Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".

Работа содержит 1 файл

1ответы по политологии.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

     Интеграционная  – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций 

     34. понятие группы  интересов и группы  давления.

     Группы  интересов, или группы давления, функционируют  на политической сцене, оставаясь вне  официальной власти, влияют на нее, отличаются от партий тем, что не стремятся  овладеть гос. структурами. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе к.-л. полит. кампаний, они способны мобилизовать на полит. акции значительные массы населения, обладают сильной экономической властью.

     Содержание  термина 'группа давления' оказывается трудно уловимым, поскольку таких групп в обществе может быть много и все они различаются (ex. религиозные группы, крестьянские (фермерские) организации, молодежные движения, семейные ассоциации, организации предпринимателей, феминистские движения, профсоюзы, различные клубы и общества, etc.).

     ГРУППЫ  ДАВЛЕНИЯ - организованные группы, оказывающие  воздействие на власть, но не стремящиеся  к обладанию ею.

     По  А.Бентли группы интересов – это  определенные объединения, количество которых ограничено только одним показателем – интересами, ради которых они созданы и действуют.

     По  доминирующим в полит. науке подходам: группы интересов – преимущественно  добровольные объединения, приспособленные  или специально созданные людьми для выраженияи отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими полит. институтами.

     Группы  интересов возникли, когда появилось  многообразие соц. интересов, которы потребовали  специфических механизмов представительства  и защиты частных, групповых интересов и предпочтений. 

     35. функции групп  давления.

     Функции:

     1. Выражения интересов (функция  артикуляции интереса по Г.Алмонду  и Д.Пауэллу) + четыре стиля артикуляции  интересов: 1) требования могут быть  выражены явно или неявно; 2) они могут быть сформулированы расплывчато (выражая общую неудовлетворенность, но не указывая на средства решения проблемы) или в конкретных просьбах (например, указывать, на сколько процентов увеличить зарплату и т. д.); 3) требования могут быть общими (т. е. выражать скорее принципы, подходы) или частными, конкретными; 4) выражение интересов может быть детально проработанным и реалистичным или эмоциональным (в форме возмущения, недовольства, протеста или, наоборот, прославления, выражения благодарности).

     2. Функция агрегирования (согласования) интересов. У групп давления  данная функция выражена менее  явно, чем у партий. Это обусловлено  тем, что разброс требований  в заинтересованных группах не  столь значителен, поскольку они  выражают специфические интересы.

     3. Функция интеграции. Являясь носителями  глобальных тенденций в той  или иной области общественного  мнения, группы давления обеспечивают  публичное выражение устремлений  тех общностей, которые иначе  не могут заявить о них, например, верующих, молодежи, ветеранов войны. Рационализируя и публично представляя групповые предпочтения, они позволяют власти находить консенсус между ними и тем самым обеспечивать интеграцию общества.

     4. Функция адаптации. Политическая  система, в которой группы давления  играют незначительную роль, обладают тенденцией к нестабильности из-за внезапного рассогласования интересов. Дело в том, что, выставляя требования к власти, группы давления не только связывают общество и государство, но и обеспечивают организованные формы представительства обобщенных интересов. Обладая подобной информацией, власть реагирует на требования групп и тем самым способствует адаптации системы к новым условиям функционирования.

     Однако  группы давления могут выполнять  и деструктивную функцию, настаивая  на одностороннем преобладании только корпоративных интересов. 

     36. типы и средства  воздействия групп  давления.

     Эффективность воздействия групп давления на власть зависит от ряда переменных: от средств, используемых организацией; от точки  приложения усилий; от наличия специализированных органов, способных влиять; от типа вмешательства (косвеннбе или непосредственное давление на власть). Неформальные и непостоянные группировки осуществляют давление, используя личные связи (семейные, общественные, местные). Наконец, ассоциативные и институциональные группы предпочитают использовать представительские процедуры (например, добиваться избрания их представителей в парламент). Эффективность давления зависит и от точки его приложения. Дело в том, что в политических системах различных стран значение тех или иных элементов, участвующих в принятии конкретных решений, неодинаково. В одних странах центр принятия решений находится в сфере законодательной власти, в других он располагается в структурах исполнительной власти, в третьих немалую роль в этом процессе играют местные органы, обладающие, ввиду их известной автономии, значительными полномочиями и ресурсами. Возможности групп давления различны. Одни из них пользуются авторитетом в обществе, к ним прислушиваются, а потому они могут непосредственно обращаться к тем, кто принимает решения. Другие же группы давления, которые не имеют каналов прямого доступа к элите, вынуждены влиять опосредованно. Первоначально они оказывают влияние на общественное мнение, чтобы затем уже оно воздействовало на тех, кто принимает политические решения. В зависимости от характера влияния различают три типа воздействия: воздействие на тех, кто принимает политическое решение (т. е. на власть); воздействие на партии, удерживающие или контролирующие власть; воздействие на общественное мнение, которое влияет на власть. 

     В первом случае объектами давления становятся законодатели, министры правительства, административная элита. Они принимают  важнейшие политические решения, которые  в разной мере учитывают интересы социальных групп и общностей. Преобладание интересов той или иной группы в политическом решении является нормальным явлением. Если есть интересы, значит, они требуют своей реализации. Однако поскольку возможности групп давления оказывать влияние на принятие решений различны, постольку они используют как открытые средства воздействия, так и скрытые.

