического
развития, участия в международных организациях
и прежде всего военно-политических блоках,
политической динамики государства, уровня
политической культуры и т.д. Традиционными
целями внешней политики государства
можно назвать: повышение материального
и духовного уровня жизни населения, экономического
и политического могущества государства;
обеспечение безопасности государства,
его национального суверенитета и территориальной
целостности; недопустимость вмешательства
во внутренние дела извне; повышение престижа
и роли государства в международных отношениях;
защита определенных политических и экономических
позиций во внешнем мире. Все перечисленные
цели тесно взаимосвязаны между собой.
Успешная реализация каждой из них способствует
благоприятным условиям реализации всех
остальных.
Цели внешней политики весьма
разнообразны. И в современных
условиях их формулирование и
разработка обусловлены различными
обстоятельствами: социально-политическим
устройством страны, формами правления,
уровнем развития экономики, союзами с
другими государствами. В зависимости
от этих факторов можно выделить несколько
групп целей внешнеполитической деятельности
современных государств. Это - обеспечение
национальной безопасности; возрастание
экономического и политического могущества
государства; укрепление его международных
позиций.
Укрепление национальной безопасности
– одна из важнейших задач
государства. В периоды наибольшей
угрозы национальной безопасности
государства обычно подчиняют все другие
цели обеспечению своей безопасности
с тем, чтобы создать эффективные гарантии
от любой внешней угрозы. В истории государств
немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность.
Классическим примером является Великая
Отечественная война СССР против гитлеровского
фашизма.
Одной из важнейших групп целей
внешней политики государства
является обеспечение роста его
экономического и политического
потенциала. Отстаивание национальных
интересов тесно связано с
обеспечением оптимальных условий функционирования
государства. Могущество государства
зависит от его внутренней политической
стабильности, способности регулировать
противоречия различных слоев общества.
Государство через свою внешнюю политику
может способствовать эффективному экономическому
развитию страны, повышению уровня жизни
населения. Государство способно приумножить
свое национальное достояние через участие
в различных экономических и политических
группировках.
Важной задачей государства является
создание позитивного международного
имиджа, престижа и прочных международных
позиций среди государств мирового сообщества.
Перечисленные группы целей внешней политики
тесно взаимосвязаны. Так, формирование
положительного имиджа страны на международной
арене невозможно без реализации двух
предыдущих. Например, политическая дестабилизация
общества серьезно подрывает национальную
безопасность государства, ослабляет
его международные позиции. Понятно, что
достигнуть идеального состояния, при
котором обеспечивается оптимальная реализация
всех целей государства, весьма трудно,
а порой и просто невозможно. Необходимо
также помнить, что цели внешней политики
всегда являются производными от экономического
потенциала страны, уровня развития демократии
и политической культуры. Поэтому рациональная
внешняя политика всегда состоит в поиске
баланса условий, при которых отсутствие
успехов в реализации целей на одном из
направлений политики компенсируется
достижениями на других направлениях.
Функции внешней политики
Внешняя политика выполняет некоторые
специфические функции. Среди
них выделяются:
- Охранительная функция связана
с охраной прав и интересов
данной страны и ее граждан
за границей. Ее назначение состоит
также в приспособлении национальной
внешнеполитической стратегии к полистратегиям
систем государств. Реализация этой функции
направлена на предотвращение угрозы
для данного государства, на поиск мирного
политического решения возникающих спорных
проблем. Угрозу для государства могут
представлять снижение имиджа в глазах
мирового сообщества, появление территориальных
претензий со стороны соседних государств,
поддержка сепаратистских движений в
собственной стране со стороны иностранных
государств. Эффективная реализация данной
функции зависит от способности государства
и соответствующих органов и институтов
определить потенциальные источники угрозы
и не допустить нежелательного течения
событий. Институтами, способствующими
реализации охранительной функции, являются
посольства, консульства, представительства,
культурные центры. Специфические задачи
охранительного порядка реализуют также
разведка и контрразведка.
- Информационно-представительская
функция находит свое выражение
в деятельности соответствующих
органов по созданию положительного
имиджа государства в мировом сообществе.
