Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:18, контрольная работа
Надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура и является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.
Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Общий надзор органов прокуратуры.
1.1 Общий надзор органов прокуратуры, его формы………………………5-10
1.2. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора………………….10-16
Глава 2. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов….
2.1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов…………17-25
2.2 Направления прокурорского надзора за исполнением законов………..25-29
2.3. Организация работы по надзору за исполнением законов…………… 30-36
Заключение……………………………………………………………………37-39
Список используемых источников и литературы…………………………..40-42
Минэкономразвития России приказом от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утвердил Типовую форму заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок (ч. 19 ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Надзор на территории
Прокурор Алтайского края назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Алтайским краевым Законодательным Собранием и Администрацией Алтайского края.
Организация, полномочия и
2.2 Направления прокурорского надзора за исполнением законов
На
прокурора возложен надзор за исполнением
многочисленных законодательных актов,
регулирующих общественные отношения
в самых
различных сферах жизни и деятельности
общества. При нарушении любого закона,
кем бы оно ни было совершено, прокурор
реагирует установленным законом образом,
поскольку любое правонарушение общественно
опасно: исключений быть не может. Прокурор
осуществляет надзор за исполнением всех
законов.
Однако
в зависимости от задач, решаемых
государством на каждом
этапе его развития, кардинальным изменениям
подвергается законодательство, в особенности
при смене общественной формации, что
происходит в настоящее время в России.
Появляется необходимость в правовом
регулировании вновь возникших общественных
отношений, например, в сфере приватизации
государственных и муниципальных предприятий,
в аграрной сфере, где серьезным изменениям
подвергается институт собственности
на землю. Принимаются новые законы, надзор
за исполнением которых возлагается на
прокуроров13. Поскольку от того,
как исполняются эти законы, во многом
зависит реализация намеченных государством
преобразований в социальной, экономической,
оборонной и других сферах, а также состояние
законности и правопорядка, определяются
и направления прокурорского надзора
за исполнением законов.
Направление
- это надзор за исполнением конкретного
закона или
нескольких, законов, регулирующих общественные
отношения в определенной сфере (банковской,
налоговой, аграрной и других).
Исходя
из задач, стоящих в современный
период перед российским
государством, сформировавшейся структуры
федерального законодательства и сложившейся
практики работы прокуратуры, необходимо
выделить следующие направления (подотрасли)
прокурорского надзора за исполнением
законов:
а)
надзор за исполнением: законодательства
о политических правах и
свободах граждан; законодательства о
гражданстве; законодательства о беженцах
и вынужденных переселенцах; трудового
законодательства; законодательства об
охране труда и соблюдении правил по технике
безопасности; законодательства о занятости
населения; законодательства о здравоохранении;
законодательства об образовании; жилищного
законодательства; законодательства о
приватизации жилищного фонда; законодательства
о защите прав потребителей; экологического
законодательства; законодательства о
ядерной и радиационной безопасности;
пенсионного законодательства; законодательства
о льготах; законодательства о борьбе
с наркоманией; законодательства о несовершенно
летних; законодательства об обращениях
граждан (социальная сфера);
б)
надзор за исполнением законодательства
о собственности; законодательства о предпринимательстве;
законодательства о приватизации
государственных и муниципальных предприятий;
законодательства о банках и банковской
деятельности; законодательства о налогах;
аграрного (земельного) законодательства;
инвестиционного законодательства; законодательства
об аренде; дорожно-транспортного законодательства
(экономическая сфера);
в)
надзор за исполнением законодательства
об обороне; законодательства
об оружии; законодательства о границе;
законодательства о чрезвычайных ситуациях
или чрезвычайном положении (оборонная
сфера);
г)
надзор за исполнением законодательства
о внешнеэкономической
д)
надзор за законностью привлечения
физических и юридических лиц
к административной ответственности;
применения мер административного пресечения
и предупреждения; содержания под стражей
лиц, совершивших административные правонарушения
(административно-
Выделяется
свыше тридцати направлений (подотраслей)
"прокурорского надзора за исполнением
законов, которые должны находиться в
поле
зрения прокуроров.
Что
касается прокурорского надзора
за законностью правовых актов, то
здесь необходимо выделить следующие
направления: надзор за законностью правовых
актов, издаваемых органами представительной
и исполнительной власти, включая и органы
местного самоуправления; федеральными
министерствами и ведомствами; органами
контроля; министерствами и
ведомствами субъектов федерации; органами
военного управления; пред-
приятиями, учреждениями, организациями,
в том числе негосударственными; общественными
организациями.
Выделение
направлений прокурорского
В зависимости от состояния исполнения законов и, в частности, от того, нарушения каких законов допускаются в регионах, для одних прокуроров могут быть актуальными одни направления прокурорского надзора за исполнением законов, для других — иные. Если не допускаются нарушения тех или иных законов, то отсутствуют основания для вмешательства прокурора. Необходим, следовательно, в первую очередь, надзор за исполнением тех законов, которые нарушаются.
В
связи с тем, что в настоящее
время почти повсеместно
законодательство о приватизации государственных
и муниципальных
предприятий, законодательство о банках
и банковской деятельности и
при этом существенно ущемляются права
граждан и законные интересы
государства, прокурорский надзор за исполнением
этих законов является
особо актуальным.
Для
прокуроров сельских районов исключительную
актуальность
представляет надзор за исполнением аграрного
(земельного) законодательства ввиду его
многочисленных нарушений.
Особого
внимания со стороны территориальных
прокуроров требует
надзор за исполнением законодательства
о несовершеннолетних.
С
учетом большой распространенности
нарушений законов и
Ввиду
роста травматизма на производстве,
в особенности на малых
предприятиях, для всех прокуроров становится
особо актуальным надзор
за исполнением законодательства об охране
труда и соблюдению правил
по технике безопасности.
В связи с неконтролируемым распространением огнестрельного, в том числе и боевого оружия, среди населения и ростом преступлений, совершенных с применением оружия и боеприпасов, в поле постоянного внимания прокуроров должен находиться надзор за исполнением законодательства об оружии. Актуальным является также надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях, поскольку органы, наделенные правом применения административных санкций, нередко допускают нарушения или бездействуют.
Неослабное
внимание должно уделяться прокурорскому
надзору за законностью правовых
актов, издаваемых (принимаемых) органами
представительной и исполнительной
власти областного и равного им звеньев,
а также органами местного самоуправления15.
Это обстоятельство связано
с тем, что названными органами нередко
издаются акты в нарушение законов. Нарушаются
права всех или многих граждан, проживающих
в соответствующих регионах, ущемляются
законные интересы предприятий, учреждений
и организаций.
Сказанное
не означает, что в поле зрения прокурора
должны находиться только названные
направления прокурорского
2.3. Организация работы по надзору за исполнением законов
Эффективность
прокурорского надзора за исполнением
законов во
многом зависит от того, как организована
работа. Организация работы по
надзору за исполнением законов — составная
часть16 организации работы прокуратуры
в целом, под которой понимается совокупность
взаимосвязанных и взаимодополняемых
мер (мероприятий, элементов) по подбору,
расстановке, повышению квалификации
прокурорских кадров, постоянному регулированию
(направлению) их деятельности, обеспечению
их всеми необходимыми средствами, сбору
и анализу информации, анализу работы
прокуратуры и ее оценке, планированию
работы, контролю за выполнением планов,
объединению усилий оперативного состава,
других органов в целях достижения высоких
конечных результатов в плане укрепления
законности.
Осуществление надзора за исполнением законов в прокуратурах закрепляется за конкретными прокурорскими работниками. В районных и приравненных к ним специализированных прокуратурах, в зависимости от штатной численности оперативного состава, эта работа закрепляется за одним или несколькими помощниками прокурора. При отсутствии в штате прокуратуры помощника прокурора, прокурорский надзор за исполнением законов закрепляется обычно за заместителем прокурора, реже — за прокурором. В республиканских, краевых, областных, равных им прокуратурах, в прокуратурах больших городов эта работа выполняется управлениями или отделами по надзору за исполнением законов, за каждым из работников которых закрепляются конкретные направления прокурорского надзора.
Для оказания помощи районным и городским прокурорам и осуществления контроля за их работой за прокурорскими работниками этих управлений или отделов закрепляются нижестоящие прокуратуры (зоны). Не зависимо от того, как распределены обязанности в прокуратурах, прокуроры и их заместители участвуют в организации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, направляют и контролируют работу подчиненных прокуроров в этой области.
Для
успешного осуществления