Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:18, контрольная работа
Надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура и является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.
Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Общий надзор органов прокуратуры.
1.1 Общий надзор органов прокуратуры, его формы………………………5-10
1.2. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора………………….10-16
Глава 2. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов….
2.1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов…………17-25
2.2 Направления прокурорского надзора за исполнением законов………..25-29
2.3. Организация работы по надзору за исполнением законов…………… 30-36
Заключение……………………………………………………………………37-39
Список используемых источников и литературы…………………………..40-42
БАРНАУЛ, 2011
Содержание
Введение………………………………………………
1.2. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора………………….10-16
Глава 2. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов….
2.1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов…………17-25
2.2 Направления прокурорского надзора за исполнением законов………..25-29
2.3. Организация работы по надзору за исполнением законов…………… 30-36
Заключение…………………………………………
Список
используемых источников и литературы…………………………..40-42
Надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура и является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.
Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти. На это обстоятельство прямо указывает Закон «О прокуратуре РФ». Прокуратура в механизме государства выполняет особую, свойственную только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия.
Для уяснения сущности и специфики прокурорского надзора следует ограничить его от других видов надзора и контроля, осуществляемого иными органами государственной власти. Государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Наиболее существенной гарантией является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законности. Это также является составным элементом понятия законности.
Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их разнообразие объективно обуславливает необходимость выделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенных его участников или направлений. При этом единый в конечном счете объект надзора - законность соответствующей деятельности видоизменяется, приобретает «специализацию» с учетом конкретной деятельности поднадзорного объекта (структуры), например, соблюдение природоохранного законодательства, надзор в местах заключения и т.д.
Актуальность
осуществления прокурорского
законов обусловливается тем, что точное
исполнение законов, в особенности органами
представительной власти, органами государственного
управления и контроля, правоохранительными
органами, имеет исключительно важное
значение для успешного выполнении стоящих
перед российским государством задач.
В первую очередь, на этих органах лежит
обязанность претворения в жизнь законов,
направленных на повышение жизненного
уровня населения, развитие социальной
сферы и экономики, укрепление государственности,
соблюдение конституционных прав и свобод
граждан, укрепление законности и правопорядка.
Организация
работы по каждому из видов прокурорского
надзора связана как с особенностями самого
предмета надзора, так и с теми полномочиями,
которые закон предоставляет прокурору
для реализации его надзорных функций.
Что касается полномочий прокурора в области
надзора за исполнением законов, то они
существенно отличаются от прав, предоставленных
прокурору при других направлениях деятельности.
Например, осуществляя надзор за следствием
и дознанием, прокурор постоянно контролирует
ход расследования (путем утверждения
соответствующих документов, дачи санкций
и т.п.), вне зависимости от фактов нарушения
закона. Действуя в рамках общего надзора,
прокурор проводит проверки лишь на основании
поступившей в органы прокуратуры информации
о таких фактах. Постоянный же надзор и
контроль осуществляют органы контроля
и другие государственные органы. Кроме
того, прокурор не вправе отменить противоречащий
закону правовой акт или устранить нарушение
закона.
Общенадзорная
работа прокуратуры района (города) осуществляется
по нескольким относительно самостоятельным
направлениям1:
- надзор за соответствием законодательных актов органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов (что касается самих актов, то надзор за их исполнением является прерогативой других органов, прежде всего, органов контроля);
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за законностью привлечения граждан к административной ответственности;
- надзор за исполнением законов в области экономики, соблюдения банковского, финансового, налогового, антимонопольного и другого законодательства;
-
надзор за исполнением законов судебными
приставами.
Такое многообразие
предметов надзора, без сомнения, создает
дополнительные трудности в деятельности
прокуратуры района, города: недостаточно
просто распределить между сотрудниками
территорию, отделы милиции или составы
суда, как это делается при осуществлении
надзора по иным направлениям.
