Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура и является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Общий надзор органов прокуратуры.
1.1 Общий надзор органов прокуратуры, его формы………………………5-10
1.2. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора………………….10-16
Глава 2. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов….
2.1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов…………17-25
2.2 Направления прокурорского надзора за исполнением законов………..25-29
2.3. Организация работы по надзору за исполнением законов…………… 30-36
Заключение……………………………………………………………………37-39
Список используемых источников и литературы…………………………..40-42

Работа содержит 1 файл

контр.Прокурор.надзор.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

    Знакомясь с подобными документами и  материалами, изучая их, он 
обязан соблюдать установленные правила обращения с ними. При разглашении сведений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.

    Требовать от руководителей органов за исполнением  законов, которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Хотя в ст. 22 Закона о прокуратуре и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или лицам их замещающим. Предъявление подобного требования к другим должностным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нарушением субординации.

    Прокурора могут интересовать сведения о состоянии  законности, о совершенных правонарушениях, мерах, принимаемых к их устранению и 
предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая информация. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные документы; справки; статистические и другие отчеты, многие другие документы и материалы. В одном случае прокурор истребует документы непосредственно в прокуратуру, в другом — знакомится с ними по месту их хранения во время проведения соответствующих проверок. В соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, справки, их копии и иные документы, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

    Требовать от руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения вопросов, возникающих, в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях надзорного процесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором.

    Главное назначение специалиста как лица, обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на вопросы, поставленные перед ним  прокурором. Привлекаются работники самых различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие, 
чаще занимающие должности государственных инспекторов (контролеров). Полномочие о выделении специалистов прокуроры обычно реализуют, адресуя руководителю соответствующего органа письменное требование с просьбой направить в распоряжение прокурора того или иного специалиста.

    Услуги, оказываемые прокурору специалистами, выделяемыми негосударственными органами (структурами), подлежат материальному  воз- 
награждению в виде выплаты гонораров.

    Требовать от руководителей органов, за исполнением  законов, которыми осуществляется прокурорский надзор, проведения проверок в связи с поступившими в орган прокуратуры материалами и обращениями. Это полномочие реализуется направлением в адрес руководителей органов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее результатах в прокуратуру10. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления. Чаще проведение проверок поручается органам контроля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля. Требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Реализуется это направлением письменного требования и реже — вынесением мотивированного постановления. Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов проведения ревизий, инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах, участках, отделах, лабораториях, службах). Хотя об этом и не упоминается в Законе, но прокуроры могут также требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций проведения служебных расследований в связи, например, с авариями, несчастными случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями, недостачами материальных средств и т.д. Вправе прокуроры требовать и проведения разного рода экспертиз, что реализуется вынесением соответствующих постановлений.

    Вызывать  должностных лиц и граждан  в прокуратуру или в иное 
место своего нахождения для истребования объяснений по поводу 
нарушения закона. Обычно прокурорами потребуются письменные объяснения от должностных лиц и граждан, составляемые самостоятельно. Объяснения приобщаются к материалам проверки.

    Проводить прокурорские проверки исполнения законов  и проверки законности правовых актов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре  проверки исполнения законов прокурор проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Что же касается проверок законности актов, изданных федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными рганами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, то они в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 22.05.96 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» могут проводиться как при наличии сведений о нарушении законов, так и при их отсутствии.

    Проверки  законности актов в других органах  проводятся только в связи со сведениями о нарушении законов. Но и обладая информацией о нарушении законов, прокурор проводит проверки, в частности, на предприятиях, в учреждениях и в организациях, как правило, когда их проведение нельзя поручить органам контроля, вышестоящим или же иным органам.

    Проверки  исполнения законов и проверки законности актов проводятся прокурорами в пределах их должностной компетенции. Так, муниципальные прокуроры (районные, городские) проводят проверки в органах районного звена. Прокуроры субъектов РФ проводят проверки в республиканских, краевых, областных органах. При этом вышестоящий прокурор обладает правом проводить проверки в органах, относящихся к компетенции нижестоящих прокуроров, а в отдельных случаях поручать проведение проверок прокурорам районов и городов в органах краевого, областного и равных им звеньев.

    Вторая  группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением 
законов направлена на устранение выявленных нарушений законов и 
способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Названные полномочия закреплены в ст.ст. 22-25 Закона о прокуратуре. К этим полномочиям прокуроров относятся следующие права:

    а) опротестовывать противоречащие закону правовые акты либо обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные  суды с заявлениями (исками) о признании  таких актов недействующими;

    б) вносить в государственные, иные органы представления об устранении выявленных нарушений законов и  способствующих им обстоятельств;

    в)   возбуждать производство об административном правонарушении;

    г)  возбуждать уголовное дело;

    д) требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной за- 
коном ответственности (дисциплинарной, материальной);

    е) освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному за- 
держанию на основании решений несудебных органов;

    ж)  предостерегать должностных лиц о недопустимости нарушения закона.

    Прокуроры в пределах предоставленной им компетенции  также вправе: принимать меры к  обеспечению в установленном  порядке возмещения 
материального ущерба, причиненного нарушением закона; обращаться в 
интересах государственных, кооперативных органов, общественных организаций и граждан с исковыми заявлениями в суды общей юрисдикции 
и арбитражные суды.

    В ст. 6 Закона о прокуратуре закреплено принципиально важное положение  о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную.

    Многие  права прокуроров являются также  их обязанностями. Например, из права  прокурора истребовать для проверки соответствия законам правовых актов  органов представительной и исполнительной власти вытекает его обязанность  систематически проводить проверки законности этих актов, принимать меры к своевременному выявлению и устранению нарушений, допущенных при издании указанных актов11. Все рассмотренные выше полномочия прокуроров рассчитаны на активное их применение.

    Активное, обоснованное применение прокурорами предоставленных 
им полномочий позволяет своевременно выявлять и устранять нарушения законов, способствующие им обстоятельства, предупреждать нарушения законов, укреплять законность и правопорядок в регионах и в целом по стране.

      Осуществляя государственный надзор, прокурор руководствуется Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии со ст. 22 этого Закона прокурор вправе:

      - по предъявлении служебного удостоверения  беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов, иметь доступ к их документации и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

      - требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

      - вызывать должностных лиц и  граждан для объяснений по  поводу нарушений законов.

      Таким образом, органы прокуратуры наделены определенными властными полномочиями. В то же время они не имеют право вмешиваться в оперативную деятельность хозяйствующих объектов, в отношении которых осуществляется государственный надзор.

      В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях прокурор (или  его заместитель) объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

      Если  должностное лицо не исполнит требования, изложенные в указанном предостережении, оно может быть привлечено к ответственности  в установленном законом порядке (ст. 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

      В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вносит представление об устранении нарушений трудовых прав работника в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

      Если  орган или должностное лицо принимает  акт, нарушающий трудовые права работника, прокурор вправе12:

      - принести протест этому органу (должностному лицу);

      - обратиться в суд в порядке,  предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

      Когда этого требует закон, прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц к  иному предусмотренному законом  виду ответственности.

      При этом органы прокуратуры не подменяют другие надзорно-контрольные органы при осуществлении надзора за исполнением закона и иных нормативных правовых актов о труде.

      5. Генеральная прокуратура РФ формирует  ежегодный сводный план проведения  плановых проверок органами государственного  контроля (надзора), органами муниципального контроля и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

      Генеральный прокурор РФ утверждает (своим приказом) порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки (ч. 7 ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Информация о работе Прокурорский надзор