     Крайней формой открытого давления на власть является угроза либо парламентарию, либо государственному чиновнику. Угроза в  адрес законодателя может принимать  разные формы, в частности форму принуждения кандидата на выборах включить в свою программу необходимые группе обязательства; форму предупреждения о возможности начала кампании по перевыборам парламентариев накануне голосования по интересующему законопроекту; форму организации манифестаций перед зданием парламента и т. д. Угроза в адрес государственного служащего может содержать в себе прямое указание на потерю им престижной должности, нарушение его карьеры. 

     Средства  скрытого давления также многообразны: от шантажа и коррупции, как его крайних форм, до использования родственных связей. Эффективность тайного воздействия связана с тем, что оно опирается на личные связи, которые члены групп давления имеют в руководящих кругах. Общность среды, языка, интеллектуальных взглядов, манеры поведения в значительной степени облегчают обмен и сближение точек зрения. Достаточно распространенным способом оказания скрытого давления является коррупция. Ее прямые формы (откровенная покупка голосов, нужных решений) в демократических системах уступают место более изощренным и прикрытым. 

     Коррупция бывает индивидуальной и коллективной. Индивидуальная коррупция происходит с помощью небольших подарков, благодаря которым добиваются благосклонности  политически ответственного лица (это  может выражаться в приглашениях на отдых, в организации поездок, отпусков). Коллективная коррупция проявляется в финансировании партий и избирательных кампаний. Дороговизна избирательных кампаний заставляет многих кандидатов обращаться к бизнесу в поисках средств финансирования. Частные фирмы рассматривают свой взнос как своеобразное помещение капитала в надежде, что будущий законодатель отработает его, предоставив им различные льготы (налоговые льготы, льготные кредиты и т. д.). Возможности групп давления, их авторитет в обществе обусловливают определенные модели взаимодействия партий с группами интересов.

     Модель  первая: зависимое положение партии от группы давления. Подобный тип взаимодействия существует в тех случаях, когда  партия формировалась по инициативе различных объединений (профсоюзов, политических клубов). Подчиненное положение партии может быть официально закреплено в ее уставе, а может и камуфлироваться, тщательно скрываться.

     Модель  вторая: зависимое положение групп  давления от партий. Данная модель была свойственна для стран «реального социализма». Группы давления оказывались неспособными отстаивать свои особые интересы, поскольку выступали в качестве «приводных ремней» в механизме властвовавшей партии. Молодежные, профсоюзные и другие организации послушно выполняли указания партии. 

     Модель  третья: равноправное сотрудничество групп давления и партий. В подобных случаях группы давления и партии выступают потенциальными союзниками в решении текущих или долгосрочных целей.

     Однако  наряду с мирными средствами давления используется принуждение. Это забастовки, насильственные действия (организация массовых беспорядков, террористических актов). Правительство вынуждено реагировать на подобные действия, характер же ответньк действий властных структур определяется, как правило, отношением общественного мнения к требованиям групп давления и средствам их декларирования. Благоприятное отношение общественного мнения к выдвигаемым группой требованиям может означать отставку правительства, в то время как негативная оценка общественным мнением отстаиваемых организацией интересов служит поддержкой властных структур при проведении даже непопулярных мер. 

     37. понятие политического  конфликта

     Одна  из особенностей политического конфликта  состоит в том, что он непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические организации, институты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности. Для защиты своих интересов и ценностей отдельные граждане объединяются в сообщества, создают свои организации и институты и таким образом становятся субъектами политического конфликта.

     Однако  наряду с мирными средствами давления используется принуждение. Это забастовки, насильственные действия (организация массовых беспорядков, террористических актов). Правительство вынуждено реагировать на подобные действия, характер же ответньк действий властных структур определяется, как правило, отношением общественного мнения к требованиям групп давления и средствам их декларирования. Благоприятное отношение общественного мнения к выдвигаемым группой требованиям может означать отставку правительства, в то время как негативная оценка общественным мнением отстаиваемых организацией интересов служит поддержкой властных структур при проведении даже непопулярных мер.

     Все политические конфликты в обществе можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные.

     1. Горизонтальные политические конфликты. В них борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т. д.

     Цели  и причины возникновения горизонтальных конфликтов — совершенствование  существующей системы власти. 2. Вертикальные политические конфликты. В них конфронтация проходит по линии «власть – общество». Социальная политическая структура общества весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы в этой структуре занимают различные позиции (статусы) и играют разные роли. Иерархичность статусно-ролевой структуры, неравный доступ к ресурсам и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали «власть – общество».

     Вертикальные  политические конфликты, в свою очередь, можно разделить на два подвида:

     а) статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного  и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нее, за соответствие статуса и роли и др.). б) режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.  

     38. структура и стадии  развития политического  конфликта.

     С точки зрения динамики конфликта  он обычно описывается по следующей схеме:

     - накопление противоречий и формирование отношений сторон;

     - нарастание и эскалация подготовки;

     - собственно конфликт;

     - разрешение конфликта.

     Первая  стадия ххарактеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.

     Вторая  стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"