Эти органы информируют свое правительство
о намерениях иных правительств, обеспечивают
контакты данного государства с другими
странами. Эти органы проводят анализ
полистратегической обстановки по конкретным
вопросам. Представительская функция
реализуется посредством влияния на общественное
мнение и политические круги тех или иных
стран, чтобы сформировать благоприятные
условия для решения внешнеполитических
задач. Успешное осуществление данной
функции уменьшает возможности ошибочных
решений во внешней политике, смягчает
негативные последствия дисфункциональных
факторов. Информационно-представительская
функция реализуется в рамках культурных
и научных обменов, деятельности центров
культуры иностранных государств и т.п.
- Организаторская функция внешней политики
заключаются также в инициативных организаторских
действиях, направленных на поиски выгодных
контактов и создание благоприятных внешнеполитических
условий деятельности государства. Существенное
значение для реализации этих функций
имеет деятельность центральных органов
внешней политики (МИД, посольств).
- Регулирующая функция внешней
политики необходимы для того,
чтобы ликвидировать нарушения
равновесия в системе внешнеполитических
связей. В процессе реализации
внешнеполитической деятельности органов
государства проявляется гибкость политической
стратегии государства. Жесткая политическая
система всегда реагирует на нарушение
внешнеполитического равновесия незначительным
количеством реакций, свобода выбора решений
невелика. Мобильность политической системы
зависит от многих факторов, в том числе
исторического опыта системы, основных
свойств ее структуры. В процессе негоциаторной
деятельности проявляется качество дипломатии,
осуществляется приспосабливание средств
внешней политики к ее целям.
Указанные выше функции внешней
политики имеют универсальный
характер. Универсальность возникает
вследствие того, что все подсистемы
внешней политики тесно взаимосвязаны,
и ни одна функция в отдельности
не может удовлетворить потребности
государства в достаточной степени.
41.
глобальные проблемы
современности и
их влияние на
международную политику.
Глобальные
проблемы современности – это совокупность
наиболее острых мировых проблем, решение
которых требует массового осмысления
и объединения усилий всех народов и государств.
Особенность их состоит в том, что каждая
из этих проблем носит комплексный характер,
что обусловлено растущей целостностью
мира.
Группа глобальных проблем включает
в себя в качестве главных:
- нахождение
путей устойчивого экономического развития
в связи с тем, что современные технологические
структуры достигли предела
- проблемы
войны и мира, обеспечения международной
безопасности, разоружения и конверсии,
укрепления доверия к сотрудничеству
между народами
- экологические
проблемы, поставившие человечество перед
угрозой экологического коллапса, сравнимого
с последствиями ракетно – ядерной катастрофы
- проблема
человека, включая измерение общественного
прогресса и соблюдения социальных, экономических
и индивидуальных прав и свобод личности,
борьбу с международной преступностью
и терроризмом, гуманизацию международных
отношений.
Поскольку
эти проблемы глобальные, общечеловеческие,
то естественно, что их решение
должно находиться в эпицентре
международной политики. Особо сложной
является проблема поиска устойчивого
экономического развития, разумности
производства и потребления, ибо от её
решения, в конечном счёте, зависит решение
всех остальных проблем.
Именно
по этому участники конференции
ООН по окружающей среде и развитию
(Бразилия, 1992) приняли концепцию устойчивого
развития, которая предусматривает необходимость
создания более современного технологического
базиса (совершенствования систем автоматического
управления, разработка новых источников
энергии, средств её хранения и передачи,
деурбанизация на основе развития транспортных
и телекоммуникационных связей и пр.).
Если до сих пор природа служила вечным
и неисчерпаемым источником приложения
для человеческого труда – индустриальный
тип технологии, то теперь, наоборот, труд
должен превратиться в основу сохранения
окружающей среды – постиндустриальный
тип технологии.
Из всех глобальных
проблем проблема войны и мира
до недавнего времени представлялась
самой жгучей проблемой современности.
По некоторым подсчётам за последние
55 веков произошло 15 тыс. войн, в которых
погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним
послевоенных лет в мире произошло 250 войн,
в них участвовало 90 государств, чьи общие
потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует
о том, что мировое сообщество ещё не созрело
для полного предотвращения войн, хотя
объективные условия настоятельно требуют
такой зрелости. Но усилия народов и государств
должны быть направлены на преодоление,
прежде всего причин, порождающих войны.
Для этого требуется ограничить, а затем
и прекратить гонку вооружений – своеобразную
раковую опухоль человечества. Милитаризация
стала невыносимым бременем для всех государств,
т.к. лишает их ресурсов, необходимых для
преодоления отсталости и нищеты.