Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:18, контрольная работа
Надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура и является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.
Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Общий надзор органов прокуратуры.
1.1 Общий надзор органов прокуратуры, его формы………………………5-10
1.2. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора………………….10-16
Глава 2. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов….
2.1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов…………17-25
2.2 Направления прокурорского надзора за исполнением законов………..25-29
2.3. Организация работы по надзору за исполнением законов…………… 30-36
Заключение……………………………………………………………………37-39
Список используемых источников и литературы…………………………..40-42
Важнейшими
элементами организации работы по надзору
за исполнением законов являются сбор
информации о нарушениях законов, ее анализ
и планирование работы. Дело в том, что
выполнение стоящих перед
прокуратурой задач по надзору за исполнением
законов предполагает наличие полной
и объективной информации о нарушении
законов, позволяющей систематически
анализировать состояние, структуру и
динамику правонарушений, и многочисленные
обстоятельства, способствующие нарушениям.
В широком плане под информационным обеспечением
прокурорского надзора за исполнением
законов понимается сбор, обработка, хранение
(накопление) различных сведений (данных)
в процессе его осуществления. Наибольший
интерес для прокуроров представляют
сведения о нарушении законов. Прокурор
обязан проявлять активность в получении
таких сведений.
Емкими
источниками информации о нарушении
законов являются
письменные и устные обращения граждан
(жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру;
сообщения средств массовой информации
(периодической печати, радио, телевидения);
обращения в прокуратуру руководителей
предприятий, учреждений, организаций,
предпринимателей, фермеров и других юридических
и иных лиц, законные интересы которых
были нарушены; сообщения правоохранительных
органов и органов контроля о совершении
правонарушений и принимаемых ими мерах.
Сведения о нарушении законов содержатся
также в уголовных и гражданских делах,
материалах прокурорских проверок, представлениях,
вносимых следователями по уголовным
делам.
Разнообразной информацией обладают налоговые инспекции, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, центры санитарно эпидемиологического надзора и многие другие государственные органы специальной компетенции, осуществляющие функции государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в определенных сферах общественной жизни. Поэтому прокуроры путем истребования из таких органов соответствующих материалов и сведений или непосредственно при посещении этих органов получают, в частности, информацию17:
- о выявленных ими нарушениях законов, причинах нарушений и способствующих этому условиях;
-
о наступивших вредных
-
о принятых или принимаемых
мерах по устранению и
- о числе должностных лиц и граждан, привлеченных к административной, иной ответственности;
-
о количестве и суммах
в возмещение ущерба, причиненного нарушениями
законов;
-
о количестве материалов, направленных
в органы прокуратуры и другие
правоохранительные органы для решения
вопроса о возбуждении
уголовного дела, и другую информацию.
Названные
органы обычно имеют перспективные
и текущие планы
или программы своей деятельности, с которыми
также необходимо знакомиться прокурору
и организовывать свою работу, сообразуясь
с этими плановыми документами.
Многочисленными
сведениями о нарушении соответствующих
законов обладают органы Министерства
внутренних дел РФ, Федеральной
службы безопасности России, Федеральной
службы налоговой полиции
РФ, Государственного таможенного комитета
РФ. Обширной и разносторонней информацией
о состоянии законности и правопорядка
в регионах располагают органы представительной
и исполнительной власти, а также органы
местного самоуправления.
Сводные данные о нарушениях законодательства, регулирующего отношения в определенных сферах общественной жизни, могут быть получены прокурором в региональных органах Государственного комитета РФ по статистике. Данные о числе и суммах рассмотренных и удовлетворенных исков могут быть получены в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Кроме того, в судах, а также в административных комиссиях при местной (муниципальной) администрации и в других органах, обладающих правом применения административных санкций, прокуроры получают сведения о числе лиц, привлеченных к административной ответственности. Сведениями о несоблюдении требований государственных стандартов обладают региональные органы Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии. Банковские, финансовые и налоговые органы обладают сведениями о поступлениях средств, взыскиваемых с виновных по решениям судов и органов, обладающих правом применения административных санкций.
В
процессе организации работы по надзору
за исполнением законов
необходимая прокурору информация о нарушении
законов может быть
получена в различных общественных организациях
и движениях. Соответствующую информацию
прокуроры получают при изучении и расследовании
уголовных дел, при участии в рассмотрении
судами уголовных и гражданских дел.