Поэтому особое значение имеет организация работы таким образом, чтобы прокуратура, не подменяя другие органы, не оставляла без внимания наиболее важные, актуальные участки надзора, для чего прокурору района (города) необходимо правильно определить все виды деятельности прокуратуры, выделить из них, с учетом специфики обслуживаемой территории, приоритетные и наиболее целесообразно распределить обязанности между имеющимися в его распоряжении сотрудниками.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются отделы, иногда - даже управления, включающие несколько отделов, осуществляющих разные виды общего надзора (например, отдел по надзору за соответствием издаваемых правовых актов законодательству, отдел по надзору за исполнением законов и охране прав граждан в социальной сфере, отдел по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы)2, а также штат старших помощников, на правах начальников отделов: по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе, по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях, по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и т.д. Облегчает работу и наличие организационно-контрольного отдела, отдела писем, кабинета кодификации, прокуроров-методистов. При такой структуре проблема правильной организации работы не является столь сложной, как в нижестоящих прокуратурах, имеющих гораздо меньшее число сотрудников, из-за чего помощники прокурора по общему надзору зачастую занимаются одновременно и другими направлениями.
Распределение
обязанностей по надзору за исполнением
законов определяется руководителем прокуратуры
района (города) в зависимости от штатной
численности работников, количества поднадзорных
органов, эффективности деятельности
органов контроля и других государственных
органов, общего состояния законности
в регионе, иных факторов.
Говоря об эффективности работы прокуратуры
на данном направлении надзора, необходимо
заметить, что выполнение всех обязанностей,
количество проведенных проверок, внесенных
представлений и принесенных протестов
само по себе не свидетельствует об удовлетворительной
работе прокуратуры в целом и надлежащем
исполнении обязанностей каждым из ее
сотрудников. Поэтому каждый прокурорский
работник должен понимать, что вышестоящий
прокурор будет оценивать эффективность
его деятельности не столько по объему
проведенной работы, сколько по ее результатам.
Правоведы отмечают, что критериями эффективности деятельности прокурора по надзору за исполнением законов, прежде всего, являются:
- своевременность выявления допущенных нарушений законодательства и предусмотренных законом прав граждан, незаконных правовых актов;
- своевременность принимаемых мер прокурорского реагирования, правомерность их применения;
- использование всех необходимых в каждом конкретном случае предоставленных законом полномочий;
- восстановление нарушенных прав граждан, отмена незаконных правовых актов, возмещение причиненного материального ущерба;
- привлечение виновных к материальной, дисциплинарной, административной ответственности3.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995. № 47. Ст. 4472) органы прокуратуры осуществляют:
а)
надзор за исполнением законов
б) надзор за соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
в)
надзор за исполнением законов
Названные виды прокурорского надзора обычно называют общим надзором.
При осуществлении общего надзора прокуроры вправе требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов и материалов; проводить проверки по поступающим в прокуратуру материалам и обращениям; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона; возбуждать производство по делам об административных правонарушениях; вносить представления об устранении нарушений закона; освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; опротестовывать противоречащие закону правовые акты; обращаться в арбитражные суды с требованием о признании противоречащих закону правовых актов недействительными.
В порядке надзора за соблюдением прав и свобод граждан прокуроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы о их нарушении, разъясняют гражданам порядок защиты их прав и свобод, принимают меры по предупреждению и пресечению подобных нарушений, по привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного гражданам ущерба.
Правовыми
формами общенадзорной
Протест прокурора имеет своим объектом противоречащий закону акт исполнительного органа (должностного лица). Он приносится прокурором в орган (должностному лицу), издавший такой правовой акт. Он может вместо принесения протеста, обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста должен быть дан незамедлительный письменный ответ. О дне рассмотрения протеста коллегиальным исполнительным органом сообщается прокурору. Прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенных им протестов и в других случаях.
В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции страны Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.
Представление прокурора вносится в исполнительный орган (должностному лицу), который полномочен, устранить допущенные нарушения. Как правило, представление имеет предупредительный характер и направлено на устранение причин и условий, способствующих нарушениям законности. В течение месяца со дня его внесения адресатом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Постановление прокурора в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом имеет своим содержанием возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.
При
осуществлении надзора за соблюдением
прав задержанных и заключенных под стражу
прокурор вправе, помимо внесения протестов
и представлений, возбуждения дел об ответственности
лиц администрации исправительных учреждений,
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные
в нарушение закона на лиц, заключенных
под стражу, освобождать их из штрафного
изолятора, карцера, немедленно освобождать
содержащихся под стражей.