Пособия как элемент денежной социальной поддержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Таким образом, актуальность проблем выплаты пособий в современной России очевидна. В повседневной жизни непроизвольно становишься свидетелем многих ситуаций, когда определенная часть населения в нашей стране не дотягивает до уровня прожиточного минимума, когда в случае безработицы люди «опускают руки» и становятся лицами БОМЖ и многое другое.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Пособия как денежная форма социального обеспечения населения…...5
1.1. Понятие пособий. Классификация и отдельные виды…………………….5
1.2. Краткая история развития системы выплаты пособий………………….10
Глава II. Анализ современного состояния системы выплаты пособий…………………………………………………………………………………..17
2.1. Характеристика, основания выдачи и размер отдельных видов пособий……………………..……………………………………………………………17
2.1.1. Пособие по временной нетрудоспособности………………………17
2.1.2. Пособия по беременности и родам………………………………..22
2.1.3. Пособие по безработице…………………………………………….27
2.2. Проблемы, связанные с назначением и выплатой пособий в России………………………………………………………………………………….32
Глава III. Практические рекомендации по решению проблем, связанных с выплатой пособий……………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 112.64 Кб (Скачать)

Единые  для всей страны государственные  минимальные социальные гарантии (минимальные пенсии, пособия, минимальный размер оплаты труда и другие) актуальные главным образом для малоимущих граждан, существенно различаются по потребительским возможностям в зависимости от региона проживания. Поэтому «необходима региональная дифференциация реализуемых государственных гарантий»42.

В таком  случае к основным стратегическим направлениям работы по обеспечению адресного  подхода к оказанию социальной помощи населению на региональном и муниципальном  уровне можно отнести:

  • «разработку и внедрение соответствующих методик оценки доходов и имущественного положения представителей групп населения, претендующих на получение различных видов социальной помощи, и формирование на их основе персонифицированных баз данных, отражающих материальное и имущественное положение граждан»43;
  • определение форм помощи (преимущественно выплата дифференцированных по размеру пособий) домохозяйствам, в которых размер душевого дохода не достигает уровня официального прожиточного минимума;
  • создание специальных подразделений со штатом социальных работников, занимающихся определением объемов материальной и иной помощи нуждающимся домохозяйствам в рамках адресных программ социальной защиты, возможно их создание по образцу агентств социальной работы в европейских странах.

Существующие  программы оказания адресной социальной помощи направлены на поддержание нуждающихся семей в основном путем адресных выплат в виде пособий. Эта важная компонента социальной политики, но не достаточная с точки зрения помощи семье в поиске выхода из трудной жизненной ситуации, в активизации адаптивных способностей взрослых членов семьи. Это усиливает необходимость в повышении эффективности региональных программ адресной социальной помощи населению путем перехода на качественно иные принципы ее предоставления, предполагающие активное участие семьи в решении своих проблем.

Экономический кризис не снизил актуальность перехода к новой системе оказания адресной помощи. В «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год» (30 декабря 2009г.) была включена работа по внедрению системы социальных контрактов, что потребует «разработки соответствующей нормативной правовой базы, перестройки деятельности органов социальной защиты населения на региональном и муниципальном уровням» (п.2.1).

Адресная  социальная поддержка должна базироваться на двух основных

принципах:

  • как можно более точного определения реальной нуждаемости семей и одиноко проживающих граждан, для чего необходима как можно более точная оценка их материальной обеспеченности, а также контроль со стороны органов социальной защиты за ее изменением; российский и мировой опыт накопил достаточно богатый практический и методический материал по ведению контроля за изменением ситуации в семье с целью не допустить получения помощи лицами, не имеющими на это право;
  • размер и условия предоставления адресной социальной помощи не должны провоцировать иждивенческие настроения, особенно в семьях, где есть трудоспособные члены семьи.

«Опыт работы по социальной адаптации бедного населения в форме системы социального контракта существует уже в некоторых регионах России, где организация взаимодействия с семьей для ее привлечения к активной деятельности по самообеспечению вводилась в последние 10 лет»44. Во многих случаях примером послужил опыт зарубежных стран, где подобные системы функционируют уже несколько десятилетий. Основная задача всех подобных программ заключается в социальной адаптации семей, организации помощи им на качественно ином уровне: не только материально поддержать в трудный период жизни, но и помочь найти свое место в обществе и в трудовой сфере.

«Это новое направление социальной политики требует значительной функциональной и структурной перестройки деятельности службы социальной защиты на региональном и муниципальном уровнях, усиления практики координации работы различных социальных ведомств при предоставлении адресной поддержки малоимущим»45.

Работа  региональных служб социальной защиты показывает, что расширение использования системы социального контракта, введение подобной системы во всех регионах России, требует дополнительной методической и организационной проработки.

В настоящее  время необходимость реформирования системы финансового обеспечения социальной защиты населения в РФ общепризнанна. На правительственном уровне принимаются концепции реформирования пенсионной системы, модернизации системы обязательного медицинского страхования, однако целостная концепция финансового обеспечения зашиты населения отсутствует.

Можно выделить следующие основные направления  развития финансового обеспечения социальной защиты населения в Российской Федерации:

  1. обеспечение адресности социальной помощи;
  2. приведение расходных обязательств в соответствие с доходными возможностями органов власти, которые уполномочены финансировать социальную помощь населению;
  3. повышение эффективности социальной помощи. Повышение эффективности социальной помощи может быть достигнуто за счет повышения адресности социальной поддержки и предоставления равных возможностей в социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются.

Предоставление  социальной помощи семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума, т.е. соблюдение принципа адресности, позволит сократить контингент получателей и повысить долю социальных трансфертов в доходах бедных слоев населения. Таким образом, достигается вертикальное равенство, т.е. происходит перераспределение дохода или потребления от богатых слоев населения в пользу малообеспеченных.

«Предоставление равных возможностей в социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются, обеспечивает горизонтальное равенство и исключают доступ к ней прочих категорий населения.

На эффективность  социальной помощи также влияет отношение  трансфертов, достигающих тех граждан, которые реально в ней нуждаются, к общему объему социальной помощи»46.

Что же касается проблемы низкой информированности  населения о полагающихся им выплатах и сложности бюрократических процедур при их получении, в данных ситуациях можно предложить следующее:

  • организация системы получения пособий в сторону уменьшения тех количеств учреждений и количества справок, которые должен собрать гражданин, для получения того или иного пособия. Возможно это при налаживании связей между учреждениями, введение повсеместно «социального паспорта», который содержит в себе все необходимые документы;
  • необходимо повышать ценность и значимость пособий, чтобы таким образом стимулировать людей обращаться за их выплатой.

Заключение

В условиях сложившихся рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако  в каждом обществе, в данном случае мы говорим о России, конечно же, есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д.

Эти категории  населения не смогут полноценно жить и развиваться без социальной поддержки со стороны государства.

В данной работе были рассмотрены с учетом последних изменений характеристика, условия назначения и выплаты таких социальных пособий как пособие по безработице, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам. Пособия являются элементом денежной социальной поддержки населения, поэтому и требуют очень внимательного изучения как в отношении их выплаты, так и в отношении решения проблем, которые связаны непосредственно с их выплатой.

Также в  ходе написания работы была рассмотрена  история становления и развития системы выплаты пособий, которая характеризуется очень длительным периодом: со времен появления восточных славян до настоящего времени, а также сложными шагами со стороны государства в проведении политики социального обеспечения граждан.

Особую значимость данной работе придает то, что были обозначены проблемы, которые непосредственно связаны с назначением и выплатой пособий и определены возможные пути их решения.

Решение двух очень взаимосвязанных  проблем: проблемы бедности и адресного предоставления социальной поддержки на сегодняшний день очень актуально. Без достоверной информации, пожалуй, действительно трудно разобраться в том, кто же такие российские бедные сегодня. А без этого трудно понять и то, каким образом помогать бедным, как учесть их потребности и как направить средства действительно самым нуждающимся.

Можно охарактеризовать планируемые  действия государства в отношении решения этих проблем. Предусматривается провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности. Будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.

Программы помощи бедным будут носить комплексный  характер и предусматривать сочетание  материальной помощи бедным с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда.

Особое  внимание будет уделено обеспечению  эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости населения с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Предстоит обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.

Большинство людей верят в хорошее, светлое будущее, надеются на заботу со стороны государства, для этого мы и должны действовать, решать сложившиеся проблемы, диагностировать и предупреждать новые. Все в наших силах, в силах государства…

 

 

Список использованной литературы

  1. Беляев А. Н. Пособия по гос. соц. страхованию на стыке 2009-2010 гг. / А. Н. Беляев // Зар.плата. Расчеты. Учет. Налоги. 2009. №12. С. 66-77.
  2. Бычкова Е. А. Реализация гос. антикризисной политики / Е. А. Бычкова // Власть. 2010. №8. С.52-54.
  3. Говорова Н. Европа без безработных / Н. Говорова // Современная Европа. 2003. №3. С.99-103.
  4. Дубровская Т.А. Бедность в России и мире: социально-политические пути решения [электронный ресурс] / Т. А. Дубровская  // http://www.librero.ru/article/megapolis/poor.htm
  5. Захарьин В. Выплаты социальных пособий в 2010 году / В. Захарьин // Экономико-правовой бюллетень. 2010. № 2. С.8-160.
  6. Елизаров В. Вклад гос. политики поддержки семьи в уровень жизни семьи / В. Елизаров // Уровень жизни населения регионов России. 2009. № 8-9. С.50-61.
  7. Карпикова И. С. Адресность социальной защиты населения: необходимость и проблемы ее внедрения / И. С. Карпикова // Известия ИГЭА. 2007. №6. С. 125-127.
  8. Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения : Учеб. пособие. М., 2000. – 434 с.
  9. Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России. М.: Маркетинг, 2001. – 464 с.
  10. Право социального обеспечения России : Учебник / М. О. Буянова, К. Н. Гусов и др.; Под ред. К. Н. Гусова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Проспект, 2004. – 488 с.
  11. Прокофьева Л. М. . Различия подходов к оказанию адресной социальной помощи в субъектах РФ и перспективы введения системы социального контракта [электронный ресурс] / Л. М. Прокофьева // http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/issledovanie/pdf/prokofeva%20.pdf

 

  1. Родионов Д. Г. Преодоление бедности как основное условие повышения уровня жизни населения региона /Д. Г. Родионов // Известия ИГЭА. 2008. №3. С.132-137.
  2. Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 1. История России с древнейших времен. М., 1988. Т. 1. – 565 с.
  3. Семенихин В. Пособие по безработице : порядок и размеры выплат / В. Семенихин // Аудиторские ведомости. 2010. № 5. С.55-60.
  4. Тамбовцева А. Р. Новые особенности исчисления социальных пособий / А. Р. Тамбовцева // Экономика железных дорог. 2010. №2. С.37-50.
  5. Шлихтер А. Гос. программы в сфере труда и занятости (опыт США) / А. Шлихтер // Трудовое право. 2005. №2. С.77-87.

1 Право социального обеспечения России: Учебник / М. О. Буянова, К. Н. Гусов и др.; Под ред. К. Н. Гусова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Проспект, 2004. – С.282.

Информация о работе Пособия как элемент денежной социальной поддержки