Встречаясь с трудовыми и другими коллективами, гражданами по месту их жительства, с работниками профсоюзных органов, ведя прием посетителей, участвуя в работе представительных и исполнительных органов власти, различных совещаний и заседаний, прокуроры нередко получают информацию о нарушениях законов. Разносторонние контакты прокуроров с правоохранительными органами и с органами контроля, с руководителями органов власти и управления, с депутатами служат также обогащению информационной базы прокурорского надзора за исполнением законов.
Не следует сбрасывать со счетов и такой емкий источник информации, каким являются личные (визуальные) наблюдения прокуроров, восприятие ими реальной действительности.
Полученная прокурором информация о нарушениях законов подлежит тщательному анализу, который позволяет видеть реальное состояние исполнения законов, определить те законы, которые нарушаются чаще, органы и должностных лиц, допускающих эти нарушения. Глубокий и всесторонний анализ позволяет прокурору определить содержание первоочередных мероприятий, которые в наибольшей мере могут способствовать предупреждению нарушений законов, в том числе наметить органы, где проверки исполнения законов надлежит провести в первую очередь. Анализ позволяет определить также те проверки, проведение которых следует поручить другим органам, помогает более целенаправленно осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов.
Работа
по надзору за исполнением законов
организуется на плановой
основе. Отдельные планы работы по надзору
за исполнением законов, как
правило, не составляются. Соответствующие
мероприятия, объединенные
в самостоятельный раздел, включаются
в перспективные и текущие планы работы
прокуратуры. И, прежде всего:
а) проведение проверок исполнения законов в связи с сигналами об их нарушении;
б) проверки законности издаваемых правовых актов;
в) проведение совместных или одновременных с другими органами проверок исполнения законов;
г)
подготовка актов прокурорского
надзора (реагирования), в том числе
обобщенных представлений, а также информации
по результатам изучения правоприменительной
практики;
д) подготовка и предъявление исков и заявлений в суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
е) подготовка методических рекомендаций по проведению проверок исполнения законов;
ж)
проведение разного рода предупредительно-
Предусматривается также проведение различных аналитических мероприятий, в том числе по обобщению и изучению практики работы прокуратуры, а в вышестоящих прокуратурах — мероприятий по оказанию помощи районным и городским прокурорам в правильной организации надзора за исполнением законов.
Плановые мероприятия прокуратуры во избежание дублирования необходимо согласовывать с мероприятиями, планируемыми и реализуемыми другими правоохранительными органами и органами контроля. Необходимо учитывать также мероприятия, проводимые в регионах по решениям органов представительной и исполнительной власти.
В процессе исполнения планы работы могут корректироваться. Однако общий объем запланированных мероприятий должен быть выполнен. В определенной мере этому способствует контроль со стороны руководителей прокуратур за выполнением планов работы, который должен быть постоянным. Вышестоящие прокуроры проводят проверки исполнения заданий, плановых мероприятий в нижестоящих прокуратурах. Такие проверки — один из методов управления органами прокуратуры.
Осуществляя
надзор за исполнением законов, прокуроры
тесно взаимодействуют с
Все
положительное, передовое, применяемое
при осуществлении
надзора за исполнением законов, рекомендации,
разработанные учеными и практиками и
направленные на совершенствование работы
прокуратуры, подлежат распространению,
внедрению в практику работы всех прокуратур.
Поэтому распространение передового опыта
и внедрение научных рекомендаций в практику
— это один из элементов организации работы.
В
ходе организации работы по надзору
за исполнением законов большое
внимание уделяется ее учету, так
как хорошо налаженный учет помогает
изучению (анализу) проделанной работы,
позволяет видеть объем и в определенной
мере качество выполненной работы, допущенные
недостатки и, следовательно, оценивать
ее, облегчает осуществление оперативной
и статистической отчетности.
Заключение
Одним из основных направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры является надзор за исполнением законов различными правоохранительными органами, в том числе осуществляющими меры государственной защиты.
Согласно ст. 129 Конституции РФ, прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Конституция РФ и дает законодательное определение прокуратуры Российской Федерации как государственно-правового института, централизованной федеральной структуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Такое построение органов прокуратуры позволяет им действовать в едином направлении и осуществлять надзор за исполнением законов, независимо от каких бы то ни было других государственных органов и должностных лиц.
Выделение
данной деятельности прокуратуры в
самостоятельное направление
В каждой прокуратуре определен круг лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по документам применения мер государственной защиты.
Уполномоченным
прокурорам, а также лицам, на которых
возложено